Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 29.04.2014 |
Дата решения | 23.06.2014 |
Категория дела | органов государственной власти, органов местного самоуправления |
Судья | Индан И.Я. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 1ccec8dd-d054-3a57-8855-42dc54ad2285 |
Дело № 2-4858/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 23 июня 2014 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Индан И. Я.,
при секретаре Курятниковой О. Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению [СКРЫТО] Р. А., [СКРЫТО] С.Р., [СКРЫТО] Ю.Р. о признании незаконным и об отмене п. 1, п. 2, п. 3, п. 4.1 Постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ в части изъятия земельного участка 02:55:010909:48 и домовладения, расположенного по адресу: Республики Башкортостан, город Уфа, <адрес>,
установил:
[СКРЫТО] Р. А., [СКРЫТО] С. Р., [СКРЫТО] С. Р. обратились в суд с заявлением о признании незаконным и об отмене п. 1, п. 2, п. 3, п. 4.1 Постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ в части изъятия земельного участка № домовладения, расположенного по адресу: Республики Башкортостан, город Уфа, <адрес>, мотивируя свои требования тем, что являются собственниками по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок по названному адресу, кроме того, на данном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, собственниками которого являются, с долями по ?,
[СКРЫТО] Р. А. и [СКРЫТО] С. Р., а также индивидуальный жилой дом, собственником которого является [СКРЫТО] С. Р. ДД.ММ.ГГГГ получено письмо, в котором сообщалось, что постановлением Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан
№ от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об изъятии земельного участка и построек. Ранее об изъятии земельных участков известно не было. Считают постановление незаконным, поскольку таковое содержит ссылки на п. 2.1 ст. 30 ЗК Российской Федерации, ст.ст. 32, 85, 86, 89 ЖК Российской Федерации, однако приведённые нормы права не могут являться основанием для вынесения оспариваемого постановления муниципального органа, регулируют иные правоотношения. Кроме того, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется по основаниям, предусмотренным ст. 49 ЗК Российской Федерации и не может быть произведено для целей строительства многоквартирных жилых домов, коммерческой недвижимости. Таким образом, оспариваемое постановление является незаконными подлежит отмене.
Заявители [СКРЫТО] С. Р., [СКРЫТО] С. Р. в судебное заседание не явились, извещены о дне рассмотрения надлежащим образом, предоставили доверенность на ведение дела в суде своему представителю и ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, учитывая, что неявка лица, извещенного о времени и месте заседания, не является препятствием к рассмотрению иска, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие таковых.
Заинтересованное лицо ООО "СУ-1 ОАО "ГОССТРОЙ" (ИНН № ООО «Госстрой-инвестиции») в судебное заседание не явился, извещён о дне рассмотрения надлежащим образом. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие такового.
В судебном заседании [СКРЫТО] Р. А., представитель [СКРЫТО] С.Р., представитель [СКРЫТО] Ю.Р. поддержали заявленные требования, просили отменить постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ в части по изложенным в заявлении основаниям.
Представитель Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан просила отказать в удовлетворении заявления, указывая на законность оспариваемого постановления, которое прошло государственную регистрацию, указала, что проект строительства обсуждался на публичных слушаниях, и отражен на Градостроительном плане городского округа город Уфа Республики Башкортостан, внесены изменения в схему территориального планирования.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Республики Башкортостан просила разрешать заявленные требования на основании действующего законодательства.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Установлено из Постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ, что рассмотрев обращение Общества с ограниченной ответственностью «Госстрой-Инвестиции» (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ), принимая во внимание договор № 21-РТ о развитии застроенной территории, ограниченной <адрес>, Айской, Большой Московской в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, договор уступки права
№ по договору № 21-РТ от ДД.ММ.ГГГГ о развитии застроенной территории, ограниченной <адрес>, Айской, Большой Московской в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 ЗК Российской Федерации и статьями 32, 85, 86, 89 ЖК. Российской Федерации, постановлено:
принять решение об изъятии земельных участков у землепользователей, являющихся собственниками жилых и нежилых помещений в жилых домах № 6а, 8, 10, 10а, 12, 12а, 13а, 14, 16, 18, 20, 22, 22а, 22/1, 24 (2 дома), 24а, 25, 26, 26а, 27, 28, 30, 30а, 32, 34, 36 по <адрес>, №№ 3, 5, 7, 7а, 9 по <адрес>, № по <адрес> в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан после выкупа указанных жилых помещений и компенсации убытков, связанных с изъятием земельных участков за счет средств Общества с ограниченной ответственностью «Госстрой-Инвестиции»;
принять решение об изъятии земельных участков №№ 8. 12, 12а, 16, 18, 20, 22, 22а, 22/1, 25, 26, 28, 30, 30а, 32, 34, 36 по <адрес>, №№ 3, 7а по <адрес>, № по <адрес> в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан у собственников земельных участков путем их выкупа в установленном законом порядке;
