Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 27.04.2015 |
Дата решения | 02.06.2015 |
Категория дела | Споры о праве собственности на землю |
Судья | Зайдуллин Р.Р. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | b6a754fc-acec-3a8e-b38a-a07ff2380aef |
Дело №2-5118/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2015 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р., при секретаре Валинуровой Г.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Кировский районный суд г.Уфы с исковым заявлением к Администрации ГО г.Уфа РБ, прося признать за ней право собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010168:537, площадью 494 кв.м., расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, район Кировский, <адрес>, в обоснование указав, что ей принадлежит право собственности на жилой дом, расположенный на спорном земельном участке.
Истец ФИО1 в суд не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом и своевременно, суду представлено заявление о рассмотрение дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации ГО г.Уфа РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения данного дела был уведомлен надлежащим образом, письменных возражений, либо ходатайств суду не представил.
Выслушав представителя истцов, изучив материалы настоящего гражданского дела, представленные доказательства и, оценив их в совокупности, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 64 Земельного Кодекса РФ все земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии со ст. 59 Земельного Кодекса РФ признание права собственности на земельный участок осуществляется в судебном порядке.
Статья 28 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность предоставления земельных участков в собственность граждан.
Согласно ч. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ.
Статьей 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ.
Аналогичные права закреплены за собственником объекта недвижимости также в п. 3 ст.28 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», согласно которому собственники объектов недвижимости не являющихся самовольными постройками и расположенных на участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки.
В силу п. 4 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.(п. 4 в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ)
Как установлено судом и подтверждено материалами дела, ФИО1 на основании договора купли-продажи от 03.04.2015. принадлежит на праве собственности жилой дом общей площадью 31,7кв.м., расположенный по адресу: РБ, г.Уфа, Кировский район, <адрес>., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.04.2015.
Таким образом, право собственности истца на домовладение возникло после дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах отсутствуют правовые основания для предоставления истцу в собственность земельного участкам в порядке п. 4 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно ч.ч. 1 - 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости определен в статье 7 Федерального закона от 24.07.2007г. №221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В соответствии с п.14 ч.2 ст.7 вышеуказанного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Как видно из кадастрового паспорта земельного участка от 04.08.2014г. № разрешенное использование спорного земельного участка с кадастровым номером 02:55:010168:537 – для проектирования и строительства многофункционального комплекса с многоэтажной автостоянкой.
В ч. 6 ст. 37 ГрК РФ установлено, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 настоящего Кодекса.
В силу ст. 39 ГрК РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (ч. 1). Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи (ч. 2). На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (ч. 8). На основании указанных в части 8 настоящей статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет» (ч. 9). Физическое или юридическое лицо вправе оспорить в судебном порядке решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения (ч. 12).
Достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что в соответствии с положениями ст. 39 ГрК РФ, Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкорстан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 7/4 соблюдена процедура, предусматривающая получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, истцами в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
В соответствии с п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №42, сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.
Таким образом, в рамках рассмотрения спора о признании права собственности на земельный участок суд не наделен полномочиями по самостоятельному изменению вида разрешенного использования земельного участка.
В силу ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В силу ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами. Согласно п. 6 указанной статьи основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Перечень земельных участков, ограниченных в обороте, содержится в п. 5 ст. 27 ЗК РФ, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 102-ФЗ данный перечень дополнен п.п. 14, согласно которому ограничения в обороте распространяются на земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственного - бытового водоснабжения.
Согласно статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В силу п. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации, установлен прямой запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ. Предоставление по договору купли-продажи земельного участка водоохранной зоны влечет за собой нарушение режима использования территории водоохранной зоны и прибрежно-защитной и береговой полос водного объекта, негативно сказывается на санитарном и экологическом состоянии водных объектов, влечет нарушение конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции Российской Федерации). Надлежащих доказательств, подтверждающих, что земельный участок исключен из земель водоохранной зоны, в материалах дела не имеется. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной к иной деятельности.
Спорный земельный участок входит в территориальную зону: "РБ, г. Уфа. Водоохранные зоны рек, реестровый номер 02:55:01:000 292529, 02.55.2.114, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения совета ГО г. Уфа РБ "О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ" от ДД.ММ.ГГГГ N 7/4.
Сведения о границах водоохранной зоны внесены в Государственный кадастр недвижимости, что подтверждается кадастровым паспортом на спорный земельный участок. Произведенная в государственном кадастре недвижимости запись о вхождении спорного земельного участка в водоохранную зону рек, является государственным актом регистрации государственным органом существующего ограничения. Указанная запись никем не оспорена и юридически действительна, а потому является допустимым и достоверным доказательством нахождения спорного земельного участка в водоохранной зоне рек, в связи с чем, данный земельный участок является ограниченным в обороте.
Следовательно, представленными доказательствами подтверждено, что спорный земельный участок является ограниченным в обороте, и оснований для предоставления спорного земельного участка не имеется.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении иска.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером 02:55:010168:537, площадью 494 кв.м., расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, район Кировский, <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Председательствующий Р. Р. Зайдуллин
Решение суда принято в окончательной форме 05.06.2015.