Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 29.07.2014 |
Дата решения | 26.09.2014 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Шакиров А.С. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 943ba99d-e169-3d08-b45c-a7539c68300a |
Дело №2-8320/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 сентября 2014 г. г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шакирова А.С.,
при секретаре Валинуровой Г.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Государственному унитарному предприятию «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» о признании незаконным бездействия,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Государственному унитарному предприятию «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» о признании незаконным бездействия.
В обоснование требований истица указала, что на основании договора № от 16.11.2009г., заключенному между ОАО «СтройПроектЦентр» и ООО «ФПК «Полимер», а также договора № от 16.07.2010г., заключенному между ООО «ФПК «Полимер» и ООО «Автоградстрой», заключила с последним договор уступки права требования № от 30.07.2010г., по условиям которого приняла право требования на объект долевого участия – однокомнатную <адрес> (строительный номер) на 15-м этаже в 16-ти этажном <адрес> (строительный номер) блок В2 секция 8-4, общей площадью 41 кв.м., стоимость которой составила 1 230 000 руб. В соответствии с п.1 п.п. 1.3 договора предусмотрен срок окончания строительства – 2 квартал 2011г. Строительство ведется застройщиком ООО «СтройПроектЦентр». Согласно акту сверки по состоянию на 11.05.2011г. условия договора по оплате ею исполнены полностью. В соответствии с Распоряжением Правительства РБ №375-Р от 21.04.2011г. обеспечение завершения строительства жилого <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010910:0333 по строительному адресу: г. Уфа, Кировский район, микрорайон Бакалинский, поручено ГУП «Фонд жилищного строительства РБ» совместно с Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре. Согласно п.3 вышеуказанного Распоряжения Администрации городского округа г.Уфа РБ рекомендовано в срок до 31.05.2011г. составить список граждан, заключивших договоры приобретения жилых помещений, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству объектов. В силу п.4 Распоряжения ГУП «Фонд жилищного строительства РБ» поручено заключить соответствующие договоры с гражданами, включенными в вышеуказанный список. В соответствии с п.13 Распоряжения контроль за выполнением мероприятий по завершению строительства объектов и передаче гражданам жилых помещений возложено на Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре. Истица указала, что в нарушение указанных требований Администрацией городского округа г.Уфа РБ не составлен список граждан, пострадавших вследствие неисполнения ООО «СтройПроектЦентр» обязательств по строительству жилого <адрес>, расположенного по строительному адресу: г. Уфа, Кировский район, микрорайон Бакалинский, ГУП «Фонд жилищного строительства РБ» не заключены соответствующие договора с гражданами, включенными в список, Госстрой РБ не осуществляет соответствующий контроль. Полагала, что вследствие незаконного бездействия ответчиков лишена права на защиту, предусмотренную ст.4.2 Закона Республики Башкортостан от 03.03.2011г. №368-з «О мерах по защите прав граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан». Просила признать незаконным бездействие Администрации городского округа г.Уфа РБ, выразившееся в неисполнении требований п.3 Распоряжения Правительства РБ от 21.04.2011г. №375-р о составлении в срок до 30.05.2011г. списка граждан, заключивших договоры приобретения жилых помещений, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству объектов, указанных в поименованном распоряжении; обязать Администрацию городского округа г. Уфа РБ устранить допущенное незаконное бездействие и сформировать список граждан, заключивших договора приобретения жилых помещений, пострадавших вследствие неисполнения ООО «СтройПроектЦентр» по строительству жилого <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010910:0333 по строительному адресу: микрорайон «Бакалинский» разграниченном <адрес>, Бакалинская и Ст. Злобина в Кировском районе г. Уфы, с включением ФИО1 в указанный список в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу; признать незаконным бездействие ГУП «Фонд жилищного строительства РБ», выразившееся в неисполнении п.4 Распоряжения Правительства РБ от 21.04.2011г. №375-р о заключении соответствующих договоров с гражданами, включенными в список, указанный в поименованном распоряжении; обязать ГУП «Фонд жилищного строительства РБ» устранить допущенное незаконное бездействие и заключить с ФИО1 договор о приобретении жилого помещения в строящемся или построенном многоквартирном доме с освобождением от оплаты по договору стоимости количества квадратных метров, равного количеству квадратных метров, стоимость которых оплачена в соответствии с договором № от 03.07.2010г. об уступке права требования по договору участия в долевом строительстве № от 16.07.2010г. в микрорайоне «Бакалинский», ограниченном <адрес>, Бакалинская и Ст. Злобина в Кировском районе г. Уфы в течении 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу; признать незаконным бездействие Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, выразившееся в неисполнении п.13 Распоряжения Правительства РБ от 21.04.2011г. №375-р об осуществлении контроля за выполнением мероприятий по завершению строительства объектов, указанных в поименованном распоряжении, и передаче гражданам жилых помещений; обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре устранить допущенное незаконное бездействие и осуществлять надлежащий контроль за исполнением Распоряжения Правительства РБ от 21.04.2011г. №375-р.
