Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 19.10.2017 |
Дата решения | 09.02.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Ивченкова Ю.М. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 73d3c8bf-2618-3ce9-abb3-b118c2dc2068 |
№ 2-84/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2018 года г.Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан,
в составе председательствующего судьи Ивченковой Ю.М.,
при секретаре Лутфуллиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Учалинского межрайонного [СКРЫТО] РБ в интересах неопределенного круга лиц к Правительству РБ, Государственному казенному учреждению «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан», Государственному комитету РБ по транспорту и дорожному хозяйству, [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ обратился в суд с указанным иском и просил (с учетом уточнения исковых требований) обязать [СКРЫТО] Республики Башкортостан осуществить финансирование, а именно выделить [СКРЫТО] средства главному распорядителю бюджетных средств – Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству в целях устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в 2-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу, обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству выделить необходимые денежные средства на ремонт автодорог межмуниципального значения Белорецк-Учалы-Миасс и Учалы-Ахуново-Карагайка. Обязать ГКУ «Управление дорожного хозяйства по Республике Башкортостан» устранить разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги, превышающее нормы ГОСТа Р 57597-93, колейность, просадочность дорожного полотна, неровности и многочисленные повреждения дорожного полотна, выбоины, трещины, ямочность, неровности (дорожной одежды), наличие многочисленных трещин, занижение обочины- 9 см. на автомобильной дороге Белорецк-Учалы-Миасс на участке автодороги от 13,5 км. до 15 км., от 29 км., до 31,9 км., от 38 км. до 40 км., от 51,5 км., до 58 км., от 70 км. до 73 км., от 76 км. до 84 км., от 92 км. до 94,5 км. от 105 км до 114 км., от 117 км. до 129 км., от 142 км. до 147 км. Обязать ГКУ «Управление дорожного хозяйства по Республике Башкортостан» устранить разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги, превышающее нормы ГОСТа Р 57597-93, колейность, просадочность дорожного полотна, неровности и многочисленные повреждения дорожного полотна, выбоины, трещины, ямочность, неровности (дорожной одежды), наличие многочисленных трещин, занижение обочины - 9 см. в части автодороги продолжительностью 16,3 км., а именно от 3,4 км. до 4,5 км., от 8 км. до 23,2 км. на автодороге межмуниципального значения Учалы-Ахуново- Карагайка.
В обосновании искового заявления указано, что Учалинской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры республики от 26.03.2017 №7/3/-8-2017 с привлечением специалистов начальника ОГИБДД Отдела МВД России по Учалинскому району и представителя Учалинского ДРСУ филиала АО «Башкиравтодор» проведена проверка соблюдения федерального законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения Белорецк-Учалы-Миасс и Учалы-Ахуново- Карагайка.
В ходе проведенной проверки установлено, что состояние и качество указанных автомобильных дорог не отвечает установленным требованиям и стандартам. Автомобильная дорога Белорецк-Учалы-Миасс находится в оперативном управлении ГКУ «Управление дорожного хозяйства по Республике Башкортостан» (далее УДХ РБ), включена в соответствующий реестр.
В судебном заседании представитель истца – [СКРЫТО] межрайонной прокуратуры Изгина К.З. заявленные требования поддержала в полном объеме с учетом уточнений.
В судебном заседании представитель ответчика – Правительства Республики Башкортостан Нафиков Р.Ш. указал на необоснованность заявленных требований, просил отказать в удовлетворении таковых.
Представитель ответчика Государственного казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» Мурзабаева А.С. просила в иске отказать, указала, что дорожная деятельность является плановой и зависит от поступления денежных средств, выделенных на данные цели.
Представитель ответчика Государственного комитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству Мухаметьянов Т.Р. просил отказать в иске.
Представитель ответчика [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ Зайнуллина Л.А. просила в исковых требованиях отказать.
Представитель третьего лица АО «Башкиравтодор» Михайлова Г.Н., просила в удовлетворении исковых требованиях отказать.
Третье лицо – ОГИБДД ОМВД России по Учалинскому району, Учалинское ДРСУ филиал АО «Башкиравтодор» в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, полагает необходимым удовлетворить исковые требования частично, по следующим основаниям.
В силу пункта 11 части 2 статьи 26.3 Федерального закона РФ от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, включающих проектирование, строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 26.2 указанного Федерального закона полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются региональными властями самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). В целях реализации имеющихся полномочий органы государственной власти субъектов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за его исполнением (ч.3 ст.26.13 184-ФЗ).
Статьями 8, 103 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства субъекта РФ, осуществлять государственные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов государственной власти субъектов РФ с наличием [СКРЫТО] возможности.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Дорожная деятельность согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Как указано в п. 12 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона под «содержанием автомобильной дороги» понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.11.2007 г. №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст. 33 названного закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности статьей 12 отнесено утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В силу положений ч. 1 ст. 17 названного закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
По правилам ч. 1 ст. 18 закона ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Судом установлено, что требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения определены «Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы», принятого постановлением Госстандарта РФ от 11.10.1993 года №221.
