Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 21.06.2019 |
Дата решения | 08.08.2019 |
Категория дела | О признании недействительным отказа в выдаче удостоверения (например, ветерана труда, участника ликвидации аварии на ЧАЭС и т.п.), о признании недействительным решения об аннулировании удостоверения |
Судья | Сиражитдинов И.Б. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 14ad28ea-2fe5-3a36-8532-705037440981 |
УИД 03RS0048-01-2018-001210-90
Дело 2-5880/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 августа 2019 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сиражитдинова И.Б., при секретаре Рашитовой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Рината Касимовича к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязании выдать удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Р.К. обратился в суд с иском к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязании выдать удостоверение. В обоснование требований указал, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в районах по ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС, получив при этом дозу облучения 9,5 бэр. В 1988 г. после срочной военной службы в рядах Советской Армии выехал на постоянное место жительства в Казахскую ССР <адрес>. Находясь там [СКРЫТО] Р.К. было подано заявление о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС и выдано удостоверение общесоюзного образца серии Ф №, что подтверждается справкой 1/242 от ДД.ММ.ГГГГ
Осенью 1999 г. истец вернулся в Республику Башкортостан на прежнее место жительства. По приезду он обратился с заявлением в военкомат по месту жительства, который перенаправил его в отдел филиала ГКУ РЦСПН по Уфимскому району Республики Башкортостан в Кармаскалинском районе с просьбой о постановке на учёт. Оригинал удостоверения вместе с заявлением был передан работнику отдела Буйновой Н.Г.
После этого, несмотря на неоднократные обращения истец не мог связаться с Буйновой Н.Г. по причине её отсутствия в отделе и разъездным характером своей работы.
С 2008 по 2016 гг. [СКРЫТО] Р.К. отбывал наказание в местах лишения свободы, где пытался восстановить удостоверение, но безуспешно.
После отбытия наказания истец вновь неоднократно обращался в отдел филиала ГКУ РЦСПН, но по разным причинам получал отказ.
На основании изложенного истец просит суд признать незаконным отказ в выдаче истцу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, обязать ответчика выдать истцу удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, взыскать с ответчика в пользу истца понесенные судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Истец [СКРЫТО] Р.К. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Казанцева Е.В. (доверенность в деле) в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель ответчика ГКУ РЦСПН Козка А.А. (доверенность в деле) в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Представитель третьего лица МЧС России Шарипова Л.Ф. (доверенность в деле) в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 57 ГПК РФ обязанность по предоставлению доказательств лежит на сторонах и лицах, участвующих в деле.
Суд в соответствии с принципами равноправия сторон, состязательности гражданского судопроизводства и диспозитивности не осуществляет сбор доказательств и по своей инициативе не истребует какие бы то ни было доказательства, за исключением доказательств при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений.
В обязанности суда входит лишь определение предмета доказывания (совокупности юридических фактов, установление которых необходимо для разрешения дела по существу) и создание необходимых условий для сбора и истребования доказательств.
Судом установлено, что [СКРЫТО] Р.К. обратился в Министерство труда и социальной защиты населения РБ с заявлением о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС российского образца, представив копию военного билета и удостоверения участника ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС.
Как следует из Протокола № заседания комиссии Министерства труда и социальной защиты населения РБ по рассмотрению заявлений и документов для оформления и выдачи удостоверения гражданам, подвергшимся воздействию радиации от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия пришла к выводу о том, что право на выдачу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС российского образца у [СКРЫТО] Р.К. не определяется, поскольку представленные документы не содержат сведений об его участии в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения согласно пункту 6 Порядка.
Не согласившись с отказом, [СКРЫТО] Р.К. обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по ДД.ММ.ГГГГ лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 13 вышеуказанного закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения.
Согласно ч. 4 ст. 15 названного Закона гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Приказом МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Министерства финансов России N 165н от ДД.ММ.ГГГГ утверждены Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым установлены единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (пункт 1).
В силу п. 4 Порядка для оформления и получения удостоверения по форме согласно приложениям N 1 или N 2 к настоящему Порядку участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы, службы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются:
паспорт гражданина Российской Федерации;
удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В случае первичного обращения гражданина за получением удостоверения, а также при отсутствии в уполномоченном органе личного дела с материалами, послужившими основанием для выдачи ему ранее удостоверения либо при отсутствии в его личном деле, подлежащем постоянному хранению в органах (их правопреемниках), оформивших и выдавших ему ранее удостоверение союзного (российского) образца, документов, подтверждающих выполнение работ в зоне отчуждения, заявителем представляется кроме вышеперечисленных один или несколько документов (оригиналы либо заверенные в установленном порядке копии) из числа документов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Порядка.
Согласно п. 6 Приказа МЧС России N 727, Минздравсоцразвития России N 831, Минфина России N 165н, документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются:
командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения;
справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986 - 1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами;
трудовая книжка (раздел "Сведения о работе") с записью о работе в зоне отчуждения;
табель учета рабочего времени в зоне отчуждения;
правка о праве на повышенный размер оплаты труда (о выплате денежного содержания в повышенных размерах) за работу в зоне отчуждения (в зонах опасности внутри зоны отчуждения);
задания (заявка) на полет в зону отчуждения, летная книжка и полетные листы летно-подъемного состава с записью о полетах в зону отчуждения;
военный билет (разделы "Прохождение учебных сборов" и "Особые отметки") с записью о работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (в зоне отчуждения);
выписка из приказа по личному составу воинской части, принимавшей участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, о прибытии, убытии и работе в зоне отчуждения;
выписка из приказа по личному составу начальника органа безопасности (государственной безопасности) о командировании военнослужащих КГБ СССР для участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и сроках пребывания в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах.
Вышеуказанный перечень является закрытым.
Из анализа указанных выше нормативных актов следует, что необходимым условием отнесения лиц к категории граждан, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1, является выполнение ими в 1986 - 1990 годы работ в пределах зоны отчуждения независимо от того, где дислоцировалась их войсковая часть, и какие работы в зоне отчуждения ими выполнялись.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Р.К. в составе войсковой части 27906 принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в <адрес> района <адрес>.
Между тем, в Перечне населенных пунктов, отнесенных к зоне радиоактивного загрязнения вследствие Чернобыльской катастрофы, утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины ДД.ММ.ГГГГ №, указанный населенный пункт не значится.
Каких либо иных доказательств, предусмотренных пунктом 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, истцом не представлено.
Представленные истцом справки военкоматов, грамоты, прилагаемые в подтверждение факта участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, не подтверждают факт его участия в работах, по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Оценивая представленные доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд приходит к выводу о том, что стороной истца не представлено документов, предусмотренных пунктом 6 Порядка, как не представлено и иных доказательств, содержащих сведения относительно выполнения им работ в зоне отчуждения.
Согласно правовой позиции, выраженной в решении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N ГКПИ09-1510 (Определение Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N КАС10-147) пункты 4, 5 и 6 Порядка в части, требующей предоставления для оформления и получения удостоверений документов, подтверждающих выполнение военнослужащими работ в зоне отчуждения, основаны на положениях ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Документы, перечисленные в названных пунктах Порядка, предназначены для подтверждения факта выполнения работ в зоне отчуждения, содержание данных пунктов соответствует федеральному закону.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Рината Касимовича к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, ГКУ Республиканский центр социальной поддержки населения о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязании выдать удостоверение - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Уфы в течение месяца.
Судья И.Б. Сиражитдинов