Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 27.11.2014 |
Дата решения | 15.04.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Казбулатов И.У. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 69648b69-cf91-3efe-b459-46bc5e12e0c4 |
Дело № 2- 783/2015 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Уфа 15 апреля 2015 года
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Казбулатова И.У.,
при секретаре Заряевой О.Ю.,
с участием представителей истцов ФИО5,
представителя ответчика Минздрава Республики Башкортостан ФИО6,
представителя ответчика ГБУЗ Бурзянская центральная районная больница муниципального района Бурзянский район РБ ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан, ГБУЗ Бурзянская центральная районная больница муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан о восстановления положения существовавшего до нарушения права,
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с исковым заявлением к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан, ГБУЗ Бурзянская ЦРБ муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан о восстановлении нарушенных прав на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, установленный «Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2013 года и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 500; о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу восстановить структурное подразделение ГБУЗ Бурзянская ЦРБ муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан в том виде, в котором они было переданы в ведение Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан с ДД.ММ.ГГГГ: Бурзянская центральная районная больница, Байназаровская больница сестринского ухода, Байназаровская амбулатория, Фельдшерско-акушерский пункт (далее ФАП) д.Яумбаево, ФАП д.Кургашлы.
Иск ФИО1, ФИО2 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан, ГБУЗ Бурзянская ЦРБ муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, мотивирован тем, что произведенные реорганизация и оптимизация штатов медицинских учреждений муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан нарушили права истцов на доступную качественную медицинскую помощь в гарантированном объеме, установленном нормами Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", а также нарушили права истцов на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, установленный «Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2013 года и на плановый период 2014 и 2015 годов», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 500. Доступность и качество медицинской помощи, оказываемой истцам в рамках программ обязательного медицинского страхования, определяется наличием сети фельдшерско-акушерских пунктов, амбулаторий, участковых и районных больниц на территории муниципального района, однако медицинские учреждения незаконно и необоснованно сокращены в 2012-2013 годах: так, из 3 больниц осталась одна в <адрес> (ликвидированы Байназаровская и Иргизлинская), из 3 амбулаторий осталась одна в <адрес> (ликвидированы Аскаровская и Иргизлинская), из 29 фельдшерско-акушерских пунктов осталось 3 (5 ликвидировано, 21 переведён в режим неполного функционирования с сокращением ставки фельдшера до 0,5), закрыт районный родильный дом (ближайший родильный дом в городе Белорецк находится на отдалении до 200 км от населения Бурзянского района). Реорганизация фельдшерско-акушерских пунктов в деревне Яумбаево и в деревне Кургашлы нарушает права истцов на первичную доврачебную медико-санитарную помощь, увеличено время ожидания медицинского работника до нескольких дней вместо 6 часов. Необеспеченность семей истцов объемом медицинской помощи по беременности и родам лишает их права на защиту семей. Таким образом, истцам не предоставляется медицинская помощь в объеме гарантированного бесплатного оказания медицинской помощи, что свидетельствует о нарушении прав истцов, предусмотренных ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации. Нарушение права истцов на доступную качественную медицинскую помощь подтверждено расчетными показателями средними для муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан с учетом общего числа жителей такового по сведениям переписи населения; нормативы оказания медицинской помощи имеют солидарный характер, зависят от количества жителей и медицинских учреждений, то есть невозможно отделить обеспеченность истцов медицинской помощью от обеспеченности других жителей муниципального района. Указано также, что допущена дискриминация башкир при реорганизации и оптимизации штатов медицинских учреждений муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, что является основанием для защиты от расовой дискриминации в порядке ст. 6 Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Ввиду неисполнения в полном объеме принятых на себя обязательств государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в Республике Башкортостан создается угрозу нарушения права истцов на медицинскую помощь в гарантированном объеме.
В порядке ст.39 ГПК РФ представителем истцов исковые требования были изменены. Истцы просили учесть, что Программа, утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № не обеспечивает медицинскую помощь в объеме гарантированном гражданам РФ, установленным Федеральной программой, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1074, что подтверждается решением Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №3- /2013, что, по мнению истцов, подтверждает недостаточность медицинского обеспечения истцов после структурного сокращения подразделений ГБУЗ РБ Бурзянская ЦРБ, произведенных в 2013 г.
