Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 29.11.2019 |
Дата решения | 22.01.2020 |
Категория дела | Иные споры, связанные с предоставлением государственной социальной помощи (скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, бесплатное обеспечение лекарствами, льготы и другие) |
Судья | Индан И.Я. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 7dd359d0-7a87-36ae-b424-e69cdecb7217 |
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-429/2020 (2-10354/2019) 03RS0003-01-2019-011647-86 | город Уфа 22 января 2020 года |
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Индан И. Я., при секретаре Нуртдиновой Э. А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Кировского района г. Уфы, действующего в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации, в интересах [СКРЫТО] Спартака Дмитриевича к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан о возложении обязанности по обеспечению лекарственными средствами,
установил:
прокурор Кировского района г. Уфы, действующий в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации, в интересах [СКРЫТО] С. Д., обратился в суд с исковым заявлением к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан о возложении обязанности обеспечить [СКРЫТО] С. Д.,
09 ноября 1999 года рождения, лекарственным препаратом «Кеппра 500 мг № 30» в назначенном ему объеме и до момента отмены данного препарата, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры республики проведена проверка исполнения законодательства лечебными организациями. [СКРЫТО] С. Д., 09 ноября 1999 года рождения, наблюдается в ГБУЗ Поликлиника № 46 г. Уфа с 15 ноября 2017 года с диагнозом: G40.8 Симптоматическая генерализованная эпилепсия, фармакорезистентная форма, является инвалидом 1 группы. Согласно заключению эпилептолога Республиканского консультативно-диагностического центра «Медстандарт» от 31 мая 2018 года, учитывая резистентность приступов, рекомендовано продолжить прием препарата левитирацетам в оригинальной форме Кеппра 2000 мг в сутки, ввести в терапию препарат ламотриджин 100 мг в сутки. Заключениями врачебной комиссии ГБУЗ Поликлиника № 46 г. Уфа от 08 ноября 2018 года № 28, от 28 марта 2019 года № 5, от 24 июля 2019 года № 15 ввиду тяжести заболевания с целью обеспечения непрерывного курса лечения жизненно важным препаратом [СКРЫТО] С. Д. нуждается в специфической терапии препаратом левитирацетам в оригинальной форме Кеппра 500 мг № 30 43 упаковки в год. 28 марта 2019 года Поликлиника № 46 г. Уфа направлено письмо и. о. министра [СКРЫТО] Республики Башкортостан о нуждаемости [СКРЫТО] С. Д. в постоянной противосудорожной терапии на 2019 год лекарственным препаратом левитирацетам в оригинальной форме Кеппра, однако до настоящего времени [СКРЫТО] С. Д. препаратом Кеппра не обеспечен. В ходе изучения амбулаторной карты пациента, а также справки по отпущенным лекарственным средствам из аптек установлено, что за период 2018 год лекарственным препаратом левитирацетам в оригинальной форме Кеппра [СКРЫТО] С. Д. обеспечивался 18 января 2018 года,
05 февраля 2019 года, 06 марта 2018 года, 05 апреля 2018 года,
25 апреля 2018 года, 31 октября 2018 года. В 2019 году пациент обеспечивался 08 мая 2019 года, 05 августа 2019 года, 02 сентября 2019 года, 13 сентября 2019 года, 01 октября 2019 года.
[СКРЫТО] С. Д. в судебное заседание не явился, извещен о дне рассмотрения надлежащим образом. В силу ч. 3 ст. 167 ГПК Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц (представитель истца - Азнабаев В. Х., по доверенности № 24д-2020 от 22 января 2020 года; представитель ответчика - Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан Альмухаметов И. Р., по доверенности
№ 10-06/512 от 29 октября 2019 года; представитель третьего лица - ГУП «Башфармация» Давлетшин А. А., по доверенности № 01-06/107
от 20 января 2020 года; представитель третьего лица - ГБУЗ Поликлиника № 46 Зарипова Д. Ф., по доверенности № 1 от 09 января 2020 года), проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 (ч. 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях [СКРЫТО] оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
В силу ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от
01 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.
Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ).
Согласно ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов была утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 года № 1403.
Федеральной программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе V Федеральной программы предусмотрено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Пунктами 10, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Установлено, что [СКРЫТО] С. Д., 09 ноября 1999 года рождения, наблюдается в ГБУЗ Поликлиника № 46 г. Уфа с 15 ноября 2017 года с диагнозом: G40.8 Симптоматическая генерализованная эпилепсия, фармакорезистентная форма,
[СКРЫТО] С. Д. является инвалидом 1 группы.
