Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 24.08.2018 |
Дата решения | 20.09.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Галлямов М.З. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 4956a71c-0390-3c4e-a169-d27b58f280b9 |
Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2018 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Галлямова М.З.,
при секретаре Еникеевой Г.Э.,
с участием представителя истцов [СКРЫТО] Ф.Х., [СКРЫТО] Р.Ш., [СКРЫТО] А.Ю., [СКРЫТО] Л.З., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери [СКРЫТО] С.А., по доверенности Манахова К.П.,
представителя третьего лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по доверенности Лысенко В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] Ф.Х., [СКРЫТО] Р.Ш., [СКРЫТО] А.Ю., [СКРЫТО] Л.З., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери [СКРЫТО] С.А., к Администрации ГО г. Уфа РБ обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Ф.Х., [СКРЫТО] Р.Ш., [СКРЫТО] А.Ю., [СКРЫТО] Л.З., действующая в своих интересах в интересах несовершеннолетнего ребенка [СКРЫТО] С.А., обратились в суд с иском с требованием обязать Администрацию городского округа г. Уфы РБ подготовить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:011013:248, общей площадью 1 025 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, <адрес> – Катайская по цене, установленной постановлением Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ: с [СКРЫТО] Ф.Х. в размере 1/2 доли, с [СКРЫТО] С.А. в размере 1/8 доли, с [СКРЫТО] А.Ю. в размере 1/8 доли, с [СКРЫТО] Р.Ш. в размере 1/8 доли, с [СКРЫТО] Л.З. в размере 1/8 доли.
Иск мотивирован тем, что истец [СКРЫТО] Ф.Х. является собственниками жилого дома под литером Б, общей площадью 12,7 кв.м., с кадастровым номером 02:55:011013:179, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ. Истец [СКРЫТО] Р.Ш. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 26,5 кв.м., с кадастровым номером 02:55:011013:180 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством ОГРП СВ 0755664 от ДД.ММ.ГГГГ. Истец [СКРЫТО] С.А. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 26,5 кв.м. с кадастровым номером 02:55:011013:180 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством ОГРП СВ 0755666 от ДД.ММ.ГГГГ. Истец [СКРЫТО] А.Ю. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 26,5 кв.м. с кадастровым номером 02:55:011013:180 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством ОГРП СВ 0755665 от ДД.ММ.ГГГГ. Истец [СКРЫТО] Л.З. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 26,5 кв.м. с кадастровым номером 02:55:011013:180 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством ОГРП СВ 0755667 от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:55:011013:248, общей площадью 1 025 кв.м. по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>. На обращение истцов в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за выкуп, было получено письмо об отказе, в котором Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказало в передаче в собственность, т.к. земельный участок расположен в границах красных линий.
Истцы [СКРЫТО] Ф.Х., [СКРЫТО] Р.Ш., [СКРЫТО] А.Ю., [СКРЫТО] Л.З., действующая в своих интересах в интересах несовершеннолетнего ребенка [СКРЫТО] С.А., извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, представили заявление о рассмотрении дела без своего участия, направили в суд своего представителя.
Представитель ответчика Администрации городского округа г. Уфы РБ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причинах неявки не сообщил.
Суд, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при указанной явке.
Представитель истцов [СКРЫТО] Ф.Х., [СКРЫТО] Р.Ш., [СКРЫТО] А.Ю., [СКРЫТО] Л.З., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери [СКРЫТО] С.А., по доверенности Манахов К.П. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель третьего лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан по доверенности Лысенко В.А. в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, поскольку спорный земельный участок находится в границах красных линий и не может быть предоставлен в частную собственность.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что истец [СКРЫТО] Ф.Х. является собственниками жилого дома под литером Б, общей площадью 12,7 кв.м., с кадастровым номером 02:55:011013:179, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец [СКРЫТО] Р.Ш. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 26,5 кв.м., с кадастровым номером 02:55:011013:180 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством ОГРП СВ 0755664 от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец [СКРЫТО] С.А. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 26,5 кв.м. с кадастровым номером 02:55:011013:180 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством ОГРП СВ 0755666 от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец [СКРЫТО] А.Ю. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 26,5 кв.м. с кадастровым номером 02:55:011013:180 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством ОГРП СВ 0755665 от ДД.ММ.ГГГГ.
Истец [СКРЫТО] Л.З. является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом общей площадью 26,5 кв.м. с кадастровым номером 02:55:011013:180 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством ОГРП СВ 0755667 от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:55:011013:248, общей площадью 1 025 кв.м. по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:011013:248, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, в собственность за выкуп.
Письмом за № П-9712 от ДД.ММ.ГГГГ Управление земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказало истцам в предоставлении земельного участка, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий.
Согласно ответу на запрос суда Главное управление Архитектуры и градостроительства Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ за №/ПР сообщило, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:011013:248 по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес> расположен в территориальной зоне ОД-1.
Также, земельный участок расположен на территории общего пользования в границах красных линий проектной улицы. Красные линии разработаны в составе проекта планировки территории, ограниченной <адрес>, Сочинской, С. Перовской, Авроры, лесным массивом, рекой Уфа в Кировском районе ГО г. Уфа РБ и утверждены постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №.
