Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 30.04.2014 |
Дата решения | 03.06.2014 |
Категория дела | - другие, возникающие из трудовых отношений |
Судья | Индан И.Я. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | f3c4dbbe-99c5-3e65-a53b-478029db9b78 |
Дело № 2-4819/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 03 июня 2014 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Индан И. Я.,
при секретаре Курятниковой О. Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] Е.В. к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о взыскании компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, о взыскании компенсации морального вреда,
установил:
[СКРЫТО] Е. В. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о взыскании компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере № рублей, о взыскании компенсации морального вреда в размере № рублей, мотивируя свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ работала в Управлении социальной защиты населения Минтруда Республики Башкортостан по Туймазинскому району и <адрес> в различных должностях, с ДД.ММ.ГГГГ была назначена начальником отдела. Её общий стаж государственной гражданской службы составляет 20 лет. ДД.ММ.ГГГГ ей было вручено уведомление о предстоящем увольнении с ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией Управления в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением замещаемой мной должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан было вручено другое уведомление - с предложением продолжить работу в должности начальника отдела филиала ГКУ «Республиканский центр социальной поддержки населения по Туймазинскому району и <адрес>». ДД.ММ.ГГГГ
[СКРЫТО] Е. В. уволена с должности начальника отдела Управления переводом в филиал ГКУ РЦСПН в соответствии п. 5 ч. 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», однако данная норма права перевод государственного служащего на работу в иные организации, кроме как на иную государственную гражданскую службу не предусматривает. ДД.ММ.ГГГГ я получила зарплату за январь 2014 года в сумме № рублей, которая в ниже уровня среднемесячной зарплаты по прежнему месту работы. С этого момента она узнала, что нарушены её права и законные интересы. Сведения о предполагаемой зарплате в филиале ГКУ «Республиканский центр социальной поддержки населения по Туймазинскому району и <адрес>» не были оговорены, со штатным расписанием она не была ознакомлена, с трудовым договором ознакомлена только ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании [СКРЫТО] Е. В. поддержала исковые требования в полном объеме, просила иск удовлетворить, взыскать заваленные в иске суммы именно с Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан. Просила учесть, что в марте 2014 года она первоначально обратилась в суд с иском о защите трудовых прав, однако определением судьи Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ иск был оставлен без движения, предложено устранить недостатки иска в срок до ДД.ММ.ГГГГ; определение о возвращении иска не получено; настоящее исковое заявление ею подано фактически во исполнение определения судьи Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от
ДД.ММ.ГГГГ; указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что к сложившимся правоотношениям сторон неприменимы положения ст. 392 ТК Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан –
Гирфанова А.И., иск не признала, просила в иске отказать по доводам, изложенным в отзыве на исковое заявление. Просила учесть, что Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан не является надлежащим ответчиком по заявленному спору, поскольку не являлось работодателем истицы, а орган государственной власти Республики Башкортостан – Управление социальной защиты населения Минтруда Республики Башкортостан по Туймазинскому району и <адрес>, где работала истица был ликвидирован на основании Указа Президента Республики Башкортостан. Просила учесть, что
[СКРЫТО] Е. В. по п. 5 ч. 1 статьи 33 Федерального закона от
ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», следовательно, правовых оснований для выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания государственного служащего, при том, что [СКРЫТО] Е. В. не заявляет требования о восстановлении на работе, не оспаривает основание увольнения в настоящем иске, в материалах дела имеется собственноручное заявление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором [СКРЫТО] Е. В. просит об увольнении с ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода в Филиал ГКУ «Республиканский центр социальной поддержки населения по Туймазинскому району и <адрес>». Просила применить к сложившимся правоотношениям сторон положения ст. 392 ТК Российской Федерации, указав на пропуск срока обращения за защитой нарушенного трудового права.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные материалы, выслушав представителя истца, приходит к следующему.
Регулирование отношений, связанных с прохождением государственной службы, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Статья 23 указанного Федерального закона определяет служебный контракт как соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).
Согласно части 1 статьи 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе.
Установлено, с ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Е. В. работала в Управлении социальной защиты населения Минтруда РБ по Туймазинскому району и <адрес> инспектором трудового и бытового устройства инвалидов, с ДД.ММ.ГГГГ - главным специалистом по выплате пособий и доплат, с ДД.ММ.ГГГГ - заведующим сектора по делам ветеранов и инвалидов, с ДД.ММ.ГГГГ - начальником отдела, что видно из трудовой книжки.
В соответствии с п. 1.4 Положения об Управлении труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Туймазинскому району и <адрес>, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № 138-0, Управление являлось самостоятельным юридическим лицом. Начальник Управления производит в установленном действующим законодательством порядке прием на работу, перевод и увольнение работников (п. 6.4 Положения).