Определением суда от 10.09.2014г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Правительство Республики Башкортостан.
Истица ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Представители ответчика Администрации городского округа г. Уфа РБ по ФИО3( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г.), ФИО4( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г.) в судебном заседании исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать.
Представители ответчика Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре ФИО5( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г.), ФИО6 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г.) в судебном заседании исковые требования не признали, просили в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика ГУП «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» ФИО7 ( доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г.) в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Представители третьих лиц Правительства Республики Башкортостан, ОАО «СтройПроектЦентр» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили, с ходатайством об отложении дела в суд не обращались.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истицу и представителей ответчиков, исследовав материалы настоящего гражданского дела, представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.02.1999г. №39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее Закон №39-ФЗ) инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта; инвестиции - денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
Из содержания ч.1 ст.4 вышеуказанного федерального закона следует, что субъектами инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (далее - субъекты инвестиционной деятельности), являются инвесторы, заказчики, подрядчики, пользователи объектов капитальных вложений и другие лица.
Согласно ст.6 Закона №39-ФЗ инвесторы имеют равные права на самостоятельное определение объемов и направлений капитальных вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также владение, пользование и распоряжение объектами капитальных вложений и результатами осуществленных капитальных вложений.
Отношения между субъектами инвестиционной деятельности осуществляются на основе договора и (или) государственного контракта, заключаемых между ними и соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст.8 Закона об инвестиционной деятельности).
В соответствии с положениями ст.ст.307, 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается.
Инвестиционный договор порождает между сторонами обязательственные отношения и дает им право требовать друг от друга исполнения соответствующего обязательства.
В силу п.3 ст.308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве стороны.
В соответствии со ст.219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно пп.16 ст.1 Градостроительного кодекса РФ застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке или на земельном участке иного правообладателя строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
В силу ч.2 ст.48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В соответствии с ч.15 ст.48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком. В случаях, предусмотренных ст.49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации.
Согласно ч.1 ст.49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе. Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы.
В соответствии с ч.5 ст.49 Градостроительного кодекса РФ предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
В силу ч.1 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Выдача разрешения на строительство не требуется только в случаях, предусмотренных ч.17 ст.51 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии с ч.3 ст.52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо.
При этом основные разрешительные акты, а именно, разрешение на строительство и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию согласно ст.ст.51, 55 Градостроительного кодекса РФ выдаются застройщику.
С силу ч.4 ст.51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
Судом установлено, что 16.07.2010г. между ООО «ФПК «ПОЛИМЕР» (инвестор) и ООО «Автоградстрой» (дольщик) заключен договор № о долевом участии в строительстве жилья в микрорайоне «Бакалинский», ограниченном <адрес>, Бакалинская и Ст.Злобина в Кировском районе г. Уфы.
