Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 24.10.2016 |
Дата решения | 10.01.2017 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Ивченкова Ю.М. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 7b62b8c2-1b58-37f6-8489-21c8525ad8b2 |
№ 2-87/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 января 2017 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ивченковой Ю.М.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Белокатайского района Республики Башкортостан в интересах ФИО9 и ФИО2 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан об обязании Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан организовать и обеспечить доставку ФИО9 и ФИО2 больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи в <адрес> района РБ, методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Белокатайского района Республики Башкортостан, действующий в интересах ФИО9 и ФИО2, обратился в суд с иском к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан об обязании Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан организовать и обеспечить доставку ФИО9 и ФИО2 больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи в <адрес> района РБ, методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой Белокатайского района РБ по обращению ФИО9, ФИО2 страдающих хронической почечной недостаточностью, проведена проверка исполнения законодательства об основах здоровья граждан в РФ, в ходе которой установлены нарушения требований закона в связи с не обеспечением доставки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно.
В настоящее время основным способом лечения хронической почечной недостаточности является заместительная почечная терапия, которая осуществляется посредством гемодиализа.
Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2015г. и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2014г. №662.
Негосударственное отделение гемодиализа (ООО Центр гемодиализа) осуществляет деятельность по оказанию диализной помощи больным на территории <адрес> района РБ.
Согласно сведениям ГБУЗ РБ Белокатайская ЦРБ на территории муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан проживают 4 лица, страдающих хронической почечной недостаточностью, из них все нуждаются в транспортировке до медицинского учреждения: ФИО2, проживающий по адресу: РБ, Белокатайский район, д.Ураково; ФИО3, проживающий по адресу: РБ, Белокатайский район, <адрес>; ФИО9, проживающий по адресу: РБ, Белокатайский район, д. Левали, <адрес>; ФИО4, проживающий по адресу: РБ, Белокатайский район, <адрес>.
Указанные лица нуждаются в постоянном лечении гемодиализом с применением аппарата «Искусственная почка», а также в доставлении из дома на лечение и обратно не реже 3-х раз в неделю. Подвоз больных до <адрес> осуществляется с ГБУЗ РБ Белокатайская ЦРБ <адрес>.
ФИО9, ФИО2 вынуждены самостоятельно добираться из дома до ГБУЗ РБ Белокатайская ЦРБ: населенные пункты д.Левали, д.Ураково, находятся на расстоянии 35,7 км. до <адрес> соответственно.
Прокурор Белокатайского района Республики Башкортостан просит обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан организовать и обеспечить доставку ФИО9 и ФИО2 больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории муниципального района Белокатайский район РБ от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи в <адрес> района РБ, методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий.
В судебном заседании представитель прокуратуры ФИО5 исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика - Министерства [СКРЫТО] РБ ФИО6 (доверенность в деле) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Представитель ГБУЗ РБ <адрес>ной больницы – главный врач ФИО7, исковые требования не признал, просил в иске отказать, пояснил, что у больницы нет финансирования, в бюджет не заложены денежные средства, для того, чтобы доставлять больных страдающих почечной недостаточностью из дома до ООО Центр Гемодиализа, <адрес> района РБ, и обратно до дома.
Представитель третьих лиц [СКРЫТО] финансов РБ, ООО Центр Гемодиализа, Администрация МР Белокатайский район РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом. Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив и оценив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях [СКРЫТО] оказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
- организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства [СКРЫТО] и социального развития РФ от 15 мая 2012 года N 543н в соответствии со ст. 32 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, устанавливающее правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации /далее приказ Минздрава N 543н от 15 мая 2012 года/.
Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (п.3 ст.2 Закона).
В соответствии с п.4 ст.2 Закона медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В свою очередь, медицинское вмешательство определено как выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (п.5 ст.2 Закона).
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Одним из принципов охраны здоровья в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона N 323-ФЗ является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона N 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.
Частью 1 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Согласно Приказу Минздрава РФ от 13.08.2002 года №254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества и относится к специализированной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневного стационара.
В соответствии с Приказом Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 1271-н терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.
Анализ указанных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде терапии методом заместительного гемодиализа и перитонеального диализа возложена на субъект Российской Федерации – Республика Башкортостан в лице его уполномоченных органов, каковым в данном случае является [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан.
Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 года №1273 и Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014 года №662.
