Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 18.04.2018 |
Дата решения | 06.06.2018 |
Категория дела | транспортных услуг |
Судья | Совина О.А. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | af9f8868-89cb-3a29-a98f-71fc7f34f408 |
Дело №2-3649/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Уфа 06 июня 2018 года
Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Совиной О.А.
при ведении протокола секретарем Валеевой А.М.
с участием истцов [СКРЫТО] М.Т.
представителя ответчика Ахметшина А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело, возбужденное по исковому заявлению [СКРЫТО] Марата Тимергалиевича, [СКРЫТО] Розалины Рифмировны к Представительству АО «Тюрк Хава Йоллары» (Турецкие авиалинии) в г. Уфа о возмещении ущерба и компенсации морального вреда,
установил:
Истцы [СКРЫТО] обратились в суд с иском к Представительству АО «Тюрк Хава Йоллары» (Турецкие авиалинии) в г. Уфа о возмещении ущерба и компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований истцы указали, что в декабре 2017 года приобрели в Представительстве АО «Тюрк Хава Йоллары» (Турецкие авиалинии) в г. Уфа два авиабилета по маршруту Уфа-Стамбул-Мюнхен и обратно, с вылетом из Уфы 04.01.2018 года. В аэропорт г.Стамбула прибыли 04.01.2018 года в 11-00 часов, и в этот же день в 12 часов 50 минут должны были вылететь в г.Мюнхен рейсом ТК 1633. В период ожидания посадки были уведомлены о задержке посадки на 30 минут, а позднее еще на 40 минут. Полагая, что времени до посадки достаточно, отлучились на 10-15 минут, в это время сотрудники аэропорта срочно начали производить посадку пассажиров в перронный автобус до самолета. Подойдя к терминалу посадки через 15 минут, истец обнаружил, что посадка закончилась, в связи с чем обратился к сотруднику авиакомпании с просьбой подождать 1-2 минуты до возвращения второго пассажира, однако сотрудники авиакомпании не отреагировали на просьбу, отказав в перевозке пассажиров. В решении проблемы вылета в г. Мюнхен ответчик отказал, истцы были вынуждены приобрести самостоятельно авиабилеты другой авиакомпании по маршруту Стамбул-Мюнхен и Мюнхен-Стамбул-Уфа, стоимость которых составила 104882 рубля (6882,50 Турецких лир).
Ссылаясь на вышеназванные обстоятельства, истцы просили взыскать с ответчика ущерб 104882 рубля, компенсацию морального вреда 25000 рублей, расходы по уплате государственной пошлины.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] М.Т. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика Ахметшин А.И. иск не признал, отзыв представил в письменном виде.
Истец [СКРЫТО] Р.Р. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом.
Обсудив вопрос о рассмотрении дела в отсутствие истца [СКРЫТО] Р.Р., выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В силу п. 1, п. 2 ст. 103 Воздушного кодекса Российской Федерации по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае сдачи пассажиром воздушного судна багажа обязуется доставить багаж в пункт назначения и выдать пассажиру воздушного судна или управомоченному им на получение багажа лицу.
Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом и багажной квитанцией в случае перевозки пассажиром багажа, грузовой накладной, почтовой накладной.
В соответствии с п.80 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 года N 82 (далее - ФАП N 82), пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна
В силу п.90 вышеуказанных Правил пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс.
Пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом (п.91 Правил).
Судом установлено, что истцы [СКРЫТО] М.Т. и [СКРЫТО] Р.Р. заключили с Представительством АО «Тюрк Хава Йоллары» (Турецкие авиалинии) в г. Уфа договор воздушной перевозки по составному, стыковочному маршруту Уфа-Стамбул-Мюнхен (04.01.2018 года) и обратно Мюнхен – Стамбул - Уфа (14-15.01.2018 года), что подтверждается электронными билетами, и не оспаривается ответчиком.
04.01.2018 года истцы [СКРЫТО] своевременно прибыли из Аэропорта Уфы в Аэропорт Стамбула им.Ататюрка к месту регистрации пассажиров на рейс ТК1633, прошли процедуру регистрации на рейс, оформили багаж, получили посадочные талоны на рейс.
Посадка истцов на рейс ТК1633 произведена не была, услугами авиаперевозки истцы не воспользовались.
Основанием для отказа в перевозке истцов рейсом ТК1633 послужило то обстоятельство, что истцы, пропустив время посадки, указанное в посадочном талоне, своими действиями самостоятельно нарушили условия договора воздушной перевозки пассажиров.
Проанализировав представленные суду доказательства в совокупности с объяснениями сторон, суд приходит к выводу, что именно авиакомпанией нарушены Правила воздушных перевозок.
Так, согласно представленной ответчиком информации о рейсе ТК1633, вылет рейса по маршруту Стамбул-Мюнхен должен был состояться в 11 часов 50 минут. Поскольку произошла задержка вылета на 56 минут, рейс ТК1633 по маршруту Стамбул-Мюнхен произвел вылет из аэропорта Стамбула им.Ататюрка в 12 часов 46 минут по турецкому времени.
Представитель ответчика в судебном заседании подтвердил, что посадка пассажиров на рейс заканчивается за 20 минут до вылета самолета.
Согласно базе данных авиакомпании АТОМ время «OffBlock» зафиксировано - 10:46 UTS, т.е. в 12:46 по турецкому времени, «OffBlock» означает снятие воздушного судна со стояночных колодок (после закрытия дверей воздушного судна).
В связи с отсутствием пассажиров [СКРЫТО] на посадку воздушного судна рейсом ТК1633, они были сняты с рейса. Время снятия пассажиров с рейса авиакомпанией не зафиксировано.