Указом Президента Республики Башкортостан от
ДД.ММ.ГГГГ № УП-274, постановлено в соответствии со статьей 17 Закона Республики Башкортостан «О республиканских органах исполнительной власти» и в целях оптимизации численности государственных гражданских служащих Республики Башкортостан:
Ликвидировать территориальные органы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в районах, городах Республики Башкортостан (п. 1); м
министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан: а) в установленном порядке внести в Правительство Республики Башкортостан на утверждение: изменения в Положение о Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан; изменения в предельную численность работников и лимиты количества служебных легковых автомобилей Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан; проект распоряжения Правительства Республики Башкортостан о создании государственного казенного учреждения, осуществляющего отдельные функции ликвидированных территориальных органов; б) обеспечить проведение ликвидационных процедур и предоставление высвобождаемым работникам территориальных органов гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством; в) внести предложения по приведению актов Правительства Республики Башкортостан в соответствие с настоящим Указом; г) привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Указом (п. 2);
администрации Президента Республики Башкортостан внести предложения по приведению актов Президента Республики Башкортостан в соответствие с настоящим Указом (п. 3);
признать утратившими силу: Указ Президента Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N УП-435 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан»; Указ Президента Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N УП-517 «О реорганизации территориальных органов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан» (п. 4);
контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Башкортостан (п. 5);
указ вступает в силу со дня его подписания (п. 6).
Во исполнение данного Указа Президента Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № УП-274 «О территориальных органах Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан» издан приказ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О создании ликвидационной комиссии территориального органа Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан» на основании которого была создана ликвидационная комиссия Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Туймазинскому району и <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Е.В. вручено уведомление о предстоящем увольнении с ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией Управления в соответствии с ч. 2 ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Е.В. вручено уведомление о предстоящем увольнении в связи с сокращением замещаемой должности государственной гражданской службы Республики Башкортостан с предложением продолжить работу в должности начальника отдела филиала ГКУ «Республиканский центр социальной поддержки населения по Туймазинскому району и <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Е. В. уволена с должности начальника отдела Управления переводом в филиал ГКУ РЦСПН в соответствии п. 5 ч. 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
В соответствии с проведенными мероприятиями в рамках Указа Президента Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ
№ УП-274 по упразднению Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Туймазинскому району и <адрес>, с которым истица состояла в служебных отношениях, таковое прекратило существование; работа ликвидационной комиссии Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Туймазинскому району и <адрес> завершилась ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 1 ст. 61 ГК Республики Башкортостан ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Доказательств, свидетельствующих о том, что орган государственной власти Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан является правопреемникам упраздненного Управления труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Туймазинскому району и <адрес>, в том числе, в части трудовых (служебных) прав и обязанностей, судом не добыто. Суд принимает во внимание, что Указом Президента Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № УП-274 Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан были лишь делегированы полномочия по ликвидации поименованного Управления.
Далее. Проверяя обоснованность заявления ответчика о применении к сложившимся правоотношениям сторон положений ст. 392 ТК Российской Федерации о пропуске истицей срока обращения в суд за защитой нарушенного права, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 73 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 392 ТК Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Иск о взыскании компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении государственного служащего, состоявшемся
ДД.ММ.ГГГГ, направлен истицей почтовой досылкой ДД.ММ.ГГГГ (о чём свидетельствует штамп почтового отделения на конверте), в суд иск поступил ДД.ММ.ГГГГ (о чём свидетельствует штамп канцелярии суда).
Однако истцом указано на уважительность пропуска трёхмесячного срока обращения в суд за защитой нарушенного права, с учётом того, что в марте 2014 года она первоначально обратилась в суд с иском о защите трудовых прав, однако определением судьи Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ иск был оставлен без движения, предложено устранить недостатки иска в срок до ДД.ММ.ГГГГ; определение о возвращении иска не получено; настоящее исковое заявление ею подано фактически во исполнение определения судьи Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ.
Обстоятельства обращения истицы в марте 2014 года в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о взыскании компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания нашли своё документальное подтверждение. Оснований для отказа в иске в связи с пропуском срока, установленного ст. 392 ТК Российской Федерации, суд не усматривает.
Далее. Проверяя обоснованность доводов об отсутствии правовых оснований для выплаты компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания государственного служащего с учётом основания увольнения истицы, суд приходит к следующему.
Согласно части 3.1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1 - 8.3 части 1 настоящей статьи, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ, служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае: отсутствия на службе в течение более четырех месяцев подряд в связи с временной нетрудоспособностью, если законодательством Российской Федерации не установлен более длительный срок сохранения места работы (должности) при определенном заболевании или если для определенной категории граждан законодательством Российской Федерации не предусмотрены гарантии по сохранению места работы (должности) (п. 8.1 части 1 указанной статьи); сокращения должностей гражданской службы в государственном органе (п. 8.2 части 1 указанной статьи); упразднения государственного органа (п. 8.3 части 1 указанной статьи).
Из трудовой книжки истицы видно, что в качестве основания увольнения указано на п. 5 ч. 1 статьи 33 Федерального закона от
ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Ни в иске, ни в судебном заседании [СКРЫТО] Е. В. не заявляла требований о восстановлении на работе, об изменении формулировки увольнения. Доказательств, объективно свидетельствующих о незаконности и вынужденном характере увольнения, суду не представлено. Напротив, в материалах дела имеется собственноручное заявление
[СКРЫТО] Е.В. от ДД.ММ.ГГГГ, в котором она просит об увольнении с ДД.ММ.ГГГГ в порядке перевода в Филиал ГКУ «Республиканский центр социальной поддержки населения по Туймазинскому району и <адрес>».
С учётом изложенного, в удовлетворении иска к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о взыскании компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере № рублей, а также производного требования о взыскании компенсации морального вреда в размере № рублей, следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-197 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска [СКРЫТО] Е.В. к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о взыскании компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере № рублей, о взыскании компенсации морального вреда в размере № рублей отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Председательствующий: И. Я. Индан