Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 16.05.2014 |
Дата решения | 15.09.2014 |
Категория дела | Иски из договора аренды имущества |
Судья | Мухина Т.А. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 1dbbd89f-3bf2-3314-9d43-1ccf48630f5f |
№ 2-6191/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2014 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы в составе:
председательствующего судьи Мухиной Т.А.,
при секретаре Мухаметьяновой Д.Г.,
с участием представителя истца ФИО5 по доверенности № 4д-4049 от ДД.ММ.ГГГГ г., представителя ответчика ФИО1 по доверенности № ЕГ-09/6986 от ДД.ММ.ГГГГ г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о понуждении заключить договор аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о понуждении заключить договор аренды земельного участка, указав в обоснование иска, что он является собственником недвижимого имущества – склада общей площадью 375 кв.м., под литером А, расположенного по адресу: г. Уфа, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан заключен договор аренды земельного участка за № М-61-13. Согласно данному договору, на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан передает, а ФИО2 принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:010401:27, расположенных по адресу: Республики Башкортостан, г. Уфа, Ленинский район, <адрес>, под складскую базу, в границах, указанных в кадастровом паспорте.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было подано заявление в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республики Башкортостан о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним за № 02-04-01/243/2013-928. На данное заявление истец получил письмо об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка, так как не представлены документы, подтверждающие погашение записи об аренде предыдущего арендатора.
На основании изложенного, истец просит обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан расторгнуть договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО3 на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:010101:27, расположенных по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Ленинский район, <адрес>, обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан заключить договор аренды земельного участка с ФИО2 на земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:010101:27, расположенных по адресу: Республики Башкортостан, г. Уфа, Ленинский район, <адрес>.
В ходе производства по делу к участию в нем в качестве соответчика была привлечена Администрация ГО г. Уфа РБ.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Министерство земельных и имущественных отношений РБ исковые требования не признал, пояснив, что земельный участок данному ответчику не принадлежит, заявление о снятии обременения в адрес Управления Росреестра по РБ было направлено.
Истец, представитель соответчика Администрация ГО г. Уфа РБ, представитель третьего лица Управление Росреестра по РБ в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика Минземимущество РБ, исследовав материалы дела, суд приходит следующему.
Судом установлено, что ФИО2 на праве собственности принадлежит объект недвижимости - нежилое строение (склад) общей площадью 375,6 кв.м., которое было приобретено истцом на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан был заключен договор № М-61-13 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010401:27, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Ленинский район, <адрес>, занятого зданием и необходимого для его использования.
Как следует из кадастрового паспорта указанного земельного участка, он входит в территориальную зону «зона рекреационного назначения».
ФИО2 обратился с заявлением о регистрации договора аренды в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан, однако в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ регистрирующий орган отказал в регистрации договора в связи с тем, что согласно сведениям ЕГРП на указанный выше земельный участок зарегистрирован договор аренды с арендатором ФИО3, срок аренды истек ДД.ММ.ГГГГ г.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец направлял претензии в Минземимущество РБ с требованием расторгнуть договор аренды с ФИО3, признать ничтожным договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ и вернуть уплаченные по нему денежные средства и заключить новый договор аренды земельного участка, однако ответа на них получено не было.
Вместе с тем, сведения в ЕГРП о прежнем арендаторе земельного участка препятствуют истцу в реализации его права на регистрацию заключенного договора аренды земельного участка.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Земельного Кодекса РФ земельные участки, за исключением указанных в п. 4 ст. 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственникам в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом.
Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 5 указанной статьи для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В соответствии с Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 475 в него входят:
при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.;
копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
В соответствии с Законом РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 90-з «О внесении изменений в Закон РБ «О регулировании земельных отношений в РБ» внесены изменения в Закон РБ от ДД.ММ.ГГГГ «О регулировании земельных отношений в РБ»: статьи 25.1. и 25.2. признаны утратившими силу, ст. 25.3. изложена в новой редакции:
«Органы местного самоуправления городского округа город Уфа, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Уфы».
Закон № 90-з был опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации РБ http//www.npa.bashkortostan.ru ДД.ММ.ГГГГ и вступил в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ материальное правоотношение по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, находящимися на территории города Уфы, претерпело изменение в части замены уполномоченного лица в силу закона.
Таким образом, уполномоченным лицом по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 02:55:010401:27 является не Минземимущество РБ, а Администрация ГО г. Уфа РБ.
На основании изложенного выше, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению, причем требование об обязании заключить с ФИО2 договор аренды земельного участка на основании изложенного выше подлежит удовлетворению за счет ответчика Администрация ГО г. Уфа РБ, которая является лицом, распоряжающимся указанным земельным участком в силу закона.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о понуждении заключить договор аренды земельного участка удовлетворить.
Обязать Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан расторгнуть договор № М 39-09 аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010401:27, расположенного по адресу: г. Уфа, Ленинский район, <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с ФИО3.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с ФИО2 договор аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010401:27, расположенного по адресу: г. Уфа, Ленинский район, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья Т.А. Мухина