Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 02.05.2017 |
Дата решения | 09.06.2017 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судья | Индан И.Я. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 19c989ee-071f-3622-b950-41b8cf3fa098 |
Дело № 2-3963/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 09 июня 2017 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе: председательствующего судьи Индан И. Я.,
при секретаре ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральной службе безопасности России по Республике Башкортостан о признании права на получение удостоверения «Ветеран боевых действий», возложении обязанности выдать удостоверение «Ветеран боевых действий»,
установил:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к Федеральной службе Безопасности России по Республике Башкортостан о признании права на получение удостоверения «Ветеран боевых действий», возложении обязанности выдать удостоверение «Ветеран боевых действий», мотивируя свои требования тем, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по
ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу на административной границе с Республикой Чечня на территории Республики Дагестан, что подтверждается военным билетом. ФИО1 обратился в ФСБ России по Республике Башкортостан с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий, однако ему было отказано.
В судебное заседание ФИО1 явился, иск поддержал, пояснил, что проходил военную службу на административной границе с Республикой Чечня, с территории Республики Дагестан на основании приказов командира – полковника Ананьева он в составе группы выходил на территорию Республики Чечня, участвовал в боевых действиях, переговорах и проч. Просил учесть. Что из архивной справки Центрального пограничного архива видно, что он имеет право на льготы по на льготы, установленные Законом Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу, на территории Прибалтики, Закавказья и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах».
Представитель ответчика - ФИО4 (по доверенности № от 10 июля 2014 года) в суд явился, иск не признал, ссылаясь на доводы отзыва.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц, проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 года N 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта» Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 9 декабря 1994 года N 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа». В соответствии с пунктом 10 данного Постановления выполнение военнослужащими задач, предусмотренных указанным Постановлением, было отнесено к выполнению задач при вооруженных конфликтах и на них распространено действие Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21 января 1993 года N 4328-1.
При этом конкретные территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации, на которых выполнялись поставленные задачи, не указывались.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 года N 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций» было определено, что дополнительные гарантии и компенсации предоставляются военнослужащим только за время фактического выполнения ими задач на территории, где введено чрезвычайное положение, либо в местности, которая отнесена к зоне вооруженного конфликта. При этом периоды выполнения военнослужащими задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах оформляются приказами командиров воинских частей.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 11 декабря 1995 года N 1210 «Об определении зоны вооруженного конфликта в Чеченской Республике» к зоне, на которую распространяется действие Закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах» от 21 января 1993 года N 4328-1, отнесена только территория Чеченской Республики.
Пунктом 2 данного Постановления предоставлено право Министру обороны РФ, Министру внутренних дел РФ, директору ФПС РФ, директору ФСБ РФ относить совместными решениями к зоне, указанной в пункте 1 этого Постановления, отдельные местности, прилегающие к территории Чеченской Республики, при возникновении в этих местностях вооруженных конфликтов.
В 1996 - 1998 годах совместных решений вышеуказанных ведомств об отнесении к зоне, указанной в пункте 1 вышеуказанного Постановления, какой-либо местности, прилегающей к территории Чеченской Республики, не принималось.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся: военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением к указанному Федеральному закону утвержден Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации.
В силу пунктов 3 и 4 Федерального закона «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О ветеранах» Раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приложения к Федеральному закону «О ветеранах» после абзаца «Боевые действия в Сирии и Ливане: июнь 1982 года» дополнить абзацем следующего содержания: «Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года».
Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года».
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2004 года.
В силу Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 763, выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с Порядком выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 года N 2288, для лиц, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с соответствующим обращением должны быть представлены документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, а именно, выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие периоды выполнения задач указанными лицами, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал.
Установлено, согласно сведениям, указанным в военном билете серии НП №, ФИО1 проходил службу в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на административной границе Республики Чечня и Дагестан.
Те же сведения содержатся в справке № от ДД.ММ.ГГГГ, подписанной командиром войсковой части 3810 полковником
В. Горшковым.
