Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 20.05.2019 |
Дата решения | 02.07.2019 |
Категория дела | О признании недействительным отказа в выдаче удостоверения (например, ветерана труда, участника ликвидации аварии на ЧАЭС и т.п.), о признании недействительным решения об аннулировании удостоверения |
Судья | Индан И.Я. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 7902de69-9fbb-3be9-8bfa-1d067fb4c005 |
03RS0003-01-2019-004671-62
Дело № 2-4565/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 02 июля 2019 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе: председательствующего судьи Индан И. Я.,
при секретаре Нуртдиновой Э. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Билала Нуримановича к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании решения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда»,
установил:
[СКРЫТО] Б. Н. обратился в суд с исковым заявлением к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании решения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», мотивируя свои требования тем, что во время работы председетелем первичной профсоюзной организации СПК «Урняк» муниципального района Миякинский район РБ награжден юбилейной медалью «100 лет профсоюзам России». Необходимый трудовой стаж у него имеется. [СКРЫТО] Б. Н. обратился к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», в чем ему было отказано.
Определением Кировского районного суда города Уфы Республики Башкортостан от 24 мая 2019 года постановлено: Привлечь к участию в деле в качестве третьего лица – государственное казенное учреждение Республиканский центр социальной поддержки населения Республики Башкортостан <адрес>
[СКРЫТО] Б. Н. в судебное заседание не явился, извещен о дне рассмотрения надлежащим образом, предоставил доверенность на ведение дела в суде своему представителю и ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правовые гарантии социальной поддержки ветеранов труда предусмотрены статьей 22 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которой меры поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Из анализа указанных норм федерального законодательства следует, что законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на их территории, объем и содержание оказываемых мер социальной поддержки с учетом возможностей бюджета субъекта.
Статьей 7 Федерального закона «О ветеранах» предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 7 Закона Республики Башкортостан от 13 октября 1994 года N ВС-25/38 «О ветеранах» войны, труда и Вооруженных Сил» в Республике Башкортостан ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Приложением N 7 Положения «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31 декабря 2004 года N 272, звание «Ветеран труда» в Республике Башкортостан присваивается лицам: а) награжденным орденами и (или) медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; б) начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин; в) награжденным в соответствии с законодательством Республики Башкортостан государственными наградами либо удостоенным почетных званий Республики Башкортостан и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Отнесение наград к ведомственным осуществляется в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств. Статья 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» не содержит условий отнесения тех или иных знаков отличия к ведомственным, дающим право на присвоение звания «Ветеран труда».
В соответствии с подпунктом «а» пункта 4 части 2 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» представляют документы, подтверждающие награждение ведомственными знаками отличия в труде. Документами, подтверждающими награждение ведомственными знаками отличия в труде, являются решения о награждении знаками отличия в труде за продолжительный и добросовестный труд, принятые руководителями министерств и ведомств СССР, РСФСР, органами государственной власти РФ (удостоверения к нагрудному знаку и почётным знакам, удостоверение к медали, удостоверение к почётному и заслуженному званиям, почётная грамота).
Установлено, на основании Постановления Президиума Республиканского комитета профсоюза работников АПК РФ № 5
от 01 июня 2005 года [СКРЫТО] Б. Н. – председатель первичной профсоюзной организации СПК «Урняк» МР Миякинский район, награжден медалью «100 лет профсоюзам России».
[СКРЫТО] Б. Н. обращался к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», в чем ему было отказано, что видно из выписки из приказа № 2-В от 22 января 2019 года.
Вопреки доводам истца, поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.
Учитывая положения статей 1, 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», суд приходит к выводу о том, что определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания «Ветеран труда» имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин и награждён ведомственным знаком отличия в труде.
Суд считает необходимым обратить внимание, что положения Трудового кодекса Российской Федерации регулируют общественные отношения в сфере реализации права граждан на труд путём заключения трудовых договоров, и как следствие, выполнение работником работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, а также конкретный вид поручаемой работнику работы, прописанных в трудовом договоре. Указанных условий применительно к деятельности внештатного работника Трудовой кодекс Российской Федерации не предъявляет в силу специфики и особенностей такой работы, регулирование которой предусмотрено иными нормами права. То есть, труд, в том числе продолжительный и добросовестный, подразумевает трудовые отношения, возникшие между работодателем и работником на основании трудового договора и по должности, которая предусмотрена в штатном расписании (штате организации (учреждении и т. д.).