�������������������������������������������������?�?�?�?�?�?�?�?�
дорожного хозяйства Республики Башкортостан и АО «Башкиравтодор» заключен Государственный контракт № 4375-16 на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в Учалинском районе (код объекта - 80.253.1002).Срок начала выполнения работ определен с 21.11.2016 по 30.09.2018, также определен перечень автомобильных дорог, принятых на содержание по контракту (приложение № 1 от 21.11.2016). Уровень требований к качеству содержания автомобильных дорог определен в приложениях №3, 4 к контракту.
Согласно цене государственного контракта на содержание автомобильных дорог Учалинского района Республики Башкортостан предусмотрены ассигнования в размере 107 976 000,00 руб. с НДС (НДС 18% - 16 470915,25 руб.), распределенные по срокам в соответствии с «Графиком выполнения работ» (Приложение № 3), являющимся неотъемлемой частью государственного контракта.
В соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2015 г. №1500-р лимит финансирования на 2016 год за счет бюджетных средств Республики Башкортостан составляет 9 280 000,00 руб., на 2017 год - 53 284 000,00 руб., на 2018 год - 45 412 000,00 руб.
В ходе проведенной проверки выявлено разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги, превышающее нормы ГОСТа Р 57597-93, так на автомобильной дороге Белорецк-Учалы-Миасс Республика Башкортостан согласно акту комиссионного осмотра установлено, что на участке автодороги от 13,5 км. до 15 км., от 29 км., до 31,9 км., от 38 км. до 40 км., от 51,5 км., до 58 км., от 70 км. до 73 км., от 76 км. до 84 км., от 92 км. до 94,5 км. от 105 км до 114 км., от 117 км. до 129 км., от 142 км. до 147 км. выявлено разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги, превышающее нормы ГОСТа Р 57597-93, колейность, просадочность дорожного полотна, неровности и многочисленные повреждения дорожного полотна, выбоины, трещины, ямочность, неровности (дорожной одежды), наличие многочисленных трещин, занижение обочины- 9 см.
При этом, в соответствии ГОСТом Р 57597-93 с п.3.2.1. обочины не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см.
Также согласно ГОСТ Р 50597-93 в случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
Согласно п.3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Между тем, за период с 2008 года по 2016 год отремонтирована лишь часть автодороги Белорецк-Учалы-Миасс, общей продолжительностью 41,640 км.
Так, в 2008 году отремонтирован участок автодороги от 44 км. до 46 км., в 2009 году от 58 км. до 60 км., в 2011 году от 35 км. до 36 км. и от 42 км. до 44 км., в 2012 году от 135,5 км. до 138,5 км., в 2013 году от 40 км. до 42 км., в 2014 году от 32 км. до 35 км. и от 94,5 км. до 96 км., в 2015 году от 73 км. до 76 км., в 2016 году от 19 км. до 24 км., от 26 км. до 27 км. и от 46 км. до 48,5 км. также за период с 2012 года по 2014 год отремонтирован участок автодороги от 147 км. до 158,64 км.
Кроме того, межрайонной прокуратурой в ходе проверки автодороги межмуниципального значения Учалы-Ахуново-Карагайка, протяженностью 28,150 км., выявлены аналогичные нарушения.
Так, разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги, превышающее нормы ГОСТа Р 57597-93, колейность, просадочность дорожного полотна, неровности и многочисленные повреждения дорожного полотна, выбоины, трещины, ямочность, неровности (дорожной одежды), наличие многочисленных трещин, занижение обочины- 9 см. установлены в части автодороги продолжительностью 16,3 км., а именно от 3,4 км., до 4,5 км., от 8 км. до 23,2 км.
Ремонт автодороги Учалы-Ахуново-Карагайка производился лишь один раз в 2012 году, общей протяженностью 4 км., то есть от 1 км. до 3 км., от 4,5 км. до 6,5 км.
Таким образом, приведенный перечень нарушений свидетельствует о невыполнении ГКУ «Управление дорожного хозяйства по Республики Башкортостан» требований действующего законодательства, что, в свою очередь, препятствует безопасному движению автомобильного транспорта на автомобильных дорогах Белорецк-Учалы-Миасс и Учалы-Ахуново-Карагайка, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, ведет к причинению материального ущерба имущества неопределенного круга лиц.
По данным фактам межрайонной прокуратурой 03.07.2017 в адрес руководства ГКУ «Управление дорожного хозяйства по Республики Башкортостан» внесено представление об устранении федерального законодательства, регулирующего безопасность дорожного движения, по результатам рассмотрения которого предоставлен ответ с указанием, что заключены государственные контракты на ремонт дороги Белорецк-Учалы-Миасс на территории Учалинского района.
Между тем, нарушения, выявленные в ходе проверки, не устранены. Постановлением правительства Республики Башкортостан от 11.04.2012 №102 утвержден «Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований Дорожного фонда Республики Башкортостан» (далее - Порядок).
