Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 03.07.2015 |
Дата решения | 24.08.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Зинатуллина И.Ф. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 413ca9bc-83b9-3946-872e-a0f04d4cf011 |
Дело № 2-7350/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 августа 2015 г. г. Уфа
Кировский [СКРЫТО] суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Зинатуллиной И.Ф.,
при секретаре Рамазановой Э.Р.,
с участием прокурора ФИО5,
представителя третьего лица ГКУ «Техобеспечение» МЗ РБ – ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,
представителя третьего лица ГУП «Башфармация» - ФИО6 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан о признании незаконным бездействие Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан в обеспечении специализированным лечебным питанием, обязании организовать бесперебойную поставку специализированного лечебного питания Комида PKU – В во втором полугодии 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан в интересах несовершеннолетней ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан о признании незаконным бездействие Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан в обеспечении специализированным лечебным питанием, обязании организовать бесперебойную поставку специализированного лечебного питания Комида PKU – В во втором полугодии 2015 года.
В обоснование иска указано, что Прокуратурой [СКРЫТО] по обращению ФИО4 о нарушении прав ее несовершеннолетнего ребенка-инвалида на обеспечение лекарственными препаратами проведена проверка. Установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ребенком, больным фенилкетонурией.
Согласно потребности для детей больных фенилкетонурией на 1 полугодие Республиканского перинатального центра г. Уфы ФИО1 необходимо обеспечение 32 банками спецпитания Комида PKU-B за полугодие, то есть 5,3 банки в месяц.
Из сведений, предоставленных <адрес>ной аптекой № — филиал ГУП «Башфармация», следует, что ФИО4 получила за 1 полугодие 2015 года 32 банки детского питания.
Между тем, за апрель 2015 года ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ по рецепту № выдана одна банка спецпитания, остальные банки поставлены в <адрес>ную аптеку № - филиал ГУП «Башфармация» лишь 21.04.2015, то есть позже срока на три недели. Также из товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ЦРА № на 2 квартал 2015 года поставлено лишь 6 банок детского питания, то есть количество, обеспечивающее ребенка-инвалида детским питанием только на апрель.
Оставшееся спецпитание на 2 квартал 2015 года (на май и июнь 2015 года) в количестве 10 банок поступило в <адрес>ную аптеку № - филиал ГУП «Башфармация» только 26.05.2015, что подтверждается товарной накладной № от 25.05.2015, то есть с просрочкой более чем на 3 недели.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в Кировский [СКРЫТО] суд г. Уфы подавалось исковое заявление к Министерству [СКРЫТО] РБ о признании бездействия по обеспечению специализированным лечебным питанием незаконным и возложении обязанности по его бесперебойному обеспечению в связи с тем, что [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан своевременно не обеспечило ФИО1 специальным питанием Комида PKU-B.
ДД.ММ.ГГГГ определением Кировского [СКРЫТО] суда г. Уфы производство по делу прекращено ввиду добровольного удовлетворения требований прокурора.
На основании изложенного, истец просит признать незаконным бездействие Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан в обеспечении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированным лечебным питанием.
Обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан организовать бесперебойную поставку ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения специализированного лечебного питания Комида PKU – В во втором полугодии 2015 года.
В последующем прокурор [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ уточнил исковые требования, просил суд признать незаконным бездействие Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан в обеспечении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированным лечебным питанием.
Обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан организовать бесперебойную поставку ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированного лечебного питания Комида PKU – В в 3 квартале 2015 года в количестве 19 банок, в 4 квартале 2015 года в количестве 18 банок.
В судебном заседании прокурор ФИО5 уточненные исковые требования поддержал, пояснил, что по требованию о признании незаконным бездействия Министерства [СКРЫТО] РБ он просит признать незаконным бездействие Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан в бесперебойном обеспечении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированным лечебным питанием.
Представитель третьего лица ГУП «Башформация» РБ ФИО6 в судебном заседании пояснил, что согласно государственному контракту, ГУП «Башфармация» является исполнителем услуг по приемке от организаций-поставщиков, хранению, доставке, учету и отпуску лекарственных препаратов, лечебного питания для детей-инвалидов, отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в первом полугодии 2015 года. На второе полугодие 2015 года лечебное питание на склад поступило. Отпуск лекарственных средств и спецпитания осуществляется ими по нарядам, которые предоставляет им [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ.
