Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 03.04.2015 |
Дата решения | 13.05.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Зайдуллин Р.Р. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 6b6a85d8-dd21-34b0-b8e3-387f3534341e |
Дело № 2-4311/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2015 г. г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р., при секретаре Валинуровой Г.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора аренды земельного участка, ссылаясь на то, что он согласно договору дарения от 07.07.2004г. является собственником 44/100 доли в праве собственности на домовладение, расположенное на земельном участке по адресу: г. Уфа, <адрес>, что подтверждается свидетельством о ГРП от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>. 28.03.2012г. он обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью, пропорциональной 44/100 доли в жилом доме. На обращение получен ответ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ г., в котором сообщено, что рассмотрение просьбы о приобретении права на земельный участок будет возможно при предоставлении соответствующего перечня документов, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №475. 30.05.2012г. в дополнение к ранее направленному обращению он направил дополнительный пакет документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития РФ № от 13.09.2011г. На обращение ответ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа не получен.
Истец просит обязать Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан заключить с ФИО2 договор купли-продажи земельного участка по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, площадью 424кв.м., кадастровый номер 02:55:010804:61, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуальных жилых домов и надворных построек, определив цену выкупа - семнадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка, в соответствии с Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 59-з д. от 27.03.2012. "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", действующим на момент обращения - ДД.ММ.ГГГГг.
Истец ФИО1, представитель истца ФИО4, исковые требования поддержали, просили удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации ГО г.Уфа РБ, третьего лица ГУП "ФЖС РБ" в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции действующей в момент возникновения спорных правоотношений), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов – подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу – собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Как следует из материалов дела, ФИО1 на основании договора дарения от 07.07.2004г. является долевым сособственником 44/100 доли в праве общей долевой собственности на домовладение, расположенное на земельном участке по адресу: г. Уфа, <адрес>, что подтверждается свидетельством о ГРП от ДД.ММ.ГГГГ <адрес>.
23.03.2012г. ФИО1 обратился в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью, пропорциональной 44/100 доли в жилом доме.
На обращение получен ответ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ г., в котором сообщено, что рассмотрение просьбы о приобретении права на земельный участок будет возможно при предоставлении соответствующего перечня документов, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №475. 30.05.2012г. в дополнение к ранее направленному обращению истец направил дополнительный пакет документов, предусмотренных приказом Минэкономразвития РФ № от 13.09.2011г.
Доказательств тому, что на данное обращение дан ответ Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа г. Уфа, суду не представлено.
В официально опубликованном Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 82-О Конституционный Суд Российской Федерации указал следующее.
Пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации закрепляет организационно-правовой порядок обращения указанных в данной статье граждан и юридических лиц в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления по поводу приобретения прав на находящиеся в государственной и муниципальной собственности земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения. Сама возможность приобретения этими лицами прав на данные земельные участки закреплена в пунктах 3 и 4 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Так, в соответствии с пунктом 3 в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено данным Кодексом и федеральными законами.
Критерий отнесения тех или иных земельных участков к делимым или неделимым, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в общей долевой собственности, закреплен в абзаце втором пункта 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающем, что делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, и каждая часть после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Из этих положений, взятых в нормативном единстве с положениями пункта 1 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации, относящего к объектам земельных отношений в том числе земельные участки и части земельных участков, а также во взаимосвязи с требованиями статей 128 "Виды объектов гражданских прав" и 133 "Неделимые вещи" ГК Российской Федерации, следует, что неделимый земельный участок является одновременно и неделимым объектом как гражданских прав, так и земельных отношений, что, в частности, означает невозможность установления права собственности только лишь на его часть, - такой земельный участок выступает объектом прав в целом.
Вместе с тем Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает основания приобретения права общей собственности, одно из которых - поступление в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделено без изменения его назначения (неделимые вещи) либо не подлежит разделу в силу закона (пункт 4 статьи 244). Следовательно, на неделимый земельный участок как объект права двух или более лиц в силу его особых природных свойств допускается существование только общей собственности.
Исходя из этого, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что законодательно установленный порядок приобретения прав на неделимые земельные участки с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями объективно обусловлен спецификой объекта и природой права общей собственности, а также характером связанных с ней отношений. Он направлен на защиту прав и интересов всех участников общей собственности и, таким образом, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как ограничивающий права и свободы человека и гражданина.
Как следует из материалов дела, сведения о земельном участке 02:55:010804:2 были внесены ДД.ММ.ГГГГ в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) на основании Перечня ранее учтенных земельных участков, составленного по материалам инвентаризации земель г.Уфы Республики Башкортостан, с адресными характеристиками «Респ. Башкортостан, г.Уфа, р-н Кировский, <адрес>», описанием местоположения границ и площадью 964 кв.м.
В свидетельстве от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> объектом права является жилой дом и условный номер 02:401:13298:0000:14 присвоен этому объекту, а не земельному участку.
На основании заявления о постановке объекта недвижимости на государственный кадастровый учет от ДД.ММ.ГГГГ № и Межевого плана от 24.05.2013, подготовленного кадастровым инженером ФИО5 (ООО «Топограф») в ГКН учтены ДД.ММ.ГГГГ земельные участки с кадастровыми номерами 02:55:010804:60 и 02:55:010804:61, путем раздела земельного участка с кадастровым номером 02:55:010804:2.
Согласно сведениям кадастрового паспорта от 24.06.2013. в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о сформированном земельном участке по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, площадью 424кв.м., кадастровый номер 02:55:010804:61, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуальных жилых домов и надворных построек.
Из справки ГУП БТИ РБ от 13.05.2014. следует, что ФИО6 является долевым сособственником 56/100 доли в праве общей долевой собственности на домовладение, расположенное на земельном участке по адресу: г. Уфа, <адрес>.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Доказательств тому, что домовладение, расположенное на земельном участке по адресу: г. Уфа, <адрес>, разделено в натуре между ФИО6 и ФИО1 и на указанный жилой дом прекращен правовой режим общей долевой собственности суду не представлено, а судом не добыто.
Также стороной истца в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено доказательств тому, что на испрашиваемом земельном участке по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, площадью 424кв.м., кадастровый номер 02:55:010804:61, расположен объект недвижимости, принадлежащий на праве собственности исключительно истцу и отсутствуют иные строения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора аренды земельного участка,
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с ФИО2 договор купли-продажи земельного участка по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, площадью 424кв.м., кадастровый номер 02:55:010804:61, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для обслуживания индивидуальных жилых домов и надворных построек, определив цену выкупа - семнадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка, в соответствии с Законом Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 59-з д. от 27.03.2012. "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан", действующим на момент обращения - ДД.ММ.ГГГГг., отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Председательствующий Р.Р. Зайдуллин
Решение суда принято в окончательной форме 15.05.2015.