Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 30.04.2014 |
Дата решения | 30.07.2014 |
Категория дела | Другие споры, связанные с землепользованием |
Судья | Мухина Т.А. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 4283a5af-ead5-3612-95a8-9e0c54015bf2 |
№ 2-5246/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 июля 2014 года г. Уфа
Судья Кировского районного суда г. Уфы РБ Мухина Т.А.,
при секретаре Мухаметьяновой Д.Г.,
с участием представителя истца ФИО5, представителя ответчика ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его истцу для подписания,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа РБ, в котором просила обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, <адрес>А, площадью 488 кв.м., с кадастровым номером 02:55:010129:7, и направить его истцу для подписания.
Истец мотивировала свои исковые требования тем, что является собственником жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, на основании решения мирового судьи судебного участка № по Кировскому району г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ Дом расположен на земельном участке, который сформирован, поставлен на кадастровый учет, разрешенное использование – для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
С целью оформления права собственности на земельный участок, истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, однако ей было отказано в связи с тем, что испрашиваемый участок подлежит изъятию. Истец считает данный отказ незаконным, в связи чем вынуждена обратиться в суд.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просит иск удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО4 просила отказать в заявленных требованиях ввиду изъятия земельного участка.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом.
Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд, с учетом мнения представителя истца и ответчика, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 64 Земельного кодекса РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, истцу на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: РБ, г. Уфа, Кировский район, <адрес>, на основании решения мирового судьи судебного участка № по Кировскому району г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ Дом расположен на земельном участке площадью 488 кв.м., поставленным на кадастровый учет с кадастровым номером 02:55:010129:7, разрешенное использование – для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
Как следует из выписки из ЕГРП, спорный земельный участок ранее был предоставлен истцу в аренду на срок до ДД.ММ.ГГГГ Иных обременений, как в пользу ответчика, так в пользу третьих лиц, не имеется.
На обращение истца к ответчику за предоставлением спорного земельного участка в собственность был получен отказ от ДД.ММ.ГГГГ по тому основанию, что данный земельный участок подлежит изъятию.
Согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Положениями частей 5 и 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в месячный срок со дня поступления заявления гражданина о выкупе земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности и еще в течение месяца осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи.
Согласно п. 1 ст. 28 Земельного кодекса РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Согласно п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии со ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных ст. 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов.
Согласно п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно п. 8 Положения, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»
В соответствии с пунктом 9 указанного Положения, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п. 7 решения Совета городского округа г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ г., государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
В силу пункта 6 статьи 56 ЗК РФ ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Между тем, государственная регистрация ограничения прав на земельный участок по адресу: г. Уфа, <адрес>А, в связи с резервированием не произведена. В кадастровом паспорте спорного земельного участка, в выписке из ЕГРП сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд либо изъятии отсутствуют.
Каких-либо ограничений прав на землю, предусмотренных ст. 56 ЗК РФ, установленных органами государственной власти местного самоуправления, для указанного участка не зарегистрировано, в том числе, и то, что земельный участок является ограниченным в обороте.
Таким образом, отказ в предоставлении земельного участка в собственность по основаниям его предстоящего изъятия является неправомерным.
Доказательств невозможности предоставления истцу спорного земельного участка в собственность по иным основаниям, предусмотренным в законе, ответчиком не представлено.
При таком положении, истец, имея в фактическом пользовании спорный земельный участок с расположенным на нем жилым домом, принадлежащим истцу на праве собственности, имеет право приобрести в собственность за плату указанный участок.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его истцу для подписания, удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение месяца с даты вступления решения суда в законную силу подготовить проект договора купли-продажи земельного участка площадью 488 кв.м., с кадастровым номером 02:55:010129:7, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, р-н Кировский, <адрес>А, и направить его ФИО1 для подписания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Мухина Т.А.