Представитель третьего лица ГКУ «Техобеспечение» МЗ РБ ФИО7 в судебном заседании пояснила, что ГКУ является государственным заказчиком в целях проведения централизованных мероприятий по обеспечению учреждений [СКРЫТО] медикаментами и оборудованием, обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь. Закупочные мероприятия проводятся ими по поручению Министерства [СКРЫТО] РБ. На второе полугодие 2015 года лечебное питание закуплено, находится на складе ГУП «Башфармация».
Представитель ответчика Министерства [СКРЫТО] РБ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Представитель третьего лица <адрес>ной поликлиники [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Законный представитель несовершеннолетней ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия извещенных лиц.
Выслушав, лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В силу ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В соответствии с действующим законодательством, программы льготного лекарственного обеспечения населения реализуются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления за счет средств федерального, бюджета субъекта и муниципального бюджетов.
Право лиц на обращение за предоставлением набора социальных услуг, включающего обеспечение необходимыми лекарственными средствами за счет федерального бюджета, закреплено статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Пунктом 9 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" дети-инвалиды указаны как получатели государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, включающего в себя, в том числе, обеспечение в соответствии с медицинскими стандартами по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, специализированными продуктами питания для детей-инвалидов (п. 1 ст. 6.2 Закона).
Согласно ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08 декабря 2010 года N 345-ФЗ) в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
При этом перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебных комиссий лечебно-профилактических учреждений, перечень изделий медицинского назначения, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки в соответствии с пунктом 1.1 части 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере [СКРЫТО] и социального развития (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ в редакции Федеральных законов от 25 ноября 2006 года N 195-ФЗ, от 08 декабря 2010 года N 345-ФЗ).
Приказом Министерства [СКРЫТО] и социального развития Российской Федерации от 18 сентября 2006 года N 665 в соответствии со статьей 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ в целях обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, необходимыми лекарственными препаратами утвержден Перечень лекарственных препаратов, в том числе перечень лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Перечнем групп населения и категорий заболевай, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденным Постановлением Правительства от 30 июля 1994 года N 890, предусматривается бесплатное обеспечение всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации детей первых лет жизни, детей инвалидов до 18 лет.
Согласно п. п. 1.4, 1.5, 1.6 Инструкции о порядке назначения лекарственных препаратов в случаях типичного течения болезни назначение лекарственных препаратов осуществляется исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным в установленном порядке стандартам медицинской помощи и в соответствии с вышеназванным Перечнем лекарственных препаратов. При этом разовые, суточные и курсовые дозы при назначении лекарственных препаратов определяются лечащим врачом исходя из возраста больного, тяжести и характера заболевания согласно стандартам медицинской помощи. Назначение лекарственных препаратов (наименования препаратов, разовая доза, способ и кратность приема или введения, ориентировочная длительность курса, обоснование назначения лекарственных препаратов) фиксируется в медицинских документах больного (амбулаторной карте).
Препараты для амбулаторного лечения назначаются непосредственно лечащим врачом исходя из тяжести и характера заболевания согласно утвержденным стандартам медицинской помощи в соответствии с вышеназванным Перечнем.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ по обращению ФИО4 о нарушении прав ее несовершеннолетнего ребенка-инвалида на обеспечение лекарственными препаратами проведена проверка. Установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ребенком, больным фенилкетонурией.
Согласно потребности для детей больных фенилкетонурией на 1 полугодие Республиканского перинатального центра г. Уфы ФИО1 необходимо обеспечение 32 банками спецпитания Комида PKU-B за полугодие, то есть 5,3 банки в месяц.
Из сведений, предоставленных <адрес>ной аптекой № — филиал ГУП «Башфармация», следует, что ФИО4 получила за 1 полугодие 2015 года 32 банки детского питания.
Между тем, за апрель 2015 года ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ по рецепту № выдана одна банка спецпитания, остальные банки поставлены в <адрес>ную аптеку № - филиал ГУП «Башфармация» лишь 21.04.2015, то есть позже срока на три недели. Также из товарной накладной № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ЦРА № на 2 квартал 2015 года поставлено лишь 6 банок детского питания, то есть количество, обеспечивающее ребенка-инвалида детским питанием только на апрель.