Согласно архивной справке Центрального пограничного архива Федеральной службы безопасности Российской Федерации №/И-6920 от ДД.ММ.ГГГГ в приказе командира войсковой части 3810 <адрес> по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ № имеется запись «…Полагать бывшим в командировке: в <адрес>, выполнявшими задачи по прикрытию участка административной границы с Чеченской Республикой …- рядового ФИО1, призыва осень 1995 года, водителя роты огневой поддержки 1 ммг, с 17 сентября по ДД.ММ.ГГГГ;…В соответствии с приказом ГК ПВ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащие имеют право на льготы, установленные Законом РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу, на территории Прибалтики, Закавказья и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.» Подлежит зачету в выслугу лет на пенсию на льготных условиях: один месяц службы за три месяца…». В приказе командира войсковой части 3810 <адрес> по строевой части от ДД.ММ.ГГГГ № имеется запись «…Полагать бывшим в командировке: в <адрес>, выполнявшими задачи по прикрытию участка административной границы с Чеченской Республикой …- рядового ФИО1, призыва осень 1995 года, водителя роты огневой поддержки 1 ммг, с 09 января по ДД.ММ.ГГГГ;…В соответствии с приказом ГК ПВ РФ № от ДД.ММ.ГГГГ военнослужащие имеют право на льготы, установленные Законом РФ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу, на территории Прибалтики, Закавказья и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.» Подлежит зачету в выслугу лет на пенсию на льготных условиях: один месяц службы за три месяца…».
ФИО1 обратился в ФСБ России по Республике Башкортостан с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий. Ему был дан ответ от 21 февраля 2017 года № И-192 о том, что правовых оснований для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий нет.
Выдача удостоверения ветерана боевых действий производится только тем лицам, которые привлекались для выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, и которые реально участвовали в выполнении соответствующих задач (в боевых действиях). Само по себе нахождение на территории, на которой объявлено чрезвычайное положение или отнесенной к зоне вооруженного конфликта, еще не означает фактического участия в выполнении названных задач.
Факт выполнения задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливается на основании выписок из соответствующих приказов, подтверждающих периоды выполнения задач, либо документов, подтверждающих полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо на основании реализованного наградного материала.
То есть, непосредственное участие лица в выполнении задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, должно быть доказано по делу в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК Российской Федерации. Фактическое участие в боевых действиях определяется только на основании приказов с указанием дат или периодов, когда сотрудники или военнослужащие принимали участие в боевых операциях. В соответствии с действующим законодательством факт участия в боевых действиях подтверждается приказами, архивными справками. Подтверждение факта участия в боевых действиях иными документами законодательством не предусмотрено.
Ссылок на соответствующие приказы, подтверждающие периоды участия в названных действиях, не имеется.
Как Постановление Правительства Российской Федерации от
09 декабря 1994 года N 1360, так и приказ Главнокомандующего Пограничными войсками РФ от 17 декабря 1994 года N 0377 к выполнению задач при вооруженных конфликтах относили: выполнение военнослужащими Пограничных войск Российской Федерации задач по охране Государственной границы на территории Чеченской Республики; обеспечение усиления режима охраны Государственной границы на территории сопредельных с Чеченской Республикой субъектов Российской Федерации. ФИО1, как это видно из исследованных в суде военного билета и справки № от ДД.ММ.ГГГГ подписанной командира войсковой части 3810, а также справки №/И-6920 от ДД.ММ.ГГГГ Центрального пограничного архива ФСБ Российской Федерации, находясь в Дагестане, выполнял задачи по усилению режима охраны административной границы между Республикой Дагестан и Чеченской Республикой.
Вопреки доводам истца, запись в военном билете ФИО1 о прохождении службы в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на административной границе <адрес> и Дагестан не является безусловным доказательством фактического участия ФИО1 в боевых действиях.
Разрешая спор, с учетом установленных по делу обстоятельств, на основании совокупности собранных по делу доказательств, оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд, руководствуясь положениями Федерального закона «О ветеранах», приходит к выводу о том, что совокупностью представленных доказательств не подтверждается, что ФИО1, находясь на срочной военной службе, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в боевых действиях.
При таком положении, в удовлетворении иска о признании права на получение удостоверения «Ветеран боевых действий», и производного требования возложении обязанности выдать удостоверение «Ветеран боевых действий», следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска ФИО1 к Федеральной службе безопасности России по Республике Башкортостан о признании права на получение удостоверения «Ветеран боевых действий», возложении обязанности выдать удостоверение «Ветеран боевых действий», отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Председательствующий: И. Я. Индан