Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 24.04.2019 |
Дата решения | 13.06.2019 |
Категория дела | Иные споры, связанные с предоставлением государственной социальной помощи (скидки по оплате жилищно-коммунальных услуг, бесплатное обеспечение лекарствами, льготы и другие) |
Судья | Сиражитдинов И.Б. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 2d67ca11-e7c7-32bf-9486-361a254c4135 |
УИД 03RS0003-01-2019-003972-25
Дело №2-4029/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 июня 2019 года г. Уфа
Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сиражитдинова И.Б., при секретаре Рашитовой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кировского района г. Уфы в интересах [СКРЫТО] А.Р. к ГУ – РО Фонд социального страхования по Республике Башкортостан о компенсации расходов по оплате проезда к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и его законного представителя,
установил:
Прокурор Кировского района г. Уфы обратился в суд с иском в интересах [СКРЫТО] А.Р. к ГУ – РО Фонд социального страхования по Республике Башкортостан о компенсации расходов по оплате проезда к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и его законного представителя. В обосновании иска указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению [СКРЫТО] Л.А. о соблюдении Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Установлено, что 29.05.2018 г. при реализации мероприятий медицинской реабилитации по индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида от 20.04.2018 года, [СКРЫТО] А.Р. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющейся ребенком-инвалидом, получено направление на лечение в ФГБУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г.И. Тургенева» в г. Санкт-Петербург. С 29.06.2018 по 24.07.2018 г. [СКРЫТО] А.Р. проходила лечение по квоте в рамках специализированного лечения высокотехнологичной медицинской помощи. В период прохождения лечения на проезд к месту лечения и обратно были произведены расходы в общей сумме 25584,70 руб., что подтверждается проездными билетами.
02.11.2018 г. [СКРЫТО] Л.А. обратилась с заявлением в ГУ-РО ФСС Российской Федерации по Республике Башкортостан о компенсации расходов по оплате проезда к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и законного представителя сопровождающего.
Между тем, 09.11.2018 [СКРЫТО] Л.А. получен ответ № ГУ-РО ФСС Российской Федерации по Республике Башкортостан о том, что компенсация расходов по оплате проезда к месту лечения и обратно на междугороднем транспорте, произведенных гражданами самостоятельно, не предусмотрена.
На основании изложенного истец просит суд обязать ГУ-РО ФСС Российской Федерации по Республике Башкортостан выплатить [СКРЫТО] Л.А. компенсацию расходов по оплате проезда к месту лечения в г. Санкт-Петербург и обратно в г. Уфу ребенка-инвалида [СКРЫТО] А.Р.и законного представителя сопровождающего в сумме 25584,70 руб.
В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Алибаева И.Х. заявленные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель истца – законный представитель несовершеннолетней [СКРЫТО] Л.А. в судебном заседании иск прокурора поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика Иткулов И.Ю. (доверенность в деле) в судебном заседании иск не признал, просил в его удовлетворении отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи.
В силу ст. 33 Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств, одобренной в городе Санкт-Петербурге 29 октября 1994 года на 5-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ, государства гарантируют право граждан на бесплатную медицинскую помощь в необходимых объемах, включая амбулаторно-поликлиническое обслуживание, в том числе визиты врача на дом, специализированное обслуживание в больницах, клиниках и вне стен этих учреждений; обеспечивают потребности населения в медикаментах и предметах ухода за больными, сохраняют льготный порядок обеспечения лекарственными средствами и средствами протезирования инвалидов, малоимущих, а также других категорий граждан в соответствии с национальным законодательством.
В соответствии со Стандартными правилами обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятых 20 декабря 1993 года Генеральной Ассамблеей ООН, государствам следует обеспечить, чтобы инвалиды имели доступ к любым видам постоянного лечения и получали лекарственные препараты, которые могут им потребоваться для поддержания или повышения уровня их жизнедеятельности (Правило 2 п. 6).
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В соответствии со ст. ст. 2, 20, 39 Конституции Российской Федерации человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.
Согласно ч. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ч. 9 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе и дети-инвалиды.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Порядок предоставления гражданам набора социальных услуг определен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 328 от 29 декабря 2004 года "Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
Согласно п. 4.4 указанного Порядка обеспечение в рамках предоставления социальных услуг граждан бесплатным проездом к месту лечения и обратно, в том числе к месту санаторно-курортного лечения по путевкам, предоставленным органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в санаторно-курортные учреждения, находящиеся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико-биологического агентства, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний осуществляется на основании направления и талона N 2, оформленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Направление и талон N 2 после их оформления направляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения в территориальный орган Фонда или в уполномоченный орган, а также выдаются гражданину в порядке, определяемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
После получения направления и талона N 2, выданных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения, гражданин или его законный представитель обращается в территориальные органы Фонда или в органы социальной защиты населения, либо уполномоченные органы для обеспечения специальными талонами или именными направлениями на право получения бесплатных проездных документов.
Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, согласно п. 4 которых финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год: Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки, в том числе на оплату проезда отдельным категориям граждан к месту лечения и обратно.
В силу пп. "б" п. 11 указанных Правил средства на предоставление гражданам проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации).
Судом установлено, что [СКРЫТО] А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории ребенок-инвалид, что подтверждается справкой № № от 27.12.2013 г.
29.05.2018 года Министерством здравоохранения Республики Башкортостан [СКРЫТО] А.Р. выдано направление №Д на госпитализацию с 29.06.2018 г. в ФГБУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г.И. Тургенева» в г. Санкт-Петербург.
Согласно выпиской справке ФГБУ «Научно-исследовательский детский ортопедический институт им. Г.И. Тургенева» [СКРЫТО] А.Р. с 29.06.2018 г. по 24.07.2018 г. находилась на стационарном лечении.
Согласно представленным электронным проездным документам и маршрутным квитанциям законным представителем [СКРЫТО] А.Р. – матерью [СКРЫТО] Л.А. понесены расходы на проезд 25584,70 руб.
02.11.2018 г. [СКРЫТО] Л.А. обратилась в ГУ-РО ФСС по Республики Башкортостан с заявлением о компенсации расходов на проезд, в чем ей было отказано.
Анализируя изложенное выше, суд приходит к выводу, что [СКРЫТО] А.Р., являясь ребенком-инвалидом, имеет право на компенсацию расходов на проезд, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кировского района г. Уфы в интересах [СКРЫТО] А.Р. к ГУ – РО Фонд социального страхования по Республике Башкортостан о компенсации расходов по оплате проезда к месту лечения и обратно ребенка-инвалида и его законного представителя – удовлетворить.
Обязать ГУ-РО Фонд социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан выплатить [СКРЫТО] Людмиле Анатольевне компенсацию расходов по оплате проезда к месту лечения в г. Санкт-Петербург и обратно в г. Уфу ребенка-инвалида ФИО8 и законного представителя сопровождающего в сумме 25584,70 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Судья И.Б. Сиражитдинов