Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 17.03.2015 |
Дата решения | 18.06.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Сиражитдинов И.Б. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | e8a880b5-0edb-352c-affc-4956dac638b1 |
Дело № 2-3643/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 июня 2015 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи И.Б. Сиражитдинова, при секретаре Халитовой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования по РБ, Министерству труда и социальной защиты населения РБ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 – 2014 гг.,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ-РО ФСС по РБ, Министерству труда и социальной защиты населения РБ об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2013 – 2014 гг., указав, что он является инвалидом третьей группы и имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида.
ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением о получении путевки на санаторно-курортное лечение, зарегистрированное под номером 702 от ДД.ММ.ГГГГ в ГБУ КЦСОН Кировского района г. Уфа. До настоящего времени путевку ответчики не предоставили.
На основании изложенного просит обязать ГУ-РО ФСС по РБ предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2013-2014 г. в учреждении и продолжительностью в соответствии с профилем заболевания в срок не позднее двух месяцев с даты приема документов Фондом социального страхования по месту жительства.
В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержал, просил удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ-РО ФСС по РБ ФИО3 (доверенность в деле) иск не признал, просил в удовлетворении отказать. Пояснил, что в связи с ликвидацией ГКУ «Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками» отвечать по его обязательствам должно Министерство труда и социальной защиты населения РБ как его учредитель.
Представитель Министерства труда и социальной защиты населения РБ ФИО4 с иском не согласилась, указав на то, что функции по обеспечению инвалидов переданы ГУ-РО ФСС по РБ и им же были переданы сведения о гражданах, обратившихся с заявлениями о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение за период сДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Из справки ГУ-УПФ РФ в Кировском районе г. Уфы № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 получает ежемесячную денежную выплату по категории инвалид 3 группы. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имеет право на предоставление при наличии медицинских путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица
Согласно ч.2 ст.6.3 вышеуказанного Федерального закона периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Согласно Индивидуальной программы реабилитации инвалида ИПР, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы (карта № к Акту освидетельствования № от ДД.ММ.ГГГГ г.) ФИО1 назначено санаторно-курортное лечение.
Таким образом, ФИО1, как инвалид 3 группы имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение.
В соответствии с п.3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 29.12.2004г. № 328, организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п.4 Порядка финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. №864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
В случае передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществления полномочий по предоставлению гражданам социальных услуг в соответствии с соглашениями, заключенными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке и на условиях, которые определены соглашением.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010г. № б-р утверждено Соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Республики Башкортостан о передаче с ДД.ММ.ГГГГ Правительству Республики Башкортостан осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Соглашение).
Пунктом 2 ст.1 вышеуказанного Соглашения определено, что федеральные полномочия, переданные в соответствии с настоящим соглашением, будут осуществляться Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Согласно п.1 и п.3 ст.5 Соглашения исполнение переданных Правительству Республики Башкортостан федеральных полномочий осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых бюджету Республики Башкортостан в форме субвенций, в соответствии с Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Расходование субвенций, предоставляемых бюджету Республики Башкортостан из федерального бюджета для осуществления федеральных полномочий, определенных настоящим Соглашением, осуществляется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно абз. 2 п. 2 Положения о порядке предоставления путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Башкортостан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.03.2011г. № (действовавшего на момент возникновения права ФИО1 на санаторно-курортное лечение и постановку его на учет для обеспечения таким лечением), обеспечение граждан санаторно-курортными путевками осуществляется государственным казенным учреждением Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками.
ДД.ММ.ГГГГ между ГУ-РО ФСС РФ по РБ и Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан заключено Соглашение № о передаче Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Государственному учреждению - региональному отделению ФСС РФ по РБ сведений, необходимых для осуществления полномочий по предоставлению с ДД.ММ.ГГГГ инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий и оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обеспечение граждан льготной категории путевками на санаторно-курортное лечение осуществлялось ГКУ «Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками».
Как следует из листа записи ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о ликвидации юридического лица ГКУ «Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками».
Из указанного листа следует, что юридическое лицо ликвидировано по решению его учредителей, то есть Министерства труда и социальной защиты населения РБ.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно п.1 ст. 161 БК РФ казенное учреждение находится в ведении органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы (п.2 ст. 161 БК РФ).
В соответствии с п. 11 ст. 161 БК РФ положения, установленные названной статьей, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов.
Пункт 7 статьи 161 БК РФ устанавливает, что при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.
В силу пп.12.1 п.1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
В соответствии с п.4 ст. 123,22 ГК казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно п.2 Распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 30.12.2011г. №1758-р Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан наделено полномочиями учредителя ГКУ Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками.
В соответствии с п.1 и п.2 Положения о порядке финансирования федеральных полномочий, переданных Республике Башкортостан по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 22.03.2011г. №74, финансирование расходов на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, а также административных расходов по исполнению передаваемых полномочий осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджету Республики Башкортостан из федерального бюджета, в порядке, установленном бюджетным законодательством и Правительством Российской Федерации.