Из возражения на иск представителя ГБУЗ РБ Бурзянская ЦРБ следует, что в удовлетворении исковых требований следует отказать. ГБУЗ РБ Бурзянская ЦРБ относится к больницам первого (муниципального) уровня оказания первичной медико-санитарной помощи. В результате оптимизации структуры отрасли путем реорганизации ГБУЗ РБ Бурзянская ЦРБ путем объединения маломощных больниц и амбулаторий, произведено перераспределение оказание медицинской помощи в медицинские организации второго (межмуниципального) уровня по оказанию специализированной медицинской помощи по профилям отсутствующим в ГБУЗ РБ Бурзянская ЦРБ, в ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ, ГБУЗ РБ Белорецкий родильный дом, ГБУЗ РБ «Белорецкая психиатрическая больница», а также в медицинские организации третьего (республиканского) уровня. Вопреки утверждения истцов, по мнению представителя данного ответчика, неверна информация о том, что Байназаровская больница полностью ликвидирована. В деревне Байназарово функционирует больница сестринского ухода на 14 круглосуточных коек и сельская врачебная амбулатория с мощностью 20 посещений в смену, что определяет доступность первичной медико-санитарной помощи населению д.Байназаровой и ближайших деревень. Решением заседания медицинского совета ГБУЗ РБ Бурзянская ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ ликвидированы 4 ставк и заведующими ФАПами фельдшеров, 2 ставки санитарок. Согласно приказу ГБУЗ РБ Бурзянская ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ №930/14-лс 21 21 ФАП переведен в режим неполного функционирования с графиком работы с 9.00 ч до 12.36 ч. Реорганизация не повлекла сокращения штатов врачей.
ФИО1, ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены о дне рассмотрения надлежащим образом посредством досылки заказной судебной корреспонденции по всем адресам, указанным в иске, ранее ФИО1, ФИО2 предоставили доверенность на ведение дела в суде своему представителю и ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии ввиду отдаленности места фактического жительства. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе; лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению; распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства; поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. Явка в суд представителя истцов ФИО5 истцами обеспечена. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, учитывая, что неявка лица, извещенного о времени и месте заседания, не является препятствием к рассмотрению иска, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие таковых.
Представитель Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещён о дне рассмотрения надлежащим образом. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие такового.
Представитель истцов ФИО5 в судебном заседании иск поддержала в полном объеме, ссылалась на изложенные доводы, содержащиеся в иске и уточнениях к таковому.
Представитель ответчика Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан – ФИО6 иск не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать, ссылался на доводы, изложенные к отзыву на иск.
Представитель ответчика ГУБЗ Бурзянская ЦРБ муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан - ФИО4 иск не признал, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях [СКРЫТО] оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72, частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации координация вопросов [СКРЫТО] находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 ст. 81 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ) предусмотрено, что в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи устанавливаются в том числе средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты (ч. 5 ст. 80 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ).
Частью 3 ст. 81 приведенного Федерального закона установлено, что территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность повышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ) определено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования относится установление в территориальных программах обязательного медицинского страхования дополнительных объемов страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также дополнительных видов и условий оказания медицинской помощи, не установленных базовой программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных указанным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (п. 2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ).
Базовая программа обязательного медицинского страхования является составной частью программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, определяющей права застрахованных лиц на бесплатное оказание им за счет средств обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации медицинской помощи и устанавливающая единые требования к территориальным программам обязательного медицинского страхования.
В базовой программе медицинского страхования устанавливаются требования к условиям оказания медицинской помощи, нормативы объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, нормативы финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо, а также расчет коэффициента удорожания базовой программы обязательного медицинского страхования (ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ).
Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 - 2015 годов утверждена Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1074.
