Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 12.03.2015 |
Дата решения | 29.04.2015 |
Категория дела | Иски из договора аренды имущества |
Судья | Зайдуллин Р.Р. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | e9fa7c88-cf33-3739-97ce-1d9c7ecca6b7 |
Дело № 2-3608/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 апреля 2015 г. г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р., при секретаре Валинуровой Г.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора аренды земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора аренды земельного участка, ссылаясь на то, что ей принадлежит на праве собственности жилой двухэтажный дом общей площадью 599. 9 кв.м., инв. № 356003, расположенный по адресу г.Уфа, Кировский район, <адрес>, кадастровый номер 02:55:010836:272. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.03.2014. сделана запись о регистрации права собственности № 02-04-01/073/2014-870, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от 05.03.2014. Указанный выше жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010936:376, имеющем следующие характеристики: расположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа, р-н Кировский, <адрес>; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для строительства гостевого дома; площадь 4386 кв.м.; кадастровая стоимость 28 435 797,66 руб.; сведения о правах: отсутствуют.
Согласно уточненным исковым требованиям истец просит обязать Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан принять решение о предоставлении истцу в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:010836:376 площадью 4386 кв.м., местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа, р-н Кировский, <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010836:376 площадью 4386 кв.м., местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа, р-н Кировский, <адрес>, и направить его истцу с предложением о заключении соответствующего договора.
Истец ФИО1 в суд не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом и своевременно, суду представлено заявление о рассмотрение дела в ее отсутствии.
Представитель истца ФИО3, действующий по доверенности, исковые требования поддержал, просил удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации ГО г.Уфа РБ в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя стороны, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции действующей в момент возникновения спорных правоотношений), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов – подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу – собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Как следует из материалов дела,ФИО1 принадлежит на праве собственности жилой двухэтажный дом общей площадью 599. 9 кв.м., инв. №356003, расположенный по адресу г.Уфа, Кировский район, <адрес>, кадастровый номер 02:55:010836:272.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.03.2014. сделана запись о регистрации права собственности № 02-04-01/073/2014-870, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от 05.03.2014.
Согласно сведениям кадастрового паспорта от 12.11.2012. указанный выше жилой дом располагался на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010836:130, имеющем следующие характеристики: месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа, р-н Кировский, <адрес>; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для строительства гостевого дома; площадь 3 082 кв.м.
Согласно сведениям кадастрового паспорта от 09.04.2015. в государственный кадастр недвижимости 25.04.2013. были внесены сведения о сформированном смежном земельном участке с кадастровым номером 02:55:010836:277, имеющем следующие характеристики: месторасположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа, р-н Кировский, <адрес>; категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: для целей, не связанных со строительством (для благоустройства прилегающей территории и организации подъезда); площадью1 304кв.м.
Как видно из кадастрового паспорта от 09.04.2015., двухэтажный дом общей площадью 599. 9 кв.м., инв. № 356003, расположенный по адресу г.Уфа, Кировский район, <адрес>, кадастровый номер 02:55:010836:272, на земельном участке с кадастровым номером 02:55:010836:277, площадью 1 304 кв.м., не располагается, что не оспаривалось стороной истца в судебном заседании.
Согласно постановления Главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 27.06.2014. № земельный участок с кадастровым номером 02:55:010836:277, площадью 1 304 кв.м. предоставлен ФИО1 в аренду на 3 года для целей, не связанных со строительством (для благоустройства прилегающей территории и организации подъезда), без права возведения капитальных строений и посадки многолетних плодово-ягодных насаждений. Установлен вид разрешенного использования земельного участка: для целей, не связанных со строительством (для благоустройства прилегающей территории и организации подъезда).
На основании указанного постановления между истцом и Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан 13.08.2014. заключен договор аренды указанного земельного участка со сроком аренды с 27.06.2014. по 27.06.2017.
В государственный кадастр недвижимости 29.09.2014. были внесены сведения о сформированном путем объединения смежных земельных участков с кадастровым номером 02:55:010836:130, разрешенное использование: для строительства гостевого дома; площадью 3 082 кв.м. и с кадастровым номером 02:55:010836:277; разрешенное использование: для целей, не связанных со строительством (для благоустройства прилегающей территории и организации подъезда), площадью 1 304 кв.м., - земельном участке с кадастровым номером 02:55:010836:376, площадью 4386 кв.м., местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа, р-н Кировский, <адрес>, разрешенное использование: для строительства гостевого дома.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в Администрацию ГО г.Уфа РБ подано заявление с просьбой предоставить земельный участок с кадастровым номером 02:55:010836:376 в аренду, однако ответ на указанное заявление ответчиком до настоящего времени истцу направлен не был.
Одним из основных принципов земельного законодательства в силу подпункта 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельный участок.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (пункты 2 и 3 названной выше статьи).
Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс).
В соответствии с пунктом 9 статьи 1 названного Кодекса под градостроительным регламентом понимается устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 37 Градостроительного кодекса виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные и устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
При этом в силу части 4 указанной нормы основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технического регламента (часть 3 этой статьи).
Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Земельным кодексом установлены различные порядок и процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей строительства и для целей, не связанных со строительством.
