Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 24.04.2019 |
Дата решения | 26.06.2019 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Сиражитдинов И.Б. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | b68cd29f-65e4-3d1e-8e7d-c136084407c8 |
УИД 03RS0003-01-2019-003960-61
№2-4010/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 июня 2019 г. г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы в составе председательствующего судьи Сиражитдинова И.Б., при секретаре Рашитовой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление [СКРЫТО] Венеры Асафовны действующей за себя и за несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Управлению по земельным и имущественным отношениям Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] В.А. обратилась в суд в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей с иском к Управлению по земельным и имущественным отношениям Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности в порядке приватизации на <адрес> г. Уфы, общей площадью 95.8 кв.м.
Заявленные требования мотивировала тем, что она проживает и зарегистрирована в указанной квартире вместе с детьми с 2011 года. Квартира была выделена ей в связи с нуждаемостью и характером трудовых отношений в качестве в сфере ЖКХ г.Уфы с 2004 года. Указанное жилое помещение находится в реестре муниципального имущества ГО г. Уфа. Истцы приняли решение приватизировать занимаемую ими квартиру, в связи с чем обратились к ответчику с заявлением.
Письмом № от 22.03.2019 года истцам отказано в удовлетворении заявления.
На судебное заседание истец [СКРЫТО] В.А. не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель истца Садыков М.Р. (доверенность в деле) в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Ответчик УЗИО АГО г. Уфа на судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом.
Третье лицо АГО г. Уфа на судебное заседание явку своего представителя не обеспечил, извещен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными ст.12 ГК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии с ч. 1. ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 105 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР от 24.06.1983г. и действующим в момент выделения истцу спорной квартиры) порядок предоставления служебных жилых помещений, и порядок пользования ими устанавливается законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной или общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения.
Судом установлено, что жилое помещение по адресу: г. Уфа, <адрес>, общей площадью 95,80 кв.м. предоставлено истцу в связи с нуждаемостью и характером трудовых отношений в сфере жилищно-коммунального хозяйства г.Уфы для проживания.
Согласно копии лицевого счета №, [СКРЫТО] В.А. является нанимателем жилого помещения по адресу г. Уфа, <адрес>, задолженности по состоянию на 01.02.2019 года не имеется.
Из справки о регистрации от 12.02.2019 года следует, что по адресу г. Уфа, <адрес> совместно с [СКРЫТО] В.А. зарегистрированы: сын ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Дата регистрации указанных лиц, за исключением дочери ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ.
Законным основанием для выделения такого жилья, в то время, являлось постановление главы Администрации г. Уфы №28 от 12.01.2000 года, согласно п. 2.5. которого, распределение служебных жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фондов производится решением о предоставлении служебного жилого помещения, принимаемым администрацией и профсоюзным комитетом предприятия.
Приняв решение приватизировать занимаемое жилое помещение [СКРЫТО] В.А. обратилась 04.04.2019 года в Управление по земельным и имущественным отношениям Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о передаче в собственность <адрес> г. Уфы, общей площадью 95.8 кв.м.
Письмом №№ от 22.03.2019 г. УЗИО АГО г. Уфы отказало в приватизации квартиры по адресу г. Уфа, <адрес> ввиду отсутствия договора социального найма.
В соответствии со статьей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со статьей 2 Закона РФ от 04.07.1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В силу статьи 11 Закона о приватизации жилья каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
На основании статьи 6 Закона о приватизации жилья передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в собственность подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определение законодателем круга объекта, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина только в том случае, если обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
При этом отсутствие письменной формы договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.07.1995г. № – местом жительства является место, где гражданин постоянно проживает в качестве собственника, по договору социального найма либо на иных основаниях. Местом пребывания является место, где гражданин временно проживает – гостиница, санаторий, дом отдыха, иное подобное учреждение, не являющееся местом жительством гражданина.
Суд также считает необходимым отметить тот факт, что к моменту выделения истцу служебной жилой площади по адресу г. Уфа, <адрес> находилось в перечне муниципального имущества.
При этом, суд считает, что сам по себе факт непринятия лицом, предоставившего истцу данное жилое помещение в качестве служебного жилого помещения, соответствующих мер и действий для своевременного оформления исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов ордера специального образца с целью дальнейшего заключения договора найма служебного жилого помещения, согласно ст.ст.105 и 106 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент возникновения жилищных отношений, а впоследствии - в соответствии со ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации, не опровергает доводы истца в той части, что право на пользование спорной квартирой у него возникло в 2011 году.Согласно п.5.3. решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 04.12.2008г. № «О Положении о порядке предоставления служебных жилых помещений муниципального жилищного фонда городского округа город Уфа Республики Башкортостан» служебные жилые помещения, предоставленные до 01.03.2005г., утрачивают статус служебного жилого помещения с момента обращения гражданина, проживающего в таком жилом помещении с заявлением о заключении договора социального найма. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие право пользования данным жилым помещением. Спорная квартира истцу была предоставлена в 2011 году.
Истцы не использовали свое право на бесплатную приватизацию жилья, что подтверждается представленными справками ГУП «Бюро технической инвентаризации Республики Башкортостан», а также уведомлениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан об отсутствии в их собственности объектов недвижимого имущества в порядке приватизации.
В силу п. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством.
Согласно Закону Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», а также Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за №131-ФЗ от 06 октября 2003 года (с последующими изменениями и дополнениями), статье 4 Устава городского округа город Уфа Республики Башкортостан, и Положения «Об Управлении муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан», распоряжение муниципальной собственностью Администрации городского округа город Уфа РБ и функции по передаче и оформлению договоров передачи в собственность граждан в порядке приватизации занимаемых или жилых помещений, находящихся в муниципальной и государственной собственности на территории города Уфа возложены на ответчика – Управление по земельным и имущественным отношениям Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан.
На основании изложенного выше, учитывая, что спорная квартира является единственным местом жительства истцов, суд удовлетворяет требования о признании за [СКРЫТО] В.А., ФИО2, ФИО2, ФИО3, ФИО5 права общей долевой собственности в порядке приватизации по 1/5 доле каждому на жилое помещение по адресу: г. Уфа, <адрес>, общей площадью 95,8 кв.м.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
На основании ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 г. N 424.
В п. 2 данного Порядка указано, что объектами учета в реестрах являются находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).
Ведение реестров осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований (п. 3 Порядка).
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ч. 3 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
В соответствии с ч. 5 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ от 13.07.2015 г. "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Как указано в разъяснениях, содержащихся в п. 52 постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 (ред. от 23.06.2015) "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
Таким образом, суд считает возможным указать в резолютивной части решения суда о том, что решение суда является основанием для прекращения права муниципальной собственности.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования [СКРЫТО] Венеры Асафовны действующей за себя и за несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 к Управлению по земельным и имущественным отношениям Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности в порядке приватизации – удовлетворить.
Признать за [СКРЫТО] Венерой Асафовной, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 право общей долевой собственности в порядке приватизации по 1/5 доле каждому на жилое помещение – квартиру, расположенную по адресу: г. Уфа, <адрес>.
Данное решении является основанием для регистрации права общей долевой собственности за за [СКРЫТО] Венерой Асафовной, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 в порядке приватизации на жилое помещение по 1/5 доле каждому на квартиру, расположенную по адресу: г.Уфа,<адрес>, общей площадью 95.8 кв.м.,в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Башкортостан.
Данное решение является основанием для прекращения права муниципальной собственности городского округа город Уфа на обьект, квартиру, находящуюся по адресу:г.Уфа,<адрес>, дом.106,кВ.76.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Кировский районный суд Республики Башкортостан.
Судья И.Б. Сиражитдинов