Разделами V и VI Федеральной программы утверждены средние нормативы объемов медицинской помощи, финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок формирования и структура тарифов на оплату медицинской помощи.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями и показателями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи, перечень страховых случаев, установленных базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и нормативов финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо.
Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования (ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ).Утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи является полномочием Правительства Российской Федерации.
С учетом положений этой Программы органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014 - 2015 годов.
Орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе за счет доходов бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов при условии финансового обеспечения территориальной программы с учетом предусмотренных Федеральной программой соответствующих нормативов определять в территориальной программе дополнительные условия и объемы оказания медицинской помощи.
Утверждение территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи является полномочием Правительства Республики Башкортостан.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Правительством Республики Башкортостан принято Постановление N 500 "Об утверждении программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
Пунктом 1 этого документа утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Соответствие положений Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 500 нормативным объемам оказания медицинской помощи, определенным в Федеральной программе являлось предметом рассмотрения суда (решение Верховного Суда Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, вступившее в законную силу на основании Определения Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 49-АПГ13-22).
В соответствии с Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 515-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности [СКРЫТО] в Республике Башкортостан» внедрена трехуровневая модель организации медицинской помощи в Республике Башкортостан, включающую медицинские организации республиканского, межмуниципального и муниципального уровней.
ГУБЗ Бурзянская ЦРБ муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан относится к медицинским учреждениям первого (муниципального) уровня оказания первичной медико-санитарной помощи.
К медицинским организациям второго (межмуниципального) уровня по оказанию специализированной медицинской помощи по профилям, отсутствующим в ГУБЗ Бурзянская ЦРБ муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан отнесены – ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ, ГБУЗ РБ Белорецкий родильный дом, ГБУЗ РБ «Белорецкая психиатрическая больница»; остальной объем оказания специализированной медицинской помощи по профилям передан в медицинские организации третьего (республиканского) уровня.
По итогам работы в 2012 и I квартале 2013 года в связи с создавшимся тяжелым финансовым положением из-за неэффективных расходов по содержанию амбулаториий и ФАПов решением заседания медицинского совета ГУБЗ Бурзянская ЦРБ муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ ликвидированы Малокипчакский, Кургашлинский, Максютовский, Старомусятовский ФАПы, соответственно сокращены 4 ставки заведующих ФАПами фельдшеров, 2 ставки санитарок. Согласно приказу ГБУЗ РБ Бурзянская ЦРБ от ДД.ММ.ГГГГ № 930/14-лс 21 ФАП переведен в режим неполного функционирования. Для оказания доврачебной помощи население д. Кургашлы (323 человека) прикреплено к Байназаровской СВА, расстояние до которой не более 4 км.
В соответствии с приказом Минздрава Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 1571-Д «Об организации деятельности межмуниципальных медицинских центров Республики Башкортостан» постановлено организовывать выезды врачей ГБУЗ РБ Белорецкая ЦРКБ и ГБУЗ РБ Белорецкий родильный дом для оказания специализированной медицинской помощи населению муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан.
Таким образом, истцам ФИО1 и ФИО7 оказывалась медицинская помощь силами медицинских организации республиканского, межмуниципального и муниципального уровней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 ГК Российской Федерации необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права.
Статьей 11 названного Кодекса закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Защита гражданских прав осуществляется перечисленными в статье 12 ГК Российской Федерации способами, в том числе признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Действующее законодательство не ограничивает лицо, чьи права нарушены, в выборе способов защиты, перечисленных в статье 12 ГК Российской Федерации. Вместе с тем выбранный истцом способ защиты должен соответствовать характеру нарушенного права, не должен нарушать права и законные интересы иных лиц, и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса. Следовательно, истец, обращаясь в суд за защитой нарушенных прав, должен указать, какие его права и каким образом нарушены ответчиком, а также избрать предусмотренный законом способ защиты нарушенного права. В свою очередь, способы защиты гражданских прав предопределяются правовыми нормами, регулирующими конкретное правоотношение. Формулирование предмета и оснований иска является правом истца, а обязанностью суда является определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, поэтому суд самостоятельно решает, какие нормы материального права подлежат применению в конкретном деле.