Главным администратором доходов и главным распорядителем средств, поступающих из федерального бюджета, является Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, а потому в силу вышеназванных положений Бюджетного кодекса РФ должен отвечать по денежным обязательства подведомственного ему ГКУ «Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками», как получателя бюджетных средств.
Доводы представителя Министерства труда и социальной защиты населения РБ о том, что Постановление Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно», которым утверждалось Положение о порядке предоставления путевок на санаторно-курортное лечение отдельным категориям граждан, проживающих в Республике Башкортостан, государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги утратило силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с изданием постановления Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 591, о том, что с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно переданы государственному учреждению - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее - ГУ -РО ФСС РФ по РБ), и в соответствии с пунктом 2.1 Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № Минтруд РБ передал в ГУ - РО ФСС РФ по РБ сведения о гражданах, обратившихся в Министерство с заявлением о предоставлении путевок на санаторно-курортное лечение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и заявление ФИО1 со справкой для получения путевки формы 070/у-04 переданы на бумажном носителе, а также в электронной форме в ГУ - РО ФСС РФ по РБ для последующего обеспечения, а потому именно ГУ РОФСС РФ по РБ является надлежащим ответчиком по делу, суд находит не состоятельным.
Из соглашения от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан Государственному учреждению - региональному отделению ФСС РФ по РБ переданы сведения, необходимые для осуществления полномочий по предоставлению с ДД.ММ.ГГГГ инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий и оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. В указанном Соглашении № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует норма, предусматривающая передачу прав и обязанностей Министерством труда и социальной защиты населения РБ по неисполненным ГКУ «Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками» обязательствам.
Правоотношения по предоставлению ФИО1 путевки на санаторно-курортное лечение за 2013 - 2014 год возникли с момента подачи им заявления в ГКУ Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками и имели место между ФИО1 и ГКУ Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками.
Между тем, обязательство по обеспечению ФИО1 санаторно-курортным лечением возникло именно у ГКУ «Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками» ДД.ММ.ГГГГ до ликвидации указанного учреждения и до передачи функций по обеспечению инвалидов ГУ РО ФСС РФ по РБ, а потому ответственность по неисполненному обязательству подведомственным Министерству труда и социальной защиты населения РБ учреждением не может быть возложена на ГУ РО ФСС РФ по РБ.
Ссылка ответчика на то, что Соглашение предусматривает передачу ГУ РО ФСС РФ по РБ сведений обо всех обратившихся за предоставлением путевок на санаторно-курортное лечение за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о том, что ГУ РО ФСС по РБ переданы обязанности по их обеспечению, а может свидетельствовать о надлежащем учете обращавшихся лицах.
Наряду с этим, согласно Постановлению Правительства РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшего на момент возникновения права ФИО1 на санаторно-курортное обеспечение, Минтруда РБ в соответствии с заявкой государственного казенного учреждения Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками распределяет и доводит бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования до Центра; представляет расходные расписания для учета бюджетных данных на лицевой счет Центра, открытый ему в УФК по Республике Башкортостан, с начала текущего финансового года. Расходование субвенций осуществляется Министерством и Центром в пределах бюджетных ассигнований, доведенных лимитов бюджетных обязательств и предельных объемов финансирования с лицевых счетов, открытых в установленном порядке в УФК по Республике Башкортостан.
Учитывая, что ФИО1 поставлен на учет в период действия указанного постановления Правительства РБ, субвенции доводились до Министерства труда и социальной защиты населения РБ в годы действия указанного постановления Правительства РБ.
Остаток не использованных в текущем финансовом году субвенций согласно указанному постановлению Правительства РБ подлежит возврату в федеральный бюджет в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
Таким образом, доказательств того, что ГУ РО ФСС РФ по РБ в связи с передачей им полномочий с ДД.ММ.ГГГГ по обеспечению инвалидов, указанному учреждению переданы выделенные бюджетные средства, доведенные до Министерства труда и социальной защиты населения РБ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, в суд не представлено, как и того что переданы обязанности по обеспечению лиц, не получивших обеспечение в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования ФИО1 являются обоснованными, однако в связи с ликвидацией ГКУ «Республиканский центр по обеспечению граждан средствами реабилитации и санаторно-курортными путевками» обязательства по обеспечению ФИО1 путевками на санаторно-курортное лечение должны быть возложены на Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в порядке субсидиарной ответственности как на учредителя и ликвидатора данного учреждения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Обязать Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан в порядке субсидиарной ответственности обеспечить ФИО1 путевкой для прохождения санаторно-курортного лечения за 2013 - 2014 год в соответствии с медицинскими показаниями.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Судья И.Б. Сиражитдинов