Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 28.05.2014 |
Дата решения | 03.09.2014 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Индан И.Я. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | d8ee80ba-f224-3fed-9cf5-4de638151736 |
Дело № 2-5776/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 03 сентября 2014 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Индан И. Я.,
при секретаре Курятниковой О. Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, к ГУП «Башфармация» Республики Башкортостан о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере защиты прав инвалидов,
установил:
Прокурор Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением (последующими уточнениями к иску) к ГУП «Башфармация» Республики Башкортостан о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства в сфере защиты прав инвалидов, просил обязать ГУП «Башфармация» Республики Башкортостан по месту нахождения аптеки, расположенной по адресу: город Уфа Республики Башкортостан, <адрес>, устранить нарушения, а именно: установить перед лестницей предупредительные тактильные полосы шириной 0,3 - 0,5 метров на расстоянии 0,8 - 0,9 метров; выделить краевые ступени цветом или фактурой; оборудовать лестницу входной группы поручнями, расположенными на высоте 0,7 и 0,9 метров; оборудовать входную площадку параметрами при открывании, двери наружу не менее 1,4 на 2,0 метров; оборудовать входную дверь петлями одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто»; установить на двери механизм, обеспечивающий задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд; оборудовать участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 метров перед дверными проемами, а также перед поворотом коммуникационных путей тактильными и предупреждающими указателями и/или контрастно окрашенной поверхностью; маркировать поверхность пандуса цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности; установить прилавок высотой 0,8 метров; установить пандус, на входной группе основного входа в аптеку, с уклоном не менее 10 градусов, установить входные двери шириной в свету 1,2 м; установить систему средств информации зон и помещений, входных узлов и путей движения, предусматривающую возможность информирования о размещении и назначении функциональных элементов, расположении путей эвакуации. Мотивированы требования тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о защите прав инвалидов на доступность к объектам социальной инфраструктуры, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в сфере защиты прав инвалидов в аптеке ГУП «Башфармация» РБ, расположенной по адресу: <адрес>, которая на территории Ленинского района г. Уфы Республики Башкортостан осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством здравоохранения Республики Башкортостан. Технические требования к оборудованию входа (выхода) зданий и сооружений для людей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата предусмотрены в Своде правил Строительных норм и правил
35-01-2011 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Министерства Регионального развития Российской Федерации от 27 декабря 2011 года
№ 605, в соответствии со статьями 2, 3, 6, п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Несмотря на законодательно закрепленные гарантии прав маломобильных групп населения на беспрепятственный доступ к объектам, обеспечивающим условия жизнедеятельности, лица с ограниченными способностями лишены возможности на приобретение необходимых лекарственных препаратов в указанной аптеке, ввиду наличия выявленных нарушений.
Представитель ГУП «Башфармация» Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, извещён о дне рассмотрения надлежащим образом, ранее предоставил отзыв на исковое заявление с указание на несогласное с исковыми требованиями. По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе; лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению; распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства; поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, учитывая, что неявка лица, извещенного о времени и месте заседания, не является препятствием к рассмотрению иска, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя Юлдашева Р. Р., указавшего, что поддерживает иск к ГУП «Башфармация» Республики Башкортостан только в части, просил не рассматривать требовании к ответчику о возложении обязанности установить входные двери шириной в свету 1,2 м; установить систему средств информации зон и помещений, входных узлов и путей движения, предусматривающую возможность информирования о размещении и назначении функциональных элементов, расположении путей эвакуации, поскольку таковые устранены к моменту рассмотрения иска по существу, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу абз. 1 ст. 15, абз. 1 ст. 16 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Установлено, что ГУП «Башфармация» Республики Башкортостан по месту нахождения аптеки, расположенной по адресу: город Уфа Республики Башкортостан, <адрес>, не установлены перед лестницей предупредительные тактильные полосы шириной 0,3 - 0,5 метров на расстоянии 0,8 - 0,9 метров; не выделены краевые ступени цветом или фактурой; оборудовать лестницу входной группы поручнями, расположенными на высоте 0,7 и 0,9 метров; не оборудована входная площадку параметрами при открывании, двери наружу не менее 1,4 на 2,0 метров; оборудовать входную дверь петлями одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто»; не установлен на двери механизм, обеспечивающий задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд; не оборудованы участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 метров перед дверными проемами, а также перед поворотом коммуникационных путей тактильными и предупреждающими указателями и/или контрастно окрашенной поверхностью; не маркирована поверхность пандуса цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности; установить прилавок высотой 0,8 метров; не установлен пандус, на входной группе основного входа в аптеку, с уклоном не менее 10 градусов, что не соответствуюет требованиям пунктов 4.2.1, 4.1.12, 5.1.2, 5.1.3, 5.1.4, 5.1.6, 5.2.3, 5.5.3, 4.1.15, 4.1.16, 5.2.14,4.1.14, 7.4.1 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденного Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года N 605.