Согласно п.1.1 договора его предметом является инвестирование строительства жилого дома в микрорайоне «Бакалинский». Дольщик финансирует строительство однокомнатной <адрес> (строительный номер) на 15 этаже в 16-этажном доме блок В2 секция 8-4, общей проектной площадью 41,0 кв.м.
Плановый срок окончания строительства устанавливается – 2 квартал 2011 года. Строительство квартир (жилого дома) ведется застройщиком ОАО «СтройПроектЦентр» (п.1.3 договора).
В соответствии с п.2.2 договора стоимость квартиры на дату подписания договора составляет 1 230 000 руб.
30.07.2010г. между ООО «Автоградстрой» и ФИО1 заключен договор уступки права требования №03, по условиям которого ООО «Автоградстрой» уступило ФИО1 в полном объеме права требования по договору участия в долевом строительстве № от 16.07.2010г., а ФИО1 приняла права требования, принадлежащие ООО «Автоградстрой» как участнику долевого строительства, в части права на объект долевого участия – однокомнатной <адрес> на 15-ом этаже в строящемся 16-ти этажном жилом доме блок В2 секции 8-4 в микрорайоне «Бакалинский», общей проектной площадью 41 кв.м.
Согласно акту сверки взаимных расчетов, составленному по состоянию на 11.05.2011г., условия договора по оплате квартиры истицей исполнены полностью.
На основании постановления главы Администрации г. Уфы № от 15.02.2005г. между Администрацией г. Уфы (арендодатель) и ОАО «СтройПроектЦентр» заключен договор № от 22.02.2005г. об аренде земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 02:55:010910:0189, расположенного по адресу: РБ, г.Уфа, Кировский район, <адрес>, для использования в целях проведения подготовительных работ и строительства спортивно-оздоровительного и торгово-культурного центра и жилищного комплекса.
01.12.2010г. Государственное учреждение Управление государственной экспертизы РБ выдало застройщику ОАО «СтройПроектЦентр» положительное заключение государственной экспертизы № в отношении проекта жилого <адрес> микрорайоне «Солнечный», расположенного в г. Уфа, <адрес>.
Согласно п.1.3 данного заключения предусмотрены технические характеристики объекта капитального строительства: количество квартир – 774, жилая площадь квартир – 23 161,6 кв.м., общая площадь квартир – 43 775,0 кв.м., площадь встроенных помещений общественного назначения – 7 407,9 кв.м., строительный объем – 271 098,2 куб.м.
В соответствии с п.3.2.3 заключения жилой <адрес>, 13, 16-ти этажный. Здание состоит из девяти блоков, отделенных друг от друга деформационными (температурными) швами:
Блок-секции 8-1 … 8-8 – 12-ти этажные,
Блок-секция 8-9 – 16-ти этажная,
Блок-секции 8-10 … 8-13 – 13-ти этажные,
Блок-секция 8-14 - 16-ти этажная,
Блок-секции 8-15, 8-16 – 12-ти этажные.
Отделом градостроительного контроля и выдачи разрешений Администрации городского округа город Уфа РБ выдано разрешение на строительство №RU03308000-21-Ж в отношении жилого <адрес> в Кировском районе г.Уфы (количество квартир – 774, общая площадь квартир – 43 775,0 кв.м., площадь встроенных помещений общественного назначения – 7 407,9 кв.м., строительный объем – 271 098,2 куб.м, этажность – 12, 13, 16, кадастровый номер земельного участка 02:55:010910:0189).
21.04.2011г. Правительством Республики Башкортостан принято Распоряжение №375-р, в соответствии с которым на ГУП «Фонд жилищного строительства РБ» совместно с Государственным комитетом РБ по строительству и архитектуре возложено обеспечить завершение строительства жилых домов №6, 7, 8, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010910:0333 по строительному адресу: г. Уфа, Кировский район, микрорайон Бакалинский.
Пунктом 4 вышеуказанного Распоряжения на ГУП «Фонд жилищного строительства РБ» возложено в соответствии с законодательством заключить соответствующие договоры с гражданами, включенными в список, указанный в п.3 настоящего распоряжения.