К ответу на запрос суда приложен фрагмент карты градостроительного зонирования, утвержденной в составе Правил землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ, и выкопировка из адресного плана базы данных Главархитектуры Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с указанием красных линий, из которых видно, что земельный участок с кадастровым номером 02:55:011013:248 по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, расположен на территории общего пользования в границах красных линий проектной улицы.
В силу пункта 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со статьей 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ, в частную собственность не предоставляются земельный участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Красные линии разработаны в составе откорректированного плана красных линий улиц населенного пункта и утверждены постановлением главы Администрации городского округа адрес Республики Башкортостан.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Согласно части 1 статьи 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (часть 2). Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается настоящим Кодексом, федеральными законами (часть 3).
В соответствии с подпунктом 7 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Пунктом 12 статьи 85 ЗК РФ и пунктом 8 статьи 28 Закона N 178-ФЗ установлен запрет приватизации земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, которые могут включаться в состав различных территориальных зон.
В статье 9 ГрК РФ указано, что документы территориального планирования подразделяются на документы территориального планирования Российской Федерации; документы территориального планирования субъектов Российской Федерации; документы территориального планирования муниципальных образований. Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
В соответствии с пунктами 1, 6, 8, статьи 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий;
Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 ГрК РФ одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории
В силу пункта 2 части 1 статьи 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях, в том, числе создания условий для планировки территорий муниципальных образований.
Согласно части 2 статьи 30 ГрК РФ Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Частью 3 статьи 23 ГрК РФ предусмотрено, что генеральный план городского округа содержит: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
Согласно части 5 статьи 23 ГрК РФ на указанных в пунктах 2 - 4 части 3 данной статьи картах отображаются, в том числе, планируемые для размещения автомобильные дороги местного значения; границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт (часть 6 статьи 23 ГрК РФ).
В силу части 1 статьи 26 ГрК РФ реализация документов территориального планирования осуществляется путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования; создания объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (статья 41 ГрК РФ).
Статьей 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Согласно части 3 названной статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Проект планировки и проект красных линий, утвержденный отдельным документом в составе документации по планировке территорий, могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.
Пунктом 2 части 6 статьи 43 ГрК РФ предусмотрено, что красные линии также отображаются и на чертежах проекта межевания территорий.
Согласно пунктам 11 и 12 статьи 1 ГрК РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования (территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары) и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Генеральный план, на основании которого разрабатываются и принимаются Правила землепользования и застройки муниципального образования, определяя назначение территорий исходя из планов развития территории города в целом, может не соответствовать ее фактическому использованию, допуская потенциальное изменение назначения территории, поскольку генеральные планы определяют стратегию его развития и условия формирования среды жизнедеятельности.
Исходя из изложенного, выводы судов о недоказанности отнесения спорного земельного участка к территории общего пользования со ссылкой как на правила землепользования и застройки, так и на его фактическое неиспользование по указанному назначению нельзя признать обоснованными, соответствующими приведенным выше нормам права.
Вместе с тем, исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст. 1 ГрК РФ, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (ч. 3). Согласно ч. 6 ст. 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с п. 2 ч. 2 этой статьи.
Как разъяснено в пункте 19 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, отказ уполномоченного органа в предоставлении в собственность земельного участка собственнику недвижимого объекта, расположенного на этом участке, является правомерным в случае, если спорный земельный участок входит в границы планируемого размещения объектов транспорта, а также автомобильных дорог федерального, регионального, межмуниципального или местного значения.
Принимая во внимание, что материалами дела подтверждено, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 02:55:011013:248 по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, расположен в границах красных линий территории общего пользования, входит в границы планируемого размещения автомобильной дороги местного значения, разработанные в составе проекта планировки территории, утвержденного постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ №, суд приходит к выводу о том, что спорный участок в силу закона не может быть предоставлен в частную собственность.
В силу пункта 6 статьи 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований: указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
При таких обстоятельствах в удовлетворении искового заявления [СКРЫТО] Ф.Х., [СКРЫТО] Р.Ш., [СКРЫТО] А.Ю., [СКРЫТО] Л.З., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери [СКРЫТО] С.А., к Администрации ГО г. Уфа РБ об обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:011013:248, общей площадью 1025 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, <адрес>, следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 15, 39.16, 85 ЗК РФ, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления [СКРЫТО] Ф.Х., [СКРЫТО] Р.Ш., [СКРЫТО] А.Ю., [СКРЫТО] Л.З., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней дочери [СКРЫТО] С.А., к Администрации ГО г. Уфа РБ об обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:011013:248, общей площадью 1025 кв.м., расположенного по адресу: г. Уфа, <адрес>, по цене установленной постановлением Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ: с [СКРЫТО] Ф.Х. в размере 1/2 доли, с [СКРЫТО] С.А. в размере 1/8 доли, с [СКРЫТО] А.Ю. в размере 1/8 доли, с [СКРЫТО] Р.Ш. в размере 1/8 доли, с [СКРЫТО] Л.З. в размере 1/8 доли, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.З. Галлямов