Первичная профсоюзная организация - добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, либо в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, либо у работодателя - индивидуального предпринимателя, действующее на основании устава общероссийского или межрегионального профсоюза либо на основании устава первичной профсоюзной организации, принятого в соответствии с уставом соответствующего профсоюза. В структуре первичной профсоюзной организации могут образовываться цеховые профсоюзные организации, профсоюзные группы или иные структурные подразделения в соответствии с уставом соответствующего профсоюза (ст. 3 Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Из положений Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», Устава Общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России» следует, что Федерация Независимых Профсоюзов России (ФНПР) представляет собой общероссийское объединение профсоюзов, образованное на добровольной основе общероссийскими профсоюзами. ФНПР является некоммерческой корпоративной организацией, общероссийским общественным объединением юридических лиц в организационно-правовой форме союза.
Согласно статьи 2 устава Общероссийского союза "Федерация Независимых Профсоюзов России" (принят Учредительным съездом профсоюзов РСФСР 23.03.1990) предметом деятельности Федерации является координация и содействие в обеспечении деятельности входящих в нее членских организаций, защита общих интересов, а также реализация общих задач, стоящих перед членскими организациями по представлению и защите социально-трудовых прав, производственных, профессиональных, экономических, социальных и иных законных интересов членов профсоюзов.
Таким образом, Федерация Независимых Профсоюзов России отдельных государственных (ведомственных) функций не осуществляла и не осуществляет.
Положения приведенных норм указывают, что Федерация Независимых Профсоюзов России не включена в структуру федеральных органов государственной власти ни Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", ни последующими указами Президента Российской Федерации, касающимися вопросов структуры федеральных органов исполнительной власти, в связи с чем Федерация НПР, являющаяся некоммерческой корпоративной организацией, общероссийским общественным объединением, не может быть отнесена к ведомству, наделенному публично-властными полномочиями.
В силу приведенных нормативных положений Федерация Независимых Профсоюзов России, не входящая в структуру органов исполнительной власти Российской Федерации, не обладает полномочиями по учреждению ведомственных знаков отличия в труде и награждению ими.
В соответствии с Положением о медали ФНПР «100 лет профсоюзам России», утв. постановлением Генерального Совета ФНПР от
24 ноября 2004 года N 7-8, данная медаль учреждается для награждения членов профсоюзов за конкретный вклад и достижения во всех областях, связанных с защитой трудовых прав, укрепления правопорядка и законности, обеспечения стабильности в обществе. Медалью награждаются члены профсоюзов, общественные, государственные деятели России, а также профсоюзные лидеры зарубежных стран. Представления к награждению медалью ФНПР «100 лет профсоюзам России» вносятся членскими организациями ФНПР. Решение о награждении принимает Исполнительный комитет ФНПР.
Положение "О медали ФНПР "100 лет профсоюзам России", утвержденное Постановлением Генерального Совета ФНПР от 24 ноября 2004 года N 7-8, не опубликовано.
В соответствии с пунктом 10 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда" в субъекте Российской Федерации.
Согласно п. 108 Перечня, утверждённого Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 04 июня 2012 года № 181, значится медаль «100 лет профсоюзам России».
Однако, согласно п. 2 примечания к Перечню, награды, в том числе почетная грамота, Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерации независимых профсоюзов России, Центрального банка Российской Федерации, Центросоюза России являются основанием для присвоения звания «Ветеран труда» только в отношении штатных работников данных систем согласно записи в трудовой книжке.
Медаль [СКРЫТО] Б. Н. - «100 лет профсоюзам России» не может быть признана ведомственной медалью в труде, поскольку присвоена не за заслуги в труде в Федерации независимых профсоюзов России, а за иной вклад гражданина в общественной сфере; решение о награждении принято президиумом Республиканского комитета профсоюза работников агропромышленного комплекса Российской Федерации, а не правлением Федерации независимых профсоюзов России, а потому поименованное награждение не может расцениваться как основание для присвоения звания «Ветеран труда».
При таком положении, в удовлетворении иска о признании решения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска [СКРЫТО] Билала Нуримановича к Министерству семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании решения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности присвоить звание «Ветеран труда», отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путём подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Председательствующий: И. Я. Индан