В судебное заседание представлен акт осмотра помещения и входной группы аптеки, составленной с участием представителя ответчика, из которой следует, что поименованные нарушения устранены только в части установки входных дверей шириной в свету 1,2 м; установки системы средств информации зон и помещений, входных узлов и путей движения, предусматривающих возможность информирования о размещении и назначении функциональных элементов, расположении путей эвакуации. Доказательств обратного не представлено.
Вопреки доводам ответчика на нарушения при проведении проверки ГУП «Башфармация» Республики Башкортостан, суд указывает, что положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не применяются при осуществлении прокурорского надзора, что следует из пункта 3 части 3 статьи 1 названного Закона. Порядок осуществления прокурорских проверок регламентирован нормами Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Учитывая то, что в соответствии со ст. ст. 1, 26, 27 названного Закона к полномочиям прокурора относится осуществление надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина руководителями предприятий, учреждений, организаций, в рамках которых он принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, в том числе путем обращения с соответствующими исками в суд, обращение прокурора адрес в суд с настоящим иском осуществлено в рамках его законных полномочий, при осуществлении законных функций в целях восстановления прав и интересов неопределенного круга лиц.
Вопреки доводам ответчика о том, что помещение по месту нахождения аптеки ГУП «Башфармация» Республики Башкортостан, расположенной по адресу: город Уфа Республики Башкортостан, <адрес>, является объектом муниципальной собственности и право пользование ответчика таковым обусловлено правоотношениями по договору аренды, следовательно, обязанность по устранению предъявленных нарушений законодательства в сфере защиты прав инвалидов должно быть возложено на Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан, суд отвергает, при этом указывает, на следующее.
В соответствии с положениями ст. 2 п. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации основными принципами законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии со статьей 210 ГК Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из буквального толкования указанной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что законодатель предусмотрел возможность перенесения собственником бремени содержания имущества на других лиц в случаях, указанных в законе или договоре.
В соответствии со ст. 616 ГК Российской Федерации арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.
Из п. 2.2.3 анализируемого договора о передаче муниципального имущества в пользование от ДД.ММ.ГГГГ следует, что арендатор - ГУП «Башфармация» Республики Башкортостан обязуется осуществлять содержание и эксплуатацию имущества в соответствии с требованиями надзорных и контролирующих органов, отраслевых норм и правил технической эксплуатации, установленных для вида переданного имущества с учетом видов деятельности Арендатора.
Судом установлено, что ГУП «Башфармация» РБ, в расположенной по адресу: <адрес>, аптеке осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, что не оспаривалось.
При таком положении, КУМС Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан является в данном случае арендодателем вышеуказанного нежилого помещения, которое само по себе не является объектом социальной инфраструктуры. Данный статус нежилого помещения ставится в зависимость от деятельности ссудополучателя, использующего нежилое помещение под определенные договором цели и на предусмотренных договоров условиях.
С учетом изложенного, иск Прокурора Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, подлежит удовлетворению.
Далее. На основании ст. 103 ГПК Российской Федерации, абзаца 24 статьи 50, абзаца 8 пункта 2 статьи 61.1, абзаца 5 пункта 2 статьи 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации с ответчика надлежит взыскать в доход местного бюджета госпошлину в размере 200 рублей (по требованию неимущественного характера).
Руководствуясь статьями 194-197 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
удовлетворить иск Прокурора Ленинского района города Уфы Республики Башкортостан, действующего в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц.
Обязать ГУП «Башфармация» Республики Башкортостан по месту нахождения аптеки, расположенной по адресу: город Уфа Республики Башкортостан, <адрес>, установить перед лестницей предупредительные тактильные полосы шириной 0,3 - 0,5 метров на расстоянии 0,8 - 0,9 метров; выделить краевые ступени цветом или фактурой; оборудовать лестницу входной группы поручнями, расположенными на высоте 0,7 и 0,9 метров; оборудовать входную площадку параметрами при открывании, двери наружу не менее 1,4 на 2,0 метров; оборудовать входную дверь петлями одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто»; установить на двери механизм, обеспечивающий задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд; оборудовать участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 метров перед дверными проемами, а также перед поворотом коммуникационных путей тактильными и предупреждающими указателями и/или контрастно окрашенной поверхностью; маркировать поверхность пандуса цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности; установить прилавок высотой 0,8 метров; установить пандус, на входной группе основного входа в аптеку, с уклоном не менее 10 градусов.
Взыскать с ГУП «Башфармация» Республики Башкортостан в доход местного бюджета госпошлину в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Председательствующий: И. Я. Индан