принять решение об изъятии жилых помещений у собственников жилых помещений в жилых домах №№ 6а, 8, 10, 10а, 12, 12а, 1.3а, 14, 16, 18, 20, 22, 22а, 22/1, 24 (2 дома), 24а, 25, 26, 26а, 27, 28, 30, 30а, 32, 34, 36 по <адрес>, №№ 3, 5, 7, 7а, 9 по <адрес>, № по <адрес> в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан путем их выкупа в соответствии с действующим законодательством за счет средств Общества с ограниченной' ответственностью «Госстрой-Инвестиции»;
принять предложение Общества с ограниченной ответственностью «ГосстройгИнвестиции» произвести за счет собственных средств: снос жилых, домов № 6а, 8, 10, 10а, 12, 12а, 13а, 14, 16, 18, 20, 22, 22а, 22/1, 24 (2 дома), 24а, 25, 26, 26а, 27, 28, 30, 30а, 32, 34, 36 по <адрес>, № 3, 5, 7, 7а, 9 по <адрес>, № по <адрес> в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан; снос металлических гаражей Потребительского гаражного кооператива «Красногвардейский» при содействии Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан в установленном законом порядке;
управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан: принять соответствующие меры по государственной регистрации настоящего постановления в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним; уведомить указанных в настоящем решении, лиц о принятом решении об изъятии жилых помещений и дате его государственной регистрации; выдать представителям ООО «Госстрой-Инвестиции» доверенность на заключение от имени Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан соглашений с собственниками жилых помещений, в которых определить выкупную цену помещений, сроки, условия об уплате выкупной цены и другие условия выкупа, а также выдать доверенность на представление интересов Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в судебных, государственных и иных органах при расселении жильцов из жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и предоставлении гражданам других жилых помещений по договорам социального найма, снятии с регистрационного учета по месту жительства и выселении;
предложить отделам Управления Федеральной Миграционной службы России по Республике Башкортостан обеспечить контроль за снятием с регистрационного учета лиц, подлежащих расселению, и принятием на регистрационный учёт по месту предоставления жилья;
предложить Уфимскому городскому филиалу ГУП «Центр учета, инвентаризации и оценки недвижимости Республики Башкортостан» после сноса жилых и нежилых помещений произвести переучет объектов, внести изменения в реестр и технические паспорта объектов;
пункты 1, 2.2. - 4.3, 6 Постановления главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Потребительскому гаражному кооперативу «Красногвардейский» земельного участка, находящегося по <адрес> в Кировском районе городского округа город Уфа Республики Башкортостан» считать утратившими силу;
пункты 1 - 4, 3 постановления главы администрации города Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Ивановой Н. М., Дудкинои М.М. земельного участка по адресу: Кировский район города Уфы, <адрес>, в аренду для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек» признать недействующими и не подлежащими применению;
контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан Филиппова А.А.
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Как следует из п. 26 ч. 1 ст. 16 указанного Федерального закона к вопросам местного значения городского округа относятся утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
В соответствии со ст. 11 ЗК Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ч. ч. 1, 2 ст. 279 ГК Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Довод заявителя о незаконности принятого постановления, поскольку указанное изъятие никак не связано с государственными или муниципальными нуждами является необоснованным.
В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных и муниципальных служащих" в заявлении, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия).
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК Российской Федерации), необходимо иметь в виду следующее: в) обязанность по доказыванию того, что принятое решение об изъятии земельного участка обусловлено государственными или муниципальными нуждами и использование данного земельного участка в целях, для которых он изымается, невозможно без прекращения права собственности на соответствующее жилое помещение (статьи 49, 55 Земельного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 239 ГК Российской Федерации), за исключением случаев, предусмотренных законом (например, частями 10 - 11 статьи 32 ЖК Российской Федерации), возлагается на государственный орган или орган местного самоуправления. Под государственными или муниципальными нуждами при изъятии земельных участков следует понимать потребности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, связанные с обстоятельствами, установленными соответственно федеральными законами или законами субъектов Российской Федерации, удовлетворение которых невозможно без изъятия земельных участков (например, выполнение международных обязательств Российской Федерации, размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов их размещения, застройка в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений).
Судом установлено, что [СКРЫТО] Р. А., [СКРЫТО] С. Р., [СКРЫТО] С. Р. являются собственниками по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок (кадастровый № №) по адресу: Республики Башкортостан, город Уфа, <адрес>.