Во исполнение вышеуказанного Распоряжения 18.08.2011г. между ГУП «Фонд жилищного строительства РБ» и ОАО «СтройПроектЦентр» заключен договор № (№5441/11=08) о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от 22.02.2005г.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан отказано в государственной регистрации договора № (№5441/11=08) о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка № от 22.02.2005г., поскольку согласно записям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право аренды земельного участка обременено ипотекой в пользу ОАО «Региональный банк развития» (сообщение об отказе в государственной регистрации от 17.02.2012г. №01/313/2011-352).
С учетом того, что договор о передаче прав и обязанностей по договору аренды земельного участка в силу ст.ст.389, 609 ГК РФ подлежал государственной регистрации, суд приходит к выводу, что на основании положений п.п.16 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, ст.1005 ГК РФ застройщиком жилых домов №6, 7, 8 в микрорайоне Бакалинский является ОАО «СтройПроектЦентр» как лицо, которому принадлежит земельный участок.
В целях завершения строительства и ввода в эксплуатацию жилых домов №№6, 7, 8 в микрорайоне Бакалинский между ГУП «Фонд жилищного строительства РБ» (агент) и ОАО «СтройПроектЦентр» (принципал) был заключен агентский договор №6295/11=17 от 01.09.2011г., по условиям которого ГУП «Фонд жилищного строительства РБ» обязуется за вознаграждение от имени и за счет ОАО «СтройПроектЦентр» осуществлять функции заказчика-застройщика при выполнении работ по строительству объекта, в том числе ведение технического надзора, надлежащий и своевременный ввод в эксплуатацию объекта и привлечение в этих целях генподрядной и иных организаций.
01.09.2011г. между ОАО «СтройПроектЦентр» в лице агента ГУП «Фонд жилищного строительства РБ» и ООО «Дирекция капитального строительства Фонда жилищного строительства Республики Башкортостан» заключен договор генерального подряда №5550/11=18 на выполнение комплекса работ по строительству и вводу в эксплуатацию и гарантийному обслуживанию жилого дома литер 8 в микрорайоне Бакалинский со сроком завершения работ – 4 квартал 2012 года.
Из материалов дела также следует, что 16.12.2010г. ОАО «СтройПроектЦентр» представило в ГУ Управление государственной экспертизы РБ корректировку рабочего проекта жилого <адрес> микрорайоне «Солнечный», расположенного в г. Уфа, <адрес>, согласно которой предусматривалось в секциях 8-3 и 8-2 увеличение этажности на три этажа, перепланировка квартир, в секциях 8-3 и 8-9 увеличение этажности на три этажа, в секциях 8-10 и 8-11 увеличение этажности на три этажа, перепланировка квартир, в секциях 8-12 и 8-13 увеличение этажности на три этажа, перепланировка квартир, в секции 8-14 увеличение этажности на три этажа, в секциях 8-15 и 8-16 увеличение этажности на три этажа, перепланировка квартир.
По результатам рассмотрения вышеуказанной корректировки проектной документации ГУ Управление государственной экспертизы РБ выдало отрицательное заключение государственной экспертизы № от 02.06.2011г. в связи с несоответствием требованиям нормативных технических документов.
Таким образом, анализируя представленные документы, суд приходит к выводу, что первоначальной проектной документацией по строительству жилого <адрес> в Кировском районе г. Уфы не предусматривалось увеличение его этажности, а застройщиком ОАО «СтройПроектЦентр» в нарушение вышеприведенных норм градостроительного законодательства РФ своевременно, до завершения строительства жилого дома, не получено положительное заключение государственной экспертизы корректировки проектной документации объекта капитального строительства и соответствующее разрешение на его строительство, которые соответственно не были переданы лицу, осуществляющему строительство – ГУП «Фонд жилищного строительства РБ».