В силу требований п. 1.3 Порядка главным распорядителем бюджетных средств Фонда является Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству (далее - главный распорядитель).
В соответствии с п. 1.5 Устава Государственного казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
Согласно п. 1.7. Устава заключение и оплата учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Республики Башкортостан в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
ГКУ УДХ РБ является балансодержателем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения в соответствии с Перечнем, утвержденным постановлением Правительства РБ от 02.02.2012г. №28.
Отсутствие достаточного бюджетного финансирования не является законным основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей по содержанию дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения, так как действующим законодательством обеспечение безопасности граждан не ставится в зависимость от [СКРЫТО] обеспечения.
Отсутствие денежных средств (их недостаток) само по себе не является основанием для неисполнения требований действующего законодательства и не освобождает ответчика от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, в том числе, по устранению нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения.
Неудовлетворительное состояние дороги затрудняет движение транспортных средств в соответствии Правилами дорожного движения РФ, способствует возникновению дорожно-транспортных происшествий, создавая тем самым угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.
При изложенных обстоятельствах, исковое заявление Учалинского межрайонного [СКРЫТО] РБ подлежит удовлетворению в части исковых требований, с учетом отремонтированных участков дорог на дату вынесения решения судом, а именно согласно актов приемки работ по ремонту автомобильной дороги(участка) от 31.08.2017г. отремонтированы участки дорог: автомобильной дороги Белорецк-Учалы-Миасс на участке 124,00км. - 125,300 км., на участке 117,050 км. -118,050км.
Исковые требования подлежат удовлетворению в части: обязать [СКРЫТО] Республики Башкортостан осуществить финансирование, а именно выделить [СКРЫТО] средства главному распорядителю бюджетных средств – Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству в целях устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в 2-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу. Обязать ГКУ «Управление дорожного хозяйства по Республике Башкортостан» устранить разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги, превышающее нормы ГОСТа Р 57597-93, колейность, просадочность дорожного полотна, неровности и многочисленные повреждения дорожного полотна, выбоины, трещины, ямочность, неровности (дорожной одежды), наличие многочисленных трещин, занижение обочины- 9 см. на автомобильной дороге Белорецк-Учалы-Миасс на участке автодороги от 13,5 км. до 15 км., от 29 км. до 31,9 км., от 38 км. до 40 км., от 51,5 км. до 58 км., от 70 км. до 73 км., от 76 км. до 84 км., от 92 км. до 94,5 км. от 105 км. до 114 км., от 117 км. до 117,050 км., от 118,050 км. до 124 км., от 125,300 км. до 129 км., от 142 км. до 147 км. Обязать ГКУ «Управление дорожного хозяйства по Республике Башкортостан» устранить разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги, превышающее нормы ГОСТа Р 57597-93, колейность, просадочность дорожного полотна, неровности и многочисленные повреждения дорожного полотна, выбоины, трещины, ямочность, неровности (дорожной одежды), наличие многочисленных трещин, занижение обочины - 9 см. в части автодороги продолжительностью 16,3 км., а именно от 3,4 км. до 4,5 км., от 8 км. до 23,2 км. на автодороге межмуниципального значения Учалы-Ахуново- Карагайка.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Учалинского межрайонного [СКРЫТО] РБ удовлетворить частично.
Обязать [СКРЫТО] Республики Башкортостан осуществить финансирование, а именно выделить [СКРЫТО] средства главному распорядителю бюджетных средств – Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству в целях устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в 2-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Обязать ГКУ «Управление дорожного хозяйства по Республике Башкортостан» устранить разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги, превышающее нормы ГОСТа Р 57597-93, колейность, просадочность дорожного полотна, неровности и многочисленные повреждения дорожного полотна, выбоины, трещины, ямочность, неровности (дорожной одежды), наличие многочисленных трещин, занижение обочины- 9 см. на автомобильной дороге Белорецк-Учалы-Миасс на участке автодороги от 13,5 км. до 15 км., от 29 км. до 31,9 км., от 38 км. до 40 км., от 51,5 км. до 58 км., от 70 км. до 73 км., от 76 км. до 84 км., от 92 км. до 94,5 км. от 105 км. до 114 км., от 117 км. до 117,050 км., от 118,050 км. до 124 км., от 125,300 км. до 129 км., от 142 км. до 147 км.
Обязать ГКУ «Управление дорожного хозяйства по Республике Башкортостан» устранить разрушение асфальтобетонного покрытия проезжей части дороги, превышающее нормы ГОСТа Р 57597-93, колейность, просадочность дорожного полотна, неровности и многочисленные повреждения дорожного полотна, выбоины, трещины, ямочность, неровности (дорожной одежды), наличие многочисленных трещин, занижение обочины - 9 см. в части автодороги продолжительностью 16,3 км., а именно от 3,4 км. до 4,5 км., от 8 км. до 23,2 км. на автодороге межмуниципального значения Учалы-Ахуново- Карагайка.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Кировский районный суд г. Уфы РБ.
Судья: Ивченкова Ю.М.