[СКРЫТО] Р. А. и [СКРЫТО] С. Р. являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом (кадастровый № №) по адресу: Республики Башкортостан, город Уфа, <адрес>.
[СКРЫТО] С. Р. является собственником индивидуального жилого дома (кадастровый № №) по адресу: Республики Башкортостан, город Уфа, <адрес>.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ указанное постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано.
Согласно п. 2.8.1 Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 22/6 (ред. от
ДД.ММ.ГГГГ) "О Нормативах градостроительного проектирования городского округа город Уфа Республики Башкортостан" в целях интенсивного использования территории городского округа и улучшения безопасной и благоприятной среды проживания населения Генеральным планом запланирована реконструкция сложившейся застройки. Развитие застроенных территорий осуществляется в пределах селитебных территорий и в границах элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или его части (частей), в границах смежных элементов планировочной структуры или их частей.
Решение о развитии (реконструкции) застроенной территории может быть принято, если на такой территории расположены: многоквартирные дома, предназначенные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу; многоквартирные дома, снос, реконструкция которых планируются на основании муниципальных адресных программ, утвержденных представительным органом местного самоуправления; иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту (п. 2.8.3 Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 22/6).
Развитие застроенных территорий на территории городского округа следует производить на основании муниципальной адресной программы "Развитие застроенных территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2007 - 2015 годы", утвержденной решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан, где определены местоположение, площадь, перечень адресов зданий, строений, сооружений, подлежащих сносу. Внесение изменений необходимо вносить в установленном действующим законодательством порядке (п. 2.8.4 Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 22/6).
На застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, могут быть расположены иные объекты капитального строительства, вид разрешенного использования и предельные параметры которых соответствуют градостроительному регламенту. Проектом планировки и межевания такой территории определяются нормативные параметры земельных участков существующих сохраняемых объектов капитального строительства, либо учитываются земельные участки землепользователей, границы которых не подлежат изменению, после чего устанавливаются границы земельных участков планируемых к строительству объектов капитального строительства в соответствии с требованиями действующего законодательства, Правил землепользования и застройки городского округа и настоящих Нормативов (п. 2.8.5 Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от
ДД.ММ.ГГГГ N 22/6).
Объемы сохраняемого, реконструируемого или подлежащего сносу жилищного фонда следует определять в установленном порядке, на основании разработанной документации по планировке территории, с учетом его экономической и исторической ценности, технического состояния, максимального сохранения жилищного фонда, пригодного для проживания, и сложившейся исторической среды (п. 2.8.6 Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 22/6).
В соответствии с решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 25/8 (ред. от
ДД.ММ.ГГГГ) "Об утверждении муниципальной адресной Программы "Развитие застроенных территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2007 - 2015 годы" (вместе с "Перечнем застроенных территорий городского округа город Уфа Республики Башкортостан", "Подпрограммой "Переселение граждан из жилищного фонда, подлежащего сносу и реконструкции (в том числе из ветхого и аварийного жилищного фонда) на 2007 - 2015 годы по городскому округу город Уфа Республики Башкортостан"), адрес город Уфа, улица
Сун-Ят-Сена, 20 подпадает под зону застройки.
В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Статьей 255 ГПК Российской Федерации установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
По делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), решений и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, факта его законности возложена на лица, чьи действия (бездействия), решения выступают предметом судебной проверки.
В то же время, на заявителя возложена обязанность доказывания факта нарушения прав и свобод в результате принятия оспариваемого решения или в результате совершения оспариваемых действий (бездействия).
С учётом изложенного, суд приходит к выводу о том, что Администрация городского округа адрес Республики Башкортостан, принимая оспариваемое постановление, действовала в рамках своей компетенции, в соответствии с нормами действующего законодательства, а материалы дела не содержат доказательств нарушения прав истцов, при этом не оспаривалось, что проект строительства обсуждался на публичных слушаниях.
При таком положении, в удовлетворении заявления [СКРЫТО] Р. А., [СКРЫТО] С.Р., [СКРЫТО] Ю.Р. о признании незаконным и об отмене
п. 1, п. 2, п. 3, п. 4.1 Постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ в части изъятия земельного участка № и домовладения, расположенного по адресу: Республики Башкортостан, город Уфа, <адрес>, следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-197 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении заявления [СКРЫТО] Р. А., [СКРЫТО] С.Р., [СКРЫТО] Ю.Р. о признании незаконным и об отмене п. 1, п. 2, п. 3, п. 4.1 Постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ в части изъятия земельного участка № и домовладения, расположенного по адресу: Республики Башкортостан, город Уфа, <адрес>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Председательствующий: И. Я. Индан