Следовательно, ответчик ГУП «Фонд жилищного строительства РБ», являющийся агентом, действующим от имени и в интересах застройщика ОАО «СтройПроектЦентр», которому принципалом ОАО «СтройПроектЦентр» в установленном законом порядке не были переданы права застройщика, учитывая отсутствие соответствующих решений и согласований по конструктивному изменению объекта, а также задания застройщика по выполнению указанных работ, не имело правовых возможности во исполнение Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 21.04.2011г. №375-р заключить договор с истицей, а также осуществлять строительство жилого <адрес> в г.Уфе в соответствии с корректировкой проектной документации, которой предусматривалось увеличение этажности.
В соответствии с ч.2 ст. 4.1 Закона Республики Башкортостан от 03.03.2011г. №368-з «О мерах по защите прав граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан» В реестр граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан, включаются граждане:
1) при условии признания в установленном порядке застройщика (заказчика) банкротом и введении в отношении него процедуры наблюдения или иных процедур, применяемых в деле о банкротстве;
2) при условии включения не завершенного строительством многоквартирного дома в сводный перечень проблемных объектов на территории Республики Башкортостан;
3) в отношении которых вступившим в силу судебным актом признано право собственности (право требования) на жилое помещение либо в случае расторжения договора участия в долевом строительстве или иного договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации установлен размер денежного требования;
4) полностью оплатившие стоимость жилого помещения в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве или иного договора в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, либо граждане, которые до даты введения в отношении застройщика (заказчика) одной из процедур банкротства выполнили обязательства по внесению части денежных средств в счет оплаты жилого помещения в размерах и сроки, которые предусмотрены договором участия в долевом строительстве или иным договором в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;
5) при наличии оснований для признания их нуждающимися в жилых помещениях, установленных ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п.п.2.1, 2.2 Порядка формирования и ведения реестра граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 06.12.2010г. № (в редакции от 25.11.2013г.), для включения в Реестр гражданин, пострадавший вследствие неисполнения застройщиком (заказчиком) обязательств по строительству многоквартирного дома, подает в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре (далее - Уполномоченный орган) документы, предусмотренные разделом 4 настоящего Порядка.
Уполномоченный орган в 30-дневный срок принимает решение о включении гражданина, подавшего документы для включения в Реестр (далее - заявитель), в список граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан (далее - список), либо об отказе во включении в список.
Доказательств тому, что истица в установленном порядке своевременно обратилась в Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре и на основании представленных документов была включена в Реестр граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком (заказчиком) обязательств по строительству многоквартирного дома, суду не представлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования ФИО1 к ГУП «Фонд жилищного строительства РБ» о признании незаконным бездействия по неисполнению п.4 Распоряжения Правительства РБ от 21.04.2011г. №375-р о заключении соответствующих договоров с гражданами, включенными в список, указанный в поименованном распоряжении, обязании устранить допущенное незаконное бездействие и заключить с истицей договор о приобретении жилого помещения в строящемся или построенном многоквартирном доме с освобождением от оплаты по договору стоимости количества квадратных метров, равного количеству квадратных метров, стоимость которых оплачена в соответствии с договором № от 03.07.2010г. об уступке права требования по договору участия в долевом строительстве № от 16.07.2010г. в микрорайоне «Бакалинский», ограниченном <адрес>, Бакалинская и Ст. Злобина в Кировском районе г. Уфы в течении 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу, не подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Статья 258 ГПК РФ устанавливает, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно п.3 Распоряжения Правительства РБ от 21.04.2011г. №375-р Администрации городского округа г. Уфа РБ рекомендовано в срок до ДД.ММ.ГГГГг. составить список граждан, заключивших договоры приобретения жилых помещений, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству, указанных в п.1 настоящего распоряжения.
Между тем, согласно п.2.1 Порядка формирования и ведения реестра граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 06.12.2010г. № (в редакции от 25.11.2013г.), уполномоченным органом, который принимает решение о включении гражданина, подавшего документы для включения в Реестр, в список граждан, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками (заказчиками) обязательств по строительству многоквартирных домов на территории Республики Башкортостан, либо об отказе во включении в список, является Государственный комитет РБ по строительству и архитектуре, а не Администрация городского округа город Уфа РБ.