Согласно выписке из системы «АТОМ» с информацией о времени вылета рейса ТК1633 Стамбул-Мюнхен за 04.01.2018 года воздушное судно снято со стояночных колодок в 12:46 (турецкое время), в 12:58 самолет вылетел из воздушной гавани. Таким образом, задержка рейса составила 56 минут.
Информация о времени прилета и вылета воздушного судна представлена ответчиком по запросу суда из базы данных авиакомпании Турецкие авиалинии «АТОМ». База данных «АТОМ» основана на сообщении формата ACARS.
ACARS - это цифровая система связи, применяемая в авиации для передачи коротких, относительно простых сообщений между летательным аппаратом и наземными станциями. Время посадки и взлета воздушного судна передается через указанную систему в автоматическом режиме без возможности корректировки данных в ручном режиме.
Акт, или иной документ об опоздании пассажиров [СКРЫТО] на рейс ТК1633 и снятии их с рейса ответчиком не представлен, вопреки судебному запросу от 16.05.2018 года № исх.№.
Пунктом 84 Федеральных авиационных правил № предусмотрено, что при регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна.
В посадочных талонах истцов [СКРЫТО] на рейс ТК1633 указано время окончания посадки на рейс Стамбул – Мюнхен – 12:50. При этом в 12:46 воздушное судно уже было снято со стояночных колодок, при таких условиях время окончания посадки должно было быть указано не позднее 12:26, следовательно, в посадочных талонах истцов ответчиком неверно указано время окончания посадки.
Таким образом, истцам отказано в посадке на воздушное судно до истечения времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне.
В соответствии с п. 1 и п. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу заключенного между сторонами договора воздушной перевозки у ответчика возникла обязанность осуществить перевозку истцов-пассажиров. Эта обязанность ответчиком исполнена не была.
Учитывая изложенное, а также то, что истцы в спорных отношениях являются потребителями услуг, именно ответчик обязан доказать отсутствие вины в нарушении обязательства и, как следствие, доказать обстоятельства, освобождающие его от исполнения обязательства либо освобождающие от ответственности за неисполнение обязательства.
В соответствии с п. 91 Федеральных авиационных правил N 82, обстоятельством, которое дает перевозчику право отказать пассажиру в перевозке данным рейсом, является опоздание пассажира к выходу на посадку на борт воздушного судна. При этом, в соответствии с п. 90 данных Правил, посадка на борт воздушного судна не может быть окончена ранее времени окончания посадки, указанного в посадочном талоне.
Таким образом, при рассмотрении настоящего дела ответчик с учетом его письменных возражений на иск должен был доказать то обстоятельство, что истцы не явились к выходу на посадку на рейс ТК1633 до 12:26 часов.
Вопреки положениям ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каких-либо допустимых и достоверных доказательств этого обстоятельства, ответчик суду не представил.
Истцы утверждали, что они своевременно прибыли к месту посадки (с учетом объявленного времени задержки рейса), однако не были допущены на посадку по неизвестной причине.
Эти утверждения истцов ответчиком не опровергнуты.
Не подтвержденная версия ответчика о том, что истцы вовремя не явились на посадку на рейс ТК1633, не является достаточной для признания этого обстоятельства установленным, поскольку эта версия оспаривается истцами.
Убедительных доказательств опоздания истцов к выходу на посадку на борт воздушного судна ответчиком не представлено.
Таким образом, ответчик не доказал наличие обстоятельств, при которых у него возникло право отказать истцам в перевозке рейсом ТК1633 04.01.2018 года, следовательно, именно он должен нести предусмотренную законом гражданскую ответственность за неисполнение принятых по договору обязательств.
Поскольку истцы не имели возможности следовать по маршруту Стамбул – Мюнхен, Мюнхен – Стамбул – Уфа из-за неправомерных действий ответчика, постольку является обоснованным требование истцов о возмещении им убытков в размере стоимости приобретенных авиабилетов по указанному маршруту другим авиарейсом.
Расходы истцов на приобретение авиабилетов по маршруту Стамбул – Мюнхен (рейс ТК1635), Мюнхен – Стамбул (рейс ТК1636), Стамбул – Уфа (рейс ТК0446) составили 6882,50 турецких лир, что по курсу Центробанка Российской Федерации на 04.01.2018 года (15,239 российских рублей за одну турецкую лиру) составляет 104882 рубля. Указанные расходы в соответствии со ст.15 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 28 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», подлежит взысканию с ответчика в пользу истцов в счет возмещения убытков, причиненных неисполнением обязательств по договору воздушной перевозки.
Претензионное требование истцов от 17.01.2018 года оставлено ответчиком без удовлетворения.
Учитывая, что в спорных отношениях истцы являются потребителями и их права ответчиком нарушены, подлежат удовлетворению требования истцов о компенсации морального вреда. Размер компенсации с учетом конкретных обстоятельств дела и наступивших для истцов неблагоприятных последствий суд определяет в размере 5000 рублей.
В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца [СКРЫТО] М.Т. подлежат взысканию понесенные им судебные расходы на уплату государственной пошлины в размере 3798 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования [СКРЫТО] Марата Тимергалиевича, [СКРЫТО] Розалины Рифмировны удовлетворить.
Взыскать с Представительства АО «Тюрк Хава Йоллары» (Турецкие авиалинии) в г. Уфа в пользу [СКРЫТО] Марата Тимергалиевича ущерб в размере 104882 рубля, компенсацию морального вреда 5000 рублей, расходы на уплату государственной пошлины 3798 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в течение месяца со дня составления мотивированного решения – с 11 июня 2018 года.
Судья Совина О.А.