Приказом Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан от 30.10.2008 года №1696-Д «О мерах по совершенствованию организации диализной помощи гражданам в Республике Башкортостан» утвержден перечень диализных подразделений лечебно-профилактических учреждений Республики Башкортостан с прикрепленными к ним территориями, оказывающих специализированную медицинскую помощь (аппаратный гемодиализ и перитонеальный диализ) пациентам с острой и терминальной стадией хронической почечной недостаточности.
Судом установлено, что Негосударственное отделение гемодиализа (ООО Центр гемодиализа) осуществляет деятельность по оказанию диализной помощи больным на территории <адрес> района РБ.
Согласно сведениям ГБУЗ РБ Белокатайская ЦРБ на территории муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан проживают 4 лица, страдающих хронической почечной недостаточностью, из них все нуждаются в транспортировке до медицинского учреждения: ФИО2, проживающий по адресу: РБ, Белокатайский район, д.Ураково; ФИО3, проживающий по адресу: РБ, Белокатайский район, <адрес>; ФИО9, проживающий по адресу: РБ, Белокатайский район, д.Левали, <адрес>; ФИО4, проживающий по адресу: РБ, Белокатайский район, <адрес>.
Указанные лица нуждаются в постоянном лечении гемодиализом с применением аппарата «Искусственная почка», а также в доставлении из дома на лечение и обратно не реже 3-х раз в неделю. Подвоз больных до <адрес> осуществляется с ГБУЗ РБ Белокатайская ЦРБ <адрес>.
ФИО9 ФИО2 вынуждены самостоятельно добираться из дома до ГБУЗ РБ Белокатайская ЦРБ: населенные пункты д.Левали, д.Ураково, находятся на расстоянии 35,7 км. до <адрес> соответственно.
Медицинская помощь определяется Федеральным законом N 323-ФЗ как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга обозначается как медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую реабилитацию (статья 2).
Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, в то же время является составной частью мероприятия по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа, то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи.
В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона N 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иных источников в соответствии с законом.
Пунктами 3.1.11-3.1.13 Положения о Министерстве [СКРЫТО] Республики Башкортостан, утвержденного Указом Президента Республики Башкортостан от 28.01.211г. №УП-18, функции по организации специализированной медицинской помощи, возложены на [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан.
Тем самым, [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан является уполномоченным органом, который организует оказание данной специализированной помощи в медицинских учреждениях для жителей Республики Башкортостан и обеспечивает ее доступность для граждан».
Пунктом 16 раздела "Формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования" Письма Минздрава России от 12 декабря 2015 г. N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год предусмотрено, что Заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.
При этом, установлено, что ФИО9 ФИО2 вынуждены самостоятельно добираться из дома до ГБУЗ РБ Белокатайская ЦРБ: населенные пункты д.Левали, д.Ураково, находятся на расстоянии 35,7 км. до <адрес> соответственно, обратное суду не доказано.
На основании указанных норм действующего законодательства, с учетом нуждаемости ФИО9 и ФИО2 по жизненным показаниям в рамках Программы гемодиализу по графику, следует, что [СКРЫТО] здравоохранение РБ должно организовать и обеспечить транспортировки указанных лиц до ООО Центр Гемодиализа, расположенного в <адрес> района РБ.
Пациентам ФИО9 и ФИО2 страдающим хронической почечной недостаточностью, рекомендован проезд от места проведения процедуры гемодиализа до места жительства на легковом автотранспорте (такси) в связи с выраженным побочным эффектом после проведения гемодиализа.
Довод ответчика изложенный в возражении, о том, что доставка пациентов к месту получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии не является частью оказываемой медицинской помощи, и ее организация не отнесена к полномочиям Минздрав РБ, судом принят быть не может, поскольку в данном случае указанные граждане становятся зависимыми от общественного транспорта, что является неприемлемым при оказании сложной медицинской помощи.
На основании изложенного, суд удовлетворяет исковые требования прокурора Белокатайского района Республики Башкортостан в интересах ФИО9 и ФИО2 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан об обязании Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан организовать и обеспечить доставку ФИО9 и ФИО2 больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи в <адрес> района РБ, методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
удовлетворить исковые требования прокурора Белокатайского района Республики Башкортостан.
Обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан организовать и обеспечить доставку ФИО9 и ФИО2 больных хронической почечной недостаточностью, проживающих на территории муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи в <адрес> района РБ, методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно по графику гемодиализа, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Ивченкова Ю.М.