Судом также принимается во внимание, что содержащееся в п.3 распоряжения Правительства РБ от 21.04.2011г. №375-р поручение для Администрации городского округа г.Уфа, носит рекомендательный характер, то есть необязательный характер, и его неисполнение нарушило бы права истицы на жилое помещение только в случае вступления в права застройщика дома ГУП «Фонд жилищного строительства РБ» и заключения последним договоров с пострадавшими гражданами.
Исковые требования о признании незаконным бездействия Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре, выразившееся в неисполнении п.13 Распоряжения Правительства РБ от 21.04.2011г. №375-р об осуществлении контроля за выполнением мероприятий по завершению строительства объектов, указанных в поименованном распоряжении, и передаче гражданам жилых помещений, судом не могут быть признаны законными и обоснованными, поскольку, как видно из материалов гражданского дела, вышеуказанное Распоряжение Правительства РБ Государственным комитетом РБ по строительству и архитектуре фактически исполнено, указанный жилой дом строительством завершен.
Неисполнение п.п. 3, 4 вышеуказанного Распоряжения Правительства РБ было связано с тем, что ГУП «Фонд жилищного строительства РБ», которому в установленном законом порядке не были переданы права застройщика ОАО «СтройПроектЦентр», учитывая отсутствие соответствующих решений и согласований по конструктивному изменению объекта, а также задания застройщика по выполнению указанных работ, не имело правовой возможности во исполнение Распоряжения Правительства РБ от 21.04.2011г. №375-р заключить договор с истицей, а также осуществлять строительство жилого <адрес> в Кировском районе г. Уфы в соответствии с корректировкой проектной документации.
Указанные обстоятельства находились вне компетенции ответчика Государственного комитета РБ по строительству и архитектуре, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований к указанному ответчику.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1:
о признании незаконным бездействие Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, выразившееся в неисполнении требований п.3 Распоряжения Правительства РБ от 21.04.2011г. №375-р о составлении в срок до ДД.ММ.ГГГГг. списка граждан, заключивших договоры приобретения жилых помещений, пострадавших вследствие неисполнения застройщиком обязательств по строительству объектов, указанных в поименованном распоряжении;
об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан устранить допущенное незаконное бездействие и сформировать список граждан, заключивших договора приобретения жилых помещений, пострадавших вследствие неисполнения ООО «СтройПроектЦентр» по строительству жилого <адрес>, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010910:0333 по строительному адресу: микрорайон «Бакалинский» разграниченном <адрес>, Бакалинская и Ст. Злобина в Кировском районе г. Уфы, с включением ФИО1 в указанный список в течении 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу;
о признании незаконным бездействие Государственного унитарного предприятия «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан», выразившееся в неисполнении п.4 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 21.04.2011г. №375-р о заключении соответствующих договоров с гражданами, включенными в список, указанный в поименованном распоряжении;
об обязании Государственное унитарное предприятие «Фонд жилищного строительства Республики Башкортостан» устранить допущенное незаконное бездействие и заключить с ФИО1 договор о приобретении жилого помещения в строящемся или построенном многоквартирном доме с освобождением от оплаты по договору стоимости количества квадратных метров, равного количеству квадратных метров, стоимость которых оплачена в соответствии с договором № от 03.07.2010г. об уступке права требования по договору участия в долевом строительстве № от 16.07.2010г. в микрорайоне «Бакалинский», ограниченном <адрес>, Бакалинская и Ст. Злобина в Кировском районе г. Уфы в течении 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу;
о признании незаконным бездействие Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, выразившееся в неисполнении п.13 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 21.04.2011г. №375-р об осуществлении контроля за выполнением мероприятий по завершению строительства объектов, указанных в поименованном распоряжении, и передаче гражданам жилых помещений;
об обязании Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре устранить допущенное незаконное бездействие и осуществлять надлежащий контроль за исполнением Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 21.04.2011г. №375-р
- отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Судья: А.С. Шакиров