Таким образом, по смыслу положений ст. ст. 3 - 4 ГПК Российской Федерации, ст. 12 ГК Российской Федерации и ст. 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту предполагает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством правосудия; судебная защита осуществляется тогда, когда законное право или интерес гражданина нарушены либо оспорены; право истца на выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права не предполагает избрание им произвольного способа, который не носит правовой характер, то есть когда в силу закона или, исходя из общего смысла закона, заявленное требование лишено правовой защиты в судебном порядке.
С учетом изложенного, в рамках избранного способа защиты (о восстановлении нарушенных прав на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи; о возложении обязанности восстановить структурное подразделение ГУБЗ Бурзянская ЦРБ муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан в том виде, в котором оно было передано в ведение Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан с ДД.ММ.ГГГГ) не представлено доказательств нарушенных прав и законных интересов истцов при оказании бесплатной медицинской помощи, доказательств ненадлежащего оказания медицинской помощи представлено не было, требований материального характера о возмещении вреда, причиненного в результате ненадлежащего оказания медицинской помощи не заявлено.
Согласно ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые ссылается в обоснование своих требований и возражений. В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
Доказательства, свидетельствующие о нарушении прав на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, вследствие чего таковые подлежат восстановлению, в том числе, путем возложения обязанности на ответчиков восстановить структурное подразделение ГУБЗ Бурзянская ЦРБ муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан в том виде, в котором оно было передано в ведение Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан с ДД.ММ.ГГГГ, не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Так вступившим в законную силу решением Кировского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении иска ФИО1, ФИО2 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан, ГУБЗ Бурзянская ЦРБ муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, Правительству Республики Башкортостан о восстановлении нарушенных прав на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, установленный «Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2013 года и на плановый период 2014 и 2015 годов», утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 500; о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу восстановить структурное подразделение ГУБЗ Бурзянская ЦРБ муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан в том виде, в котором оно было передано в ведение Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан с ДД.ММ.ГГГГ
Из вышеуказанного решения суд следует, что в ответ на судебный запрос ГУБЗ Бурзянской ЦРБ муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан представлены сведения об обращении (экстренном, неотложном, плановом) истцов за медицинской помощью и сведения о предоставлении им первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, специализированной (в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи), скорой (в том числе скорой специализированной, медицинской помощи), паллиативной медицинской помощи, сообщаются сведения об обращении в 2013-2014 годах за медицинской помощью ФИО1,
ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: Республики Башкортостан, Бурзянский район, деревня Яумбетово, <адрес>, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: Республики Башкортостан, Бурзянский район, деревня Кургашлы, <адрес>.
Так, ДД.ММ.ГГГГг. ФИО1 был на приеме у окулиста, Диагноз: Инородное тело роговицы, удаление; ДД.ММ.ГГГГ – окулист, контрольный осмотр; ДД.ММ.ГГГГ – окулист, Диагноз: Выздоровление; ДД.ММ.ГГГГ – окулист, Диагноз: Острый конъюнктивит; ДД.ММ.ГГГГ – окулист, контрольный осмотр;
ДД.ММ.ГГГГ - окулист Диагноз: Выздоровление; ДД.ММ.ГГГГ – окулист, Диагноз: Инородное тело в конъюнктиве, удаление инородного тела; ДД.ММ.ГГГГ окулист, контрольный осмотр;
ДД.ММ.ГГГГ окулист, контрольный осмотр; ДД.ММ.ГГГГ окулист Диагноз: Выздоровление; ДД.ММ.ГГГГ – ЛОР, медосмотр; ДД.ММ.ГГГГ окулист, Диагноз: Инородное тело в конъюнктиве, удаление инородного тела; ДД.ММ.ГГГГ окулист, контрольный осмотр; ДД.ММ.ГГГГ - окулист Диагноз: Выздоровление;
ДД.ММ.ГГГГ – дерматовенеролог, Диагноз: Атопический дерматит; ДД.ММ.ГГГГ – терапевт, Диагноз: ЖДА 1ст., соп.: ПОХ.
ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ был на приеме у окулиста, Диагноз: Открыто-угольная глаукома; ДД.ММ.ГГГГ – окулист, контрольный осмотр; ДД.ММ.ГГГГ – окулист, контрольный осмотр; ДД.ММ.ГГГГ – окулист, контрольный осмотр; ДД.ММ.ГГГГ – окулист, Диагноз: Открыто-угольная глаукома, обследован с целью направления в офтальмологическое отделение ЦРКБ <адрес> на оперативное лечение; ДД.ММ.ГГГГ – ЛОР, заключение для оперативного лечения; ДД.ММ.ГГГГ – терапевт, заключение для оперативного лечения; ДД.ММ.ГГГГ – окулист, направлен на оперативное лечение в офтальмологическое отделение ЦРКБ <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - стационарное лечение в офтальмологическом отделении ЦРКБ <адрес>; ДД.ММ.ГГГГ - окулист, контрольный осмотр; ДД.ММ.ГГГГ - окулист, динамическое наблюдение; ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ - вызван на прием не явился; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - стационарное лечение в НИИ глазных болезней; ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ – окулист, контроль за вгд; ДД.ММ.ГГГГ – окулист, направление в УФНИИ глазных болезней; ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ - прием у окулиста; ДД.ММ.ГГГГ – ЛОР, медосмотр; ДД.ММ.ГГГГ – терапевт, медосмотр; направлен в УФНИИ глазных болезней на стационарное лечение (место запланировано на середину января 2014 года).
Доказательств непредоставления в необходимом объеме медицинской помощи истцам в 2015 г. не имеется.
Таким образом, в отношении истцов не допущено снижения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, установленный «Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2013 года и на плановый период 2014 и 2015 годов.
С учетом изложенного в удовлетворении иска ФИО1, ФИО2 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан, ГУБЗ Бурзянская ЦРБ муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, следует отказать.
Приведенные представителем истцов доводы о несоблюдении объемов предоставления медицинской помощи истцам в Бурзянском районе Республики Башкортостан, сведениями о численности населения в сельских поселениях данного района не опровергаются.
Так из ответа Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан № от 24.12.2014, что в виде текучести кадров фельдшеров Ямбаевского ФАП, обслуживание проводится фельдшером Саргаинского ФАП, а экстренные вызовы фельдшером скорой помощи Байназаровского ВА. За период с 2012 по 2014 г.г. жители д. Яумбаево обращались в Байназаровскую амбулаторию: к врачу стоматологу 712 посещений, врачу педиатру 863 посещения, врачу терапевту 382 посещения, вызовов скорой помощи 209. В Байназаровской больнице сестринского ухода пролечено за период 2012-2014 г.г. 178 жителей д.Яумбаево. В поликлинике ГБУЗ РБ Бурзянского ЦРБ за 2013-2014 г.г. 1891 посещений населения д.Яумбаево и в круглосуточном стационаре пролечено за указанный период 39 человек из указанного населенного пункта.
Указанные доказательства, по мнению суда, указывают на снижения гарантированного объема бесплатной медицинской помощи.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований ФИО1, ФИО2 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан, ГБУЗ Бурзянская ЦРБ муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан о восстановлении нарушенных прав на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи, установленный «Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2013 года и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 500; о возложении обязанности в течение 3 месяцев со дня вступления решения в законную силу восстановить структурное подразделение ГБУЗ Бурзянская ЦРБ муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан в том виде, в котором они было переданы в ведение Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан с ДД.ММ.ГГГГ: Бурзянская центральная районная больница, Байназаровская больница сестринского ухода, Байназаровская амбулатория, Фельдшерско-акушерский пункт (далее ФАП) д.Яумбаево, ФАП д.Кургашлы, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Председательствующий: И.У.Казбулатов
Верно: судья Казбулатов И.У.
«____»___________20___г.
Решение не вступило в законную силу «____»_____________20___г.
Секретарь суда: Судья:
Решение вступило в законную силу «____»_____________20___г.
Секретарь суда: Судья:
Подлинник решения подшит в материалы гражданского дела № Кировского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан.