Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 25.09.2015 |
Дата решения | 19.01.2016 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Рамазанова З.М. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | ce7b8ff8-7728-306d-b2ec-33b0fc2588b7 |
Дело № 2-52/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 января 2016 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи З.М.Рамазановой,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца ФИО3 на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика ФИО5 по доверенности № б/н от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица ГУ ТФОМС РБ - ФИО6 по доверенности № Д-18 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] РБ о признании отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты незаконным, признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, обязании заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству [СКРЫТО] РБ о признании отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты незаконным, признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, обязании заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
В обоснование иска указано на то, что истец является медицинским работником по специальности врач- эндокринолог, в августе 2014 года приняла решение принять участие в программе «Земский доктор», установленной Федеральным законом № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».
В целях реализации своего права на участие в указанной программе истцом после окончания учебы в Башкирском государственном медицинском университете ДД.ММ.ГГГГ заключен трудовой договор № с ГБУЗ РБ «Иглинская центральная районная больница», она принята на работу на должность врача-эндокринолога, на неопределенный срок. За свой собственный счет осуществила переезд в <адрес> района РБ.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках реализации Постановления Правительства Республики Башкортостан от 16.10.2014г. № 474 «Об осуществлении в 2014 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013-2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан из другого населенного пункта», стороны трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ГБУЗ РБ Иглинская центральная районная больница и ФИО1 дополнительное соглашение № к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГг. № о том, что работник обязуется работать непрерывно не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени.
Учитывая, что ФИО1, 1989 г.р. является медицинским работником, не достигшим 35 лет, после окончания учебного заведения, получив высшее профессиональное образование, приехала на работу в сельскую местность, в 2014 году трудоустроилась в ГБУЗ РБ «Иглинская центральная районная больница», она имеет право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты>
С целью получения данной единовременной компенсационной выплаты ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора на получение единовременной компенсационной выплаты.
Однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ ей в заключении договора и предоставлении компенсационной выплаты отказано без законных к тому оснований за отсутствием запланированных денежных средств.
Действующее законодательство не предусматривает такого основания для отказа в единовременной компенсационной выплате.
Каких-либо правовых ограничений для заключения [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты с истицей ни положения Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании», ни нормы Бюджетного кодекса РФ, не содержат.
На основании вышеизложенного истец просит суд признать за ФИО1 право на получение единовременной компенсационной выплаты в размере <данные изъяты> Признать незаконным отказ Министерства [СКРЫТО] РБ по заключению с ФИО1 договора на получение единовременной компенсационной выплаты. Обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ заключить с ФИО1 договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в соответствии со ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", включить в Федеральную программу «Земский доктор». Обязать [СКРЫТО] '[СКРЫТО] РБ направить в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования заявку на получение межбюджетных трансфертов из расчета <данные изъяты>, для последующего предоставления ФИО1 единовременной компенсационной выплаты.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске. При этом подтвердил суду, что ФИО1 заключила договор на целевую подготовку специалиста с Администрацией МР Ишимбайский район Республики Башкортостан в Башкирском государственном медицинском университете. Однако истец после получения диплома в течение года пыталась трудоустроиться в Ишимбайскую центральную районную больницу по своей специальности. Однако ей было отказано ввиду отсутствия вакансии врача-эндокринолога. Считает, что не исполнение условий указанного договора ФИО1 не имеет правового значения для разрешения настоящего спора, поскольку указанные отношения возникли между истцом и Администрацией МР Ишибайский район РБ. Переезд и трудоустройство в <адрес> было также связано с тем, что ее будущий муж ФИО4, с которым она в 2014 году состояла в гражданском браке, был назначен на должность участкового отдела ОМВД России по Иглинскому району РБ. В последующем она с ФИО4 вступила в зарегистрированный брак. Считает, что [СКРЫТО] [СКРЫТО] не было принято никаких мер к трудоустройству ФИО1 после окончания вуза, а также не приняты меры реагирования на письмо ГБУЗ РБ Ишимбайская центральная районная больница, направленное в адрес ответчика, о неприбытии ФИО1 для трудоустройства в ГБУЗ РБ Ишимбайская центральная районная больница. С учетом изложенных доводов, а также доводов, приведенных в иске, просит признать незаконным отказ Министерства [СКРЫТО] РБ в заключении с ФИО1 договора на получение единовременной компенсационной выплаты.
