Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 04.08.2015 |
Дата решения | 09.09.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Галлямов М.З. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | de8efdcd-12cd-30f2-95ac-1808edeb1c5b |
Дело № 2-8552/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 сентября 2015 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Галлямова М.З.,
при секретаре Исламгуловой Р.У.,
с участием истца ФИО2, его представителя по доверенности ФИО4,
представителя ответчика Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре по доверенности ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре об обязании выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения,
руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
установил:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре об обязании выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что ФИО2 является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, что подтверждается удостоверением серии Р № от ДД.ММ.ГГГГ и справкой Управления ФСБ РФ по РБ № А-834 от ДД.ММ.ГГГГ года. В связи с отсутствием жилого помещения для постоянного проживания начиная с ДД.ММ.ГГГГ после расторжения брака истец обратился с заявлением в Администрацию Советского района Городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как участника ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС. Распоряжением Главы администрации Советского района Городского округа г.Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ФЗ «О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы » как участника ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС на Чернобыльской АЭС» и Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением к Главе Администрации Советского района Городского округа г.Уфа Республики Башкортостан с просьбой о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения, в связи с чем копии учетного дела ФИО2 были переданы в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре для выдачи государственного сертификата. Согласно письму Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ № 16.06/0118 документы ФИО2 были возвращены для рассмотрения по вопросу снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с отсутствием нуждаемости в жилом помещении.
Представитель третьего лица Администрации Городского округа г. Уфа Республики Башкортостан на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при указанной явке.
Истец ФИО2, его представитель по доверенности ФИО4 на судебном заседании требования поддержали, просили удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре по доверенности ФИО5 в удовлетворении исковых требований просили отказать ввиду необоснованности.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает необходимым исковое заявление удовлетворить по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защиту - обязанностью государства (статья 2). К числу конституционно признаваемых и защищаемых прав и свобод человека и гражданина относятся право на охрану здоровья, а также право на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением (статьи 41 и 42 Конституции Российской Федерации), которым корреспондирует обязанность государства обеспечить экологическое благополучие путем охраны окружающей среды, предотвращения экологически опасной деятельности, предупреждения и ликвидации последствий аварий и катастроф, в том числе радиационных (пункт 2 постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 17-П).
Возмещение вреда, причиненного гражданам вследствие чернобыльской катастрофы, осуществляется путем специального правового регулирования в целях создания - на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств - компенсационного механизма, предусматривающего предоставление мер социальной защиты как в денежной, так и в натуральной форме (материальные компенсации, льготы и др.).
Такая система социальной защиты предусмотрена Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и включает в себя различные виды денежных выплат (ежемесячную денежную выплату; компенсации за вред здоровью, на оздоровление, на приобретение продовольственных товаров; компенсации работающим или осуществляющим предпринимательскую деятельность в зонах радиоактивного загрязнения; выплаты в повышенном размере пенсий и пособий и т.д.) и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственного обеспечения, содействия занятости и получения образования, с тем чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми.
Положениями статьи 13 Закона N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
На основании пункта 1 части 1 статьи 15 Закона N 1244-1 указанным гражданам гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно Паспорту подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы право на улучшение жилищных условий в рамках данной подпрограммы имеют следующие категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, в том числе: - граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; - граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Как усматривается из материалов дела, ФИО2 является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году, что подтверждается удостоверением серии Р № от ДД.ММ.ГГГГ и справкой Управления ФСБ РФ по РБ № А-834 от ДД.ММ.ГГГГ года.
ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО2 и ФИО6 расторгнут, что подтверждается свидетельством о расторжении брака серии I-АР № от ДД.ММ.ГГГГ г.
В связи с отсутствием жилого помещения для постоянного проживания истец обратился с заявлением в Администрацию Советского района Городского округа г.Уфа Республики Башкортостан о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как участника ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС, что подтверждается заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением Главы администрации Советского района Городского округа г.Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ФЗ «О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы » как участника ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС на Чернобыльской АЭС» и Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы».
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением к Главе Администрации Советского района Городского округа г.Уфа Республики Башкортостан с просьбой о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения, в связи с чем копии учетного дела ФИО2 были переданы в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре для выдачи государственного сертификата.
Согласно письму Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ № 16.06/0118 документы ФИО2 были возвращены для рассмотрения по вопросу снятия его с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, отказ был мотивировав тем, что ФИО2 имеет постоянное место регистрации в жилом помещении по адресу: г.Уфа, <адрес>, в результате площадь обеспеченности каждого по указанному адресу составляет 16,5 кв.м, что больше учетной нормы, данное обстоятельство исключает нуждаемость ФИО2 в жилом помещении.
Из представленных суду материалов копии учетного дела ФИО2 следует, что истец проживает в арендованном помещении с января 2011 года на основании договора коммерческого найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, договора аренды комнаты от ДД.ММ.ГГГГ года, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, договора аренды жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ года, сроком действия с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, суд установил, что доводы возражения Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре на исковое заявление ФИО2 необоснованны.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым исковые требования ФИО2 удовлетворить, обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре выдать ФИО2 государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153, в порядке очередности постановки на жилищный учет в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь статьями, 220, 221, 224 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре удовлетворить.
Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре выдать ФИО2 государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения в соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153, в порядке очередности постановки на жилищный учет в соответствии с действующим законодательством.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья М.З. Галлямов