Оставшееся спецпитание на 2 квартал 2015 года (на май и июнь 2015 года) в количестве 10 банок поступило в <адрес>ную аптеку № - филиал ГУП «Башфармация» только 26.05.2015, что подтверждается товарной накладной № от 25.05.2015, то есть с просрочкой более чем на 3 недели.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из анализа указанных норм права следует, что требования заявителя об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправлении, должностного лица, государственного или муниципального служащего подлежат удовлетворению в том случае, если на момент рассмотрения спора в суде будет установлено нарушение прав заявителя, которое подлежит устранению.
В этом случае суд в соответствии со ст. 258 ГПК Российской Федерации устраняет допущенное нарушение путем возложения на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного срока совершить в отношении заявителя конкретные действия и устранить допущенное нарушение.
Как установлено судом, на момент рассмотрения дела в суде, ФИО1 на второе полугодие обеспечена специализированным лечебным питанием Комида PKU – В в количестве 16 банок на третий квартал.
Указанные 16 банок были получены <адрес>ной аптекой № ДД.ММ.ГГГГ года.
При указанных обстоятельствах, требование прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ об обязании [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ организовать бесперебойную поставку ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированного лечебного питания Комида PKU – В в 3 квартале 2015 года в количестве 19 банок, в 4 квартале 2015 года в количестве 18 банок, подлежит удовлетворению в части, а именно обязании [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ организовать бесперебойную поставку ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированного лечебного питания Комида PKU – В в 3 квартале 2015 года в количестве 3 банок, в 4 квартале 2015 года в количестве 18 банок.
Поскольку лечебное питание ФИО1 на 2 квартал 2015 года было получено ДД.ММ.ГГГГ года, на 3 квартал 2015 года – ДД.ММ.ГГГГ года, суд считает установленным факт нарушения прав несовершеннолетней ФИО1 на бесперебойное обеспечение спецпитанием Комида PKU-B.
Согласно статье 8 Федерального закона Российской Федерации от
ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
В соответствии со статьей 16 названного Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе защита прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разработка, утверждение и реализация программ развития [СКРЫТО], обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.
Как установлено статьей 4.1 Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, относятся полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных заказов на поставки лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов соответствующих государственных контрактов.
Приказом Минздрава Республики Башкортостан от 23 ноября 2012 года N 2862-Д, в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 2 июня 2011 года N 607-р, в целях оптимизации взаимодействия участников обеспечения необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждён Порядок взаимодействия участников обеспечения необходимыми лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
В силу п. 2.13 названного Порядка, ЛПУ при изменении потребности по ЛПУ в ЛП для ОНЛП, после сроков, установленных п. п. 2.8 и 2.10 настоящего Порядка, имеет право обращения в МЗ РБ с указанием: причин изменения потребности в ЛП с приложением подтверждающих документов; принятых на уровне ЛПУ мер по оказанию гражданину лекарственной или другой медицинской помощи (в том числе за счет других источников финансирования); расчетов изменения потребности в ЛП в количестве упаковок и в сумме по расчетным ценам для изменения лимита финансирования следующего периода; информации о включении указанных ЛП в "Сводную потребность в лекарственных препаратах по ЛПУ" в следующем периоде (квартале).
Материалами дела подтверждено бездействие Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан, выразившееся в несвоевременном обеспечении специализированным лечебным питанием.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требования о признании незаконным бездействия Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан, выразившегося несвоевременном обеспечении специализированным лечебным питанием Комида PKU – В, обязании организовать бесперебойную поставку ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированного лечебного питания Комида PKU – В в 3 квартале 2015 года в количестве 3 банок, в 4 квартале 2015 года в количестве 18 банок.
Руководствуясь статьями 194-197 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан о признании незаконным бездействие Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан в бесперебойном обеспечении специализированным лечебным питанием, обязании организовать бесперебойную поставку, специализированного лечебного питания Комида PKU – В во втором полугодии 2015 года, удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан в бесперебойном обеспечении ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения специализированным лечебным питанием.
Обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан организовать бесперебойную поставку ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, специализированного лечебного питания Комида PKU – В в 3 квартале 2015 года в количестве 3 банок, в 4 квартале 2015 года в количестве 18 банок.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Кировский [СКРЫТО] суд города Уфа Республики Башкортостан.
Судья Зинатуллина И.Ф.