Согласно заключению эпилептолога Республиканского консультативно-диагностического центра «Медстандарт» от 31 мая 2018 года, учитывая резистентность приступов, рекомендовано продолжить прием препарата левитирацетам в оригинальной форме Кеппра 2000 мг в сутки, ввести в терапию препарат ламотриджин 100 мг в сутки.
Заключениями врачебной комиссии ГБУЗ Поликлиника № 46 г. Уфа от 08 ноября 2018 года № 28, от 28 марта 2019 года № 5, от 24 июля 2019 года № 15 ввиду тяжести заболевания с целью обеспечения непрерывного курса лечения жизненно важным препаратом [СКРЫТО] С. Д. нуждается в специфической терапии препаратом левитирацетам в оригинальной форме Кеппра 500 мг № 30 43 упаковки в год.
28 марта 2019 года Поликлиника № 46 г. Уфа направлено письмо и. о. министра [СКРЫТО] Республики Башкортостан о нуждаемости [СКРЫТО] С. Д. в постоянной противосудорожной терапии на 2019 год лекарственным препаратом левитирацетам в оригинальной форме Кеппра.
В 2018 году пациент обеспечивался лекарственным препаратом левитирацетам в оригинальной форме - 18 января 2018 года,
05 февраля 2019 года, 06 марта 2018 года, 05 апреля 2018 года,
25 апреля 2018 года, 31 октября 2018 года.
В 2019 году пациент обеспечивался лекарственным препаратом левитирацетам в оригинальной форме - 08 мая 2019 года, 05 августа 2019 года, 02 сентября 2019 года, 13 сентября 2019 года, 01 октября 2019 года.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами ст. 37 Федерального закона
от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
В силу ст. 48 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из заместителей. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента.
При этом, п. 15 ст. 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено исключение из общего правила, состоящего в том, что стандарт медицинской помощи является основным ориентиром, определяющим, какие лекарственные препараты должны использоваться при оказании медицинской помощи согласно номенклатуре. В случае наличия медицинских показаний и по решению врачебной комиссии допускается использование иных лекарственных препаратов чем те, которые включены в стандарт.
Согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве [СКРЫТО] Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09 июля 2014 года № 310, [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере [СКРЫТО] на территории Республики Башкортостан.
Пунктом 2.1 указанного Положения предусмотрено, что основными задачами Министерства являются разработка и реализация мер по развитию [СКРЫТО], организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения.
Таким образом, обеспечение лекарственным препаратом [СКРЫТО] С. Д., 09 ноября 1999 года рождения, возложено на [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан.
Доказательств, опровергающих нуждаемость [СКРЫТО] С. Д. в обеспечении вышеуказанным лекарственным препаратом, [СКРЫТО] [СКРЫТО] суду не представлено.
Таким образом, бездействие Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан в части бесперебойного обеспечения вышеуказанным лекарственным препаратом противоречит действующему законодательству, влечет существенное нарушение прав [СКРЫТО] С. Д., на медицинскую помощь. Более того, не предоставление [СКРЫТО] С. Д., лекарственных препаратов в рекомендованных лечащим врачом дозировках бесперебойно, влечет нарушение его права на охрану здоровья и получение медицинской помощи бесплатно, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации недопустимо.
Иск подлежит удовлетворению, следует обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан обеспечивать [СКРЫТО] С. Д.,
09 ноября 1999 года рождения, лекарственным препаратом «Кеппра 500 мг № 30» в назначенном ему объеме и до момента отмены данного препарата.
Далее. В соответствии со ст. 220 ГПК Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения.
В силу ч. 1 ст. 212 ГПК Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
С учетом предмета заявленного спора решение следует обратить к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
иск Прокурора Кировского района г. Уфы, действующего в порядке ст. 45 ГПК Российской Федерации, в интересах [СКРЫТО] С. Д., удовлетворить.
Обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан обеспечить [СКРЫТО] Спартака Дмитриевича, 09 ноября 1999 года рождения, лекарственным препаратом «Кеппра 500 мг № 30» в назначенном ему объеме и до момента отмены данного препарата.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме - с 22 января 2020 года.
Председательствующий: И. Я. Индан