Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 21.03.2016 |
Дата решения | 02.06.2016 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Абдрахманова Л.Н. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | ec7424eb-f25f-39ec-933c-8da963308693 |
№ 2-4524/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2016 года г.Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан,
в составе председательствующего судьи Абдрахмановой Л.Н.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению Дюртюлинского межрайонного [СКРЫТО] РБ в интересах неопределенного круга лиц к Правительству РБ, Государственному казенному учреждению «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ обратился в суд с указанным иском и просил (с учетом уточнения исковых требований) обязать [СКРЫТО] Республики Башкортостан осуществить финансирование, а именно выделить финансовые средства главному распорядителю бюджетных средств – Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству в целях устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в 2-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу, обязать Государственное казенное учреждение «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения до 31.12.2016, а именно устранить имеющуюся колейность на участке автодороги Дюртюли-Нефтекамск, проходящем по территории Дюртюлинского района РБ, протяженностью 39,7 км, а именно, на 3-4 километрах, 18-27 километрах, 30-31 километрах, 36-39 километрах, устранить имеющиеся выбоины дорожного покрытия на участке автодороги Дюртюли-Нефтекамск, проходящем по территории Дюртюлинского района РБ, протяженностью 39,7 км, а именно, на 3-5 километрах, 13-15 километрах, 17-29 километре, 33 километре, 35-37 километрах, 39 километре, привести мостовой переход через р. Елань на км 32+248, оз. Грязное на км 34+437, оз. Грязное на км 36+080, р. Быстрый Танып на км 39+603 автомобильной дороги Дюртюли – Нефтекамск в Дюртюлинском районе РБ в соответствие с требованиями федерального законодательства, а именно устранить трещины и деформации несущих конструкций мостов, установить искусственное освещение на участке автодороги Дюртюли-Нефтекамск, проходящего через д. Новобиктово, протяженностью 1,3 км, а также на участке автодороги Дюртюли-Нефтекамск, проходящего через с. Ангасяк, протяженностью 2,352 км.
В обосновании искового заявления указано, что Дюртюлинской межрайонной прокуратурой по поступившему обращению граждан проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения Государственным казенным учреждением «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан», по результатам которой выявлены нарушения закона. В ходе совместной проверки прокуратуры с главным специалистом ОКК и ПР Государственного казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан», госинспектора ДН ОГИБДД отдела МВД РФ по Дюртюлинскому району выявлены нарушения требований закона о безопасности дорожного движения.
В судебном заседании представитель истца - Дюртюлинской межрайонной прокуратуры ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме с учетом уточнений.
В судебном заседании представитель ответчика – Правительства Республики Башкортостан ФИО3 указал на необоснованность заявленных требований, просил отказать в удовлетворении таковых.
Представитель ответчика Государственного казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» просила в иске отказать, указала, что дорожная деятельность является плановой и зависит от поступления денежных средств, выделенных на данные цели.
Третье лицо – представитель Государственного комитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству просила отказать в иске.
Третье лицо – ОГИБДД отдела МВД России по Дюртюлинскому району в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, полагает необходимым удовлетворить исковые требования по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Дорожная деятельность согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Как указано в п. 12 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона под «содержанием автомобильной дороги» понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно п. 1 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Согласно п. 1 ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 08.11.2007 г. №257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу положений ст. 33 названного закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности статьей 12 отнесено утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В силу положений ч. 1 ст. 17 названного закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
По правилам ч. 1 ст. 18 закона ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, 04.03.2016 совместной проверкой Дюртюлинской межрайонной прокуратуры с главным специалистом ОКК и ПР Государственного казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан», госинспектором ДН ОГИБДД отдела МВД РФ по Дюртюлинскому району выявлены нарушения требований закона о безопасности дорожного движения в виде колейности на участке автодороги Дюртюли-Нефтекамск, проходящем по территории Дюртюлинского района РБ, протяженностью 39,7 км, а именно, на 3-4 километрах, 18-27 километрах, 30-31 километрах, 36-39 километрах, выбоины дорожного покрытия на участке автодороги Дюртюли-Нефтекамск, проходящем по территории Дюртюлинского района РБ, протяженностью 39,7 км, а именно, на 3-5 километрах, 13-15 километрах, 17-29 километре, 33 километре, 35-37 километрах, 39 километре, деформация мостового перехода и провалы проезжей части, разрушение мостовых сооружений на участке мостового перехода через р. Елань на км 32+248, оз. Грязное на км 34+437, оз. Грязное на км 36+080, р. Быстрый Танып на км 39+603 автомобильной дороги Дюртюли – Нефтекамск в Дюртюлинском районе РБ в виде трещин и деформаций несущих конструкций мостов, отсутствия искусственного освещения на участке автодороги Дюртюли-Нефтекамск, проходящего через д. Новобиктово, протяженностью 1,3 км, а также на участке автодороги Дюртюли-Нефтекамск, проходящего через с. Ангасяк, протяженностью 2,352 км. Данные обстоятельства ответчиками не оспариваются.
Установлено, что Государственное казенное учреждения «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» является владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, перечень которых утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 г. № 28. В указанный перечень входит и автомобильная дорога Дюртюли-Нефтекамск.
В соответствии с п. 1.5 Устава Государственного казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» является юридическим лицом, находящимся в ведомственном подчинении Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству. Согласно п. 1.7. Устава заключение и оплата учреждением государственных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Республики Башкортостан в пределах доведенных учреждению лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В части доводов о том, что в настоящее время приказами Государственного комитета РБ по транспорту и дорожному хозяйству от 14.03.2016 № 01-05/49 и от 05.02.2016 г. № 01-05/18 предусмотрены частичный ремонт автомобильной дороги Дюртюли-Нефтекамск и финансирование расходов на разработку проектной документации ремонта моста через р. Елань, распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 04.05.2016 № 438-р внесены изменения в территориальный заказ на ремонт автомобильной дороги Дюртюли-Нефтекамск суд считает необходимым отметить, что ответчиками в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено доказательств соответствия обозначенных в иске [СКРЫТО] участков дороги требованиям безопасности дорожного покрытия, и не предоставлено доказательств того, что выявленные недостатки на момент проведения проверки либо на момент рассмотрения дела в суде были устранены.
В части доводов [СКРЫТО] об установлении искусственного освещения на участке автодороги Дюртюли-Нефтекамск, проходящего через д. Новобиктово, протяженностью 1,3 км, а также на участке автодороги Дюртюли-Нефтекамск, проходящего через с. Ангасяк, протяженностью 2,352 км суд отмечает следующее.
В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования, элементы обустройства, общие требования" стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Согласно п. 2.5. СНиП 2.05.02-85 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог.
Отсутствие достаточного бюджетного финансирования не является законным основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей по содержанию дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения, так как действующим законодательством обеспечение безопасности граждан не ставится в зависимость от финансового обеспечения.
Отсутствие денежных средств (их недостаток) само по себе не является основанием для неисполнения требований действующего законодательства и не освобождает ответчика от исполнения обязанности по осуществлению дорожной деятельности, в том числе, по устранению нарушений, угрожающих безопасности дорожного движения.
Неудовлетворительное состояние дороги затрудняет движение транспортных средств в соответствии Правилами дорожного движения РФ, способствует возникновению дорожно-транспортных происшествий, создавая тем самым угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу неопределенного круга лиц.
При изложенных обстоятельствах исковое заявление Дюртюлинского межрайонного [СКРЫТО] РБ об обязании Правительства Республики Башкортостан осуществить финансирование, а именно выделить финансовые средства главному распорядителю бюджетных средств – Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству в целях устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в 2-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу, обязании Государственного казенного учреждения «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения до 31.12.2016, а именно устранить имеющуюся колейность на участке автодороги Дюртюли-Нефтекамск, проходящем по территории Дюртюлинского района РБ, протяженностью 39,7 км, а именно, на 3-4 километрах, 18-27 километрах, 30-31 километрах, 36-39 километрах, устранить имеющиеся выбоины дорожного покрытия на участке автодороги Дюртюли-Нефтекамск, проходящем по территории Дюртюлинского района РБ, протяженностью 39,7 км, а именно, на 3-5 километрах, 13-15 километрах, 17-29 километре, 33 километре, 35-37 километрах, 39 километре, привести мостовой переход через р. Елань на км 32+248, оз. Грязное на км 34+437, оз. Грязное на км 36+080, р. Быстрый Танып на км 39+603 автомобильной дороги Дюртюли – Нефтекамск в Дюртюлинском районе РБ в соответствие с требованиями федерального законодательства, а именно устранить трещины и деформации несущих конструкций мостов, установить искусственное освещение на участке автодороги Дюртюли-Нефтекамск, проходящего через д. Новобиктово, протяженностью 1,3 км, а также на участке автодороги Дюртюли-Нефтекамск, проходящего через с. Ангасяк, протяженностью 2,352 км ФИО4 об отмене постановления о временном ограничении на выезд из Российской Федерации от 28.11.2012 г., вынесенного судебным приставом-исполнителем Кировского районного отдела судебных приставов г.Уфы Управления Федеральной службы судебных приставов по РБ ФИО5 является обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Дюртюлинского межрайонного [СКРЫТО] РБ удовлетворить.
Обязать [СКРЫТО] Республики Башкортостан осуществить финансирование, а именно выделить финансовые средства главному распорядителю бюджетных средств – Государственному комитету Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству в целях устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения в 2-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу.
Обязать Государственное казенное учреждение «Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан» устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения до 31.12.2016 г., а именно:
- устранить имеющуюся колейность на участке автодороги Дюртюли-Нефтекамск, проходящем по территории Дюртюлинского района РБ, протяженностью 39,7 км, а именно, на 3-4 километрах, 18-27 километрах, 30-31 километрах, 36-39 километрах;
- устранить имеющиеся выбоины дорожного покрытия на участке автодороги Дюртюли-Нефтекамск, проходящем по территории Дюртюлинского района РБ, протяженностью 39,7 км, а именно, на 3-5 километрах, 13-15 километрах, 17-29 километре, 33 километре, 35-37 километрах, 39 километре;
- привести мостовой переход через р. Елань на км 32+248, оз. Грязное на км 34+437, оз. Грязное на км 36+080, р. Быстрый Танып на км 39+603 автомобильной дороги Дюртюли – Нефтекамск в Дюртюлинском районе РБ в соответствие с требованиями федерального законодательства, а именно, устранить трещины и деформации несущих конструкций мостов;
- установить искусственное освещение на участке автодороги Дюртюли-Нефтекамск, проходящего через д. Новобиктово, протяженностью 1,3 км, а также на участке автодороги Дюртюли-Нефтекамск, проходящего через с. Ангасяк, протяженностью 2,352 км.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Кировский районный суд г. Уфы РБ.
Судья: Абдрахманова Л.Н.