Представитель ответчика - ФИО5 иск ФИО1 не признала, суду пояснила, что согласно пункта 5 Порядка, утвержденного Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «Об осуществлении в 2014 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан из другого населенного пункта» основаниями для отказа в заключении договора является (пункт «б») несоответствие медицинского работника, подавшего заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, требованиям пункта 1 настоящего Порядка. Истец не соответствует требованиям пункта 1 Порядка в силу следующего. ФИО1 заключила договор на целевую подготовку специалиста от Ишимбайского района Республики Башкортостан в Башкирском государственном медицинском университете. По окончании обучения истец обязана была прибыть для трудоустройства в Ишимбайский район Республики Башкортостан. Истец не исполнила указанные обязательства. Истец, нарушив условия указанного договора, ст. 56 Закона «Об образовании в РФ», в соответствии со ст. 10 ГК РФ злоупотребила правом, намеренно ухудшила условия, в связи с чем право на получение единовременной компенсационной выплаты у такого медицинского работника возникнуть не может. С учетом изложенного просила в удовлетворении иска ФИО1 отказать.
Представитель третьего лица ГУ ТФОМС РБ - ФИО6 просил отказать в удовлетворении иска ФИО1 Суду пояснил, что согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО7 на нарушение ее конституционных прав положением части 12.1 статьи 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" необходимость предоставления единовременной денежной выплаты отдельным категориям медицинских работников непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает. Конституционный Суд РФ указал на право определять размер такой выплаты, порядок ее осуществления, источник финансирования, а также круг субъектов, на которых она распространяется, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, в том числе связанные с необходимостью обеспечения реализации конституционного права на охрану здоровья граждан, проживающих в сельской местности, и следовательно, привлечения молодых квалифицированных специалистов на работу в сельских населенных пунктах и рабочих поселках. Также указал на то, что ФИО1, зарегистрированная в д. Гумерово Ишибайского района, согласно условиям договора, заключенного с Администрацией МР Ишимбайский район РБ должна была прибыть для трудоустройства в ГБУЗ РБ Ишимбайская центральная районная больница. При этом единовременная компенсационная выплата призвана компенсировать гражданину связанные с переездом затраты, неудобства, обусловленными менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными населенными пунктами. Изложенное свидетельствует о несоответствии истца критериям, установленным ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" для получения указанной выплаты.
Определением Кировского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ Администрация МР Ишимбайский район РБ привлечена по делу в качестве третьего лица.
Представитель третьего лица – Администрации МР Ишимбайский район, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Причины неявки в суд неизвестны.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие истца.
В связи с изложенным, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 12.1 статьи 51 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 369-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в 2013-2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013-2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт или переехавшим на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
Пунктом 3 части 12.2 статьи 51 указанного Закона предусмотрена обязанность уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации заключить такой договор с вышеуказанным медицинским работником после заключения им трудового договора с государственным учреждением [СКРЫТО] субъекта Российской Федерации либо с муниципальным учреждением [СКРЫТО], предусматривающий обязанность медицинского работника работать в течение пяти лет по основному месту работы, на условиях норм продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением [СКРЫТО] субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением [СКРЫТО].
В рамках реализации указанных положений Федерального закона Правительством Республики Башкортостан принято постановление от 16 октября 2014 года N 474 "Об осуществлении в 2014 году единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013-2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан из другого населенного пункта".
Условия и правила предоставления единовременной компенсационной выплаты закреплены в "Порядке заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013-2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан из другого населенного пункта", утвержденном постановлением Правительства Республики Башкортостан N 474 от 16 октября 2014 года (Порядок заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты).
Обязательными условиями для получения выплаты является возрастной критерий - до 35 лет, наличие высшего профессионального образования и диплома об окончании интернатуры или ординатуры, прибытие на работу в сельский населенный пункт после окончания образовательного учреждения либо переезд на работу в сельский населенный пункт из другого населенного пункта в учреждение [СКРЫТО] в 2013-2014 годах, заключение с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договора о предоставлении выплаты.
Несоответствие медицинского работника, подавшего заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, указанным требованиям влечет отказ в заключении договора на предоставление такой выплаты (пункт 5 Порядка).
Из вышеизложенных положений следует, что единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение и ее компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты, а также рабочие поселки из городов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными населенными пунктами.
Установлено, что в 2013 году ФИО1 закончила Башкирский государственный медицинский университет, с присвоением квалификации «врач» по специальности «лечебное дело» (диплом № от ДД.ММ.ГГГГ).
В 2014 году ФИО1, освоив основную образовательную программу послевузовского профессионального образования (интернатуру), получила сертификат № от ДД.ММ.ГГГГ к осуществлению медицинской деятельности по специальности «эндокринология», диплом № от ДД.ММ.ГГГГ с присвоением квалификации «врач» по специальности «эндокринология».
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан с заявлением о заключении договора на получение единовременной компенсационной выплаты в рамках программы «Земский доктор».
