Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 07.12.2015 |
Дата решения | 18.01.2016 |
Категория дела | Другие споры, связанные с землепользованием |
Судья | Галлямов М.З. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 4dac34c3-b930-3cc9-83b1-0f160f898f54 |
Дело № 2-867/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 января 2016 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Галлямова М.З.,
при секретаре ФИО4,
с участием представителя истца ФИО3 по доверенности ФИО6,
представителя ответчика Администрации ГО г. Уфа, третьего лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Администрации ГО г. Уфа об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о возложении обязанности подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 2 010 кв.м., с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. ФИО2, <адрес>, по выкупной цене, установленной в размере 3 % от кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя, и направить истцу для подписания. На обращение истца о предоставлении земельного участка в собственность Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. ФИО2 ответило отказом, поскольку земельный участок находится в территориальной зоне «Р-1», вид разрешенного использования земельного участка в данной территориальной зоне запрещен, размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом, земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен в частную собственность. Истец считает данный отказ неправомерным.
Истец ФИО3 в суд не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представители третьих лиц ОАО «Газпром Газораспределение Уфа», ООО «Башкирэнерго» в суд не явились, о времени и месте судебного разбирательства была извещены надлежащим образом.
Суд, с учётом мнения участников процесса, руководствуясь статьёй 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при указанной явке.
Представитель истца по доверенности ФИО6 на судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и третьего лица Управления по земельным и имущественным отношениям Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – ФИО5 на судебном заседании в удовлетворении иска возражала, ссылаясь на то, что указанный земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд, кроме того, площадь земельного участка превышает 15 соток, что не соответствует статье 45 таблицы № Правил землепользования и застройки городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, утвержденных решением Совета Городского округа город Уфа Республики Башкортостан № 7/4 от 22.08.2008, также отсутствует отзыв ОАО «Газпром Газораспределние Уфа».
Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, истец ФИО3 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: РБ, г. ФИО2, <адрес>.
Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:55:050621:178, площадью 2 010 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, адрес: г. ФИО2, р-н Кировский, <адрес>.
Согласно выписке ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ правообладатель жилого дома, расположенного по адресу: г. ФИО2, <адрес>, с кадастровым номером 02:55:050621:1504, площадью 48,2 кв.м, является ФИО3, данные о государственной регистрации ограничении (обременении) права отсутствуют.
В соответствии с уведомлением об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ данные о правообладателе на земельный участок, расположенный по адресу: г. ФИО2, <адрес>, о государственной регистрации ограничении (обременении) права отсутствуют.
Истец обратилась в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с просьбой о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. ФИО2, <адрес>. Письмом Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № С-5211 от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении бесплатно в собственность земельного участка на том основании, что данный земельный участок находится в территориальной зоне рекреационного назначения «Р-1», предназначенной для реорганизации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения с ограничением предоставления их в собственность.
Заявитель обратился с заявлением в Главное Управление архитектуры и градостроительства Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, на которое был получен ответ за №/ПР от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии Правилами землепользования и застройки городского округа г. ФИО2 Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета Городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 02:55:050621:178 не расположен в границах особо охраняемых природных территорий.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктами 4-7 статьи 39.17 ЗК РФ рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указаны в статье 39.16 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 6 статьи 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно пункту 4 статьи 70.1 ЗК РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
На основании пунктов 8 и 9 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 № 561, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Между тем, ответчиком не представлено доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю, направления копии решения о резервировании земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, в материалах дела таких доказательств не имеется. Согласно выписке из ЕГРП и кадастровому паспорту земельного участка сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд отсутствуют.
Довод представителя ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок отнесен к рекреационным землям, в связи с чем не может быть предоставлен в частную собственность, является необоснованным в силу следующего.
На основании пункта 9 статьи 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон, относятся к территориям общего пользования и входят в состав зон городских земель рекреационного назначения и не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительно и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.
Правовой режим земель рекреационного назначения установлен статьей 98 ЗК РФ, согласно которой к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан (п. 1 ст. 98).
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты (п. 2 ст. 98).
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению (п. 5 ст. 98).
Согласно п. 8 ст. 1 ГрК РФ градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки.
На территории городского округа г. Уфа Республики Башкортостан указанные Правила, а также градостроительные регламенты установлены решением Совета городского округа адрес Республики Башкортостан № 7/4 от 22.08.2008 "О Правилах землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан" (далее - Правила).
В п. 2 ст. 41 Правил предусмотрено, что границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Статьей 43.4 Правил установлено назначение рекреационных зон, согласно которым рекреационная зона Р-1 - зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение (ст. 43.5 Правил).
Из указанных норм следует, что земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности.
Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. В отношении спорного земельного участка такие акты не принимались, поэтому испрашиваемый земельный участок не может быть отнесен к землям рекреационного назначения. При этом не установлены ограничения в обороте.
В материалах дела отсутствуют какие-либо сведения об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
В связи с чем, оснований распространять на земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный статьями 94 - 100 ЗК РФ, не имеется.
Сам по себе факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок является ограниченным в обороте, и он не может быть предоставлен в частную собственность.
Доказательств расположения испрашиваемого земельного участка в зоне особо охраняемой территории в связи с его рекреационным значением и нахождения в пределах территорий общего пользования не имеется.
При указанных обстоятельствах оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность за плату истцу, как собственнику жилого дома, по основаниям расположения земельного участка в территориальной зоне рекреационного назначения "Р-1", у Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан не имелось.
Довод представителя ответчика о том, что площадь испрашиваемого земельного участка превышает максимально допустимый размер земельного участка, предоставляемого гражданам для индивидуального жилищного строительства, который установлен статьей 45 Правил, также подлежит отклонению, т.к. минимальная площадь земельного участка в зоне Р-1 составляет 0,02 га, а максимальная не установлена.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2014 № 629 утвержден порядок определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в муниципальной собственности городского округа город Уфа Республики Башкортостан, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливающий льготную цену выкупа земельных участков для собственников зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках - в размере 3% от кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя (п.п. а п. 2).
При таких обстоятельствах суд считает необходимым возложить на Администрацию ГО г. ФИО2 обязанность подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 2 010 кв.м., с кадастровым номером 02:55:050621:178, расположенного по адресу: г. ФИО2, <адрес>, по выкупной цене, установленной в размере 3 % от кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя, и направить истцу для подписания.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 39.3, 39.17, 39.20 ЗК РФ, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО3 к Администрации ГО г. Уфа удовлетворить.
Обязать Администрацию ГО г. Уфа подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 2 010 кв.м., с кадастровым номером 02:55:050621:178, расположенного по адресу: г. Уфа, <адрес>, по выкупной цене, установленной в размере 3 % от кадастровой стоимости земельного участка, действующей на момент обращения заявителя, и направить ФИО3 для подписания.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Решение суда в окончательной форме принято 22.01.2016.
Судья М.З. Галлямов