Так, статьей 30.1 Земельного кодекса установлен порядок предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно пункту 2 которой продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Из системного анализа приведенных правовых норм следует, что произвольное изменение вида разрешенного использования земельного участка в рамках видов, предусмотренных градостроительным регламентом, не допускается в том случае, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель.
Поскольку земельный участок площадью 3 082 кв.м. с кадастровым номером 02:55:010836:277 был предоставлен ФИО1 для определенных целей, а именно: не связанных со строительством (для благоустройства прилегающей территории и организации подъезда), изменение вида разрешенного использования с существующего на "для целей, не связанных со строительством (для благоустройства прилегающей территории и организации подъезда)" на «для строительства гостевого дома» по объединенному земельному участку с кадастровым номером 02:55:010836:130, без учета особенностей, предусмотренных статьей 30.1 Земельного кодекса РФ, недопустимо.
Обращение ФИО1 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 02:55:010836:130, по сути, направлено на обход процедур, установленных земельным законодательством для предоставления земельных участков для целей жилищного строительства, в том числе процедуры аукциона.
В соответствии со ст. 28 ЗК Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации № 187-0, толкование норм ст. 36 ЗК Российской Федерации необходимо осуществлять в системной связи с иными нормами земельного гражданского законодательства, законодательства о градостроительной деятельности и с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов.
В силу ст. 11.9 ЗК Российской Федерации, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
На основании ст. 33 ЗК Российской Федерации, максимальные размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность бесплатно, для индивидуального жилищного строительства устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления - из земель, находящихся в собственности муниципальных образований.
Собственник объекта недвижимости обладает исключительным правом на приобретение в собственность или на праве аренды земельного участка, с учетом фактически используемой площади,- определенной с учетом требований земельного и градостроительного законодательства. Собственник объекта недвижимости, в порядке статьи 36 ЗК Российской Федерации, вправе претендовать только на земельный участок, площадь которого рассчитана с учетом предельных размеров отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Согласно пункту 43.1 Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 7/4 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" установлено назначение жилых зон. Зона Ж-1:
- для усадебной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными земельными участками от 1500 до 2500 кв. м и ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства с участками от 2000 до 4000 кв. м, не требующими организации санитарно-защитных зон;
- для коттеджной застройки отдельно стоящими жилыми домами коттеджного типа на одну семью в 1-3 этажа с придомовыми участками от 600 до 1500 кв. м;
- для блокированной секционной застройки блокированными жилыми домами с блок-квартирами на одну семью до 3-х этажей с придомовыми участками до 400 кв. м.
Статьей 45 Решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ № "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства.реконструкции объектов капитального строительства. Зона Ж-1:
- индивидуальные жилые дома: минимальная площадь - 0,15 га.максимальный коэффициент застройки - 40%, минимальный коэффициент застройки - 20%;
- индивидуальные жилые дома в целях ведения крестьянского и личного подсобного хозяйства: минимальная площадь - 0,20 га, максимальный коэффициент застройки - 40%, минимальный коэффициент застройки - 20%;
- коттеджи: минимальная площадь - 0,06 га, максимальный коэффициент застройки - 40%, минимальный коэффициент застройки - 20%;
- блокированные жилые дома: минимальная площадь - 0,04 га, максимальный коэффициент застройки - 50%, минимальный коэффициент застройки - 20%.
По смыслу указанных правовых норм права предоставление земельного участка, занятого объектом недвижимости, должно осуществляться таким образом, чтобы собственник этого объекта имел возможность осуществлять его обслуживание и эксплуатацию, то есть в границы передаваемого земельного участка должны входить как часть, которая занята недвижимостью, так и часть, необходимая для ее использования.
Как усматривается из материалов дела, приобретенный истцом дом ранее находился на земельном участке площадью 3 082 кв.м. Размер же испрашиваемого земельного участка составляет 4386 кв.м. Каких-либо данных, подтверждающих обоснованность выделения испрашиваемого земельного участка указанной площадью, наличия согласования его границ со смежными землепользователями, истцом в суд не представлено.
Согласно кадастровому паспортуземельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером 02:55:010836:376, указанный участок полностью входит в Зону: «РБ, г. Уфа, Санитарная зона охраны водозаборов, 2 пояс, реестровый номер, 02:55:01:000292489»,02.55.2.70, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета ГО г. Уфа РБ О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 7/4.
В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения,обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Передача прав на земельный участок водоохранной зоны влечет за собой нарушение режима использования территории водоохранной зоны и прибрежно-защитной и береговой полос водного объекта, негативно сказывается на санитарном и экологическом состоянии водных объектов, влечет нарушение конституционных прав граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду (ст.2 Конституции Российской Федерации).
Согласно п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограниченными в обороте являются земельные участки, находящиеся в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Надлежащих доказательств, подтверждающих, что земельный участок исключен из земель водоохраной зоны, в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять решение о предоставлении истцу в аренду земельного участка.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан принять решение о предоставлении истцу в аренду земельного участка с кадастровым номером 02:55:010836:376 площадью 4 386 кв.м., местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа, район Кировский, <адрес>, в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду осуществить подготовку проекта договора аренды земельного участка с кадастровым номером 02:55:010836:376 площадью 4386 кв.м., местоположение относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г.Уфа, район Кировский, <адрес>, и направить его истцу с предложением о заключении соответствующего договора, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Председательствующий Р.Р. Зайдуллин
Решение суда принято в окончательной форме 05.05.2015.