Письмом Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уведомлена об отказе в заключении договора на получение единовременной компенсационной выплаты в рамках программы «Земский доктор» с указанием на то, что решение о заключении договоров о предоставлении единовременных компенсационных выплат принималось комиссией с учетом оценки совокупности критериев, решающими из которых были очередность подачи специалистом заявления, наличие у специалиста дефицитной специальности в конкретном муниципальном образовании, а также острота потребности медицинской организации в данном специалисте.
Суд, проанализировав в совокупности представленные доказательства, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска ФИО1, в силу следующего.
Закрепив в статье 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 369-ФЗ, Порядке заключения договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты право медицинских работников на получение за счет средств федерального бюджета компенсационной выплаты и определив условия его возникновения, законодатель был вправе, как это следует из статей 38, 40, 114 Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты, предусмотренные п. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 369-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Как следует из материалов, ФИО1, зарегистрированная по адресу: в д. Гумерово Ишимбайского района РБ устроилась на работу в другой населенный пункт - <адрес> района РБ.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от
ДД.ММ.ГГГГ N 1798-О отмечено, что правовое регулирование, установленное в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.
Вместе с тем, как указывалось судом выше, единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение и ее компенсационная природа единовременной выплата призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты, а также рабочие поселки из городов и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными условиями проживания по сравнению с иными населенными пунктами.
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что истец ФИО1, зарегистрированная в одном сельском населенном пункте (д. Гумерово Ишимбайский район РБ), трудоустроилась в другой сельский населенный пункт, не представила в материалы дела доказательства того, что в результате переезда вынуждена проживать в менее комфортных условиях, суд соглашается с доводом представителя третьего лица о том, что отсутствуют специальные условия, установленные законом для получения ФИО1 указанной компенсационной выплаты.
При этом суд также считает заслуживающим внимание довод представителя ответчика о злоупотреблении истцом права в соответствии со ст. 10 ГК РФ - намеренном не исполнении условий договора, заключенного между ФИО1 и Администрацией МР Ишимбайский район – об обязательстве трудоустроиться после окончания Башкирского государственного медицинского университета в ГБУЗ РБ Ишимбайская центральная районная больница.
Как следует из материалов дела, между ФИО1 и Администрацией Ишимбайского района РБ заключен договор на целевую подготовку специалиста от Ишимбайского района Республики Башкортостан в Башкирском государственном медицинском университете.
В соответствии с п. 3.2 Договора по окончании вуза гражданин прибыть в распоряжение Администрации Ишимбайского района РБ не позднее ДД.ММ.ГГГГ для решения вопроса о прохождении послевузовской профессиональной подготовки и заключения соответствующего договора.
На основании п. 3.3 Договора по окончанию послевузовской профессиональной подготовки отработать по направлению Администрации в лечебно-профилактическом учреждении не менее трех лет.
Согласно письма ГБУЗ РБ Ишимбайская центральная районная больница № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, окончившая БГМУ, согласно договора на целевую подготовку специалиста № была направлена на обучение в интернатуру по специальности «эндокринология». По окончании интернатуры ФИО1 не явилась в учреждение и не приступила к работе.
При этом суд не может признать состоятельным довод представителя истца о том, что ФИО1 в течение года после окончания вуза пыталась трудоустроиться в ГБУЗ РБ Ишимбайская центральная районная больница по специальности – эндокринолог, поскольку указанное утверждение опровергается материалами.
Так, из обстоятельств дела следует, что диплом № от ДД.ММ.ГГГГ с присвоением квалификации «врач» по специальности «эндокринология» был получен ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, истец заключила трудовой договор с ГБУЗ РБ «Иглинская центральная районная больница» ДД.ММ.ГГГГ.
Довод представителя истца об отсутствии в августе 2014 года в ГБУЗ РБ Ишимбайская ЦРБ вакансии врача-эндокринолога также опровергается письменным ответом, данным на запрос суда ГБУЗ РБ Ишимбайская центральная районная больница № от ДД.ММ.ГГГГ, а также штатным расписанием ГБУЗ РБ Ишимбайская ЦРБ на период ДД.ММ.ГГГГ.
Суд также не может согласиться с доводом представителя истца о том, что согласно п. 4.3 Договора, заключенного между Администрацией Ишимбайского района РБ и ФИО1, истец, как супруга сотрудника полиции, освобождается от исполнения условий договора в части прибытия в распоряжение Администрации Ишимбайского района РБ в силу того, что на момент окончания вуза в 2014 году истец в браке не состояла. Согласно свидетельства о заключении брака серии II-AP № ФИО1 вступила в брак с ФИО4 – ДД.ММ.ГГГГ.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска ФИО1 Министерству [СКРЫТО] РБ о признании отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты незаконным, признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, обязании заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] РБ о признании отказа в предоставлении единовременной компенсационной выплаты незаконным, признании права на получение единовременной компенсационной выплаты, обязании заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Рамазанова З.М.