Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 01.03.2016 |
Дата решения | 04.04.2016 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Сиражитдинов И.Б. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | a2d9b2e3-d046-38be-9360-c78c49c4bfde |
Дело № 2-3549/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 апреля 2016 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сиражитдинова И.Б., при секретаре ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан о признании отказа в заключении договора незаконным и обязании заключить договор,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан о признании бездействия Минздрава РБ в ответ на заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ в заключении договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам незаконным, обязании Минздрава РБ заключить с ФИО1 договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 1 000 000 руб., взыскании с Минздрава РБ в пользу ФИО1 судебных расходов, состоящих из оплаты юр. услуг в размере 3 000 руб. и государственной пошлины 300 руб.
Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она начала работать в ГБУЗ РБ Краснокамской ЦРБ врачом акушером-гинекологом поликлинического отделения № <адрес>. Согласно трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ она принята на работу в должности врача акушера-гинеколога на неопределенный срок. В октябре 2014 года она обратилась в [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ с заявлением о предоставлении единовременной выплаты. Однако на указанное ее заявление письмом № от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ направило отказ в заключении договора.
Повторно она обратилась в Минздрав РБ с аналогичным заявлением ДД.ММ.ГГГГ, оно оставлено без ответа.
Считает, что бездействие Минздрава РБ выражающееся в отказе в заключении с ней договора незаконным, нарушающим ее права и законные интересы.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечены ГУ Территориальный фонд обязательного медицинского страхования РБ.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель истца ФИО3, доверенность в деле, исковые требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика ФИО4 (доверенность в деле) исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ГУ ТФОМС РБ ФИО5 (доверенность в деле) поддержал позицию ответчика, просил в иске отказать.
Представитель третьего лица ГБУЗ РБ Краснокамская ЦРБ на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, заявлений и ходатайств не поступило.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в 2013 - 2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ГБУЗ РБ Краснокамская центральная районная больница заключен трудовой договор №, ФИО1 принята на работу в должности врача-акушера в поликлиническое отделение №2 (с.Куяново) ГБУЗ РБ Краснокамская ЦРБ, что подтверждается приказом №-К от 26.09.2014г., трудовым договором, копией трудовой книжки.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ГБУЗ РБ Краснокамская центральная районная больница заключено Дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ к трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 обязуется осуществлять трудовую деятельность непрерывно не менее пяти лет в должности врача акушера-гинеколога поликлинического отделения №2 (с.Куяново) ГБУЗ РБ Краснокамская ЦРБ.
Указанное дополнительное соглашение вступает в силу с даты подписания договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинскому работнику в возрасте до 35 лет, прибывшему в 2013-2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт…(п.2 Доп.соглашения).
ФИО1 обратилась в [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты медицинским работникам.
Согласно Уведомлению от 11.06.2015 года Министерства [СКРЫТО] РБ следует, что согласно приказу МЗ РБ от 11.11.2014 года №3351-Д «Об утверждении решения комиссии», принято решение об отказе в заключении с ней договора на предоставление Единовременной компенсационной выплаты, на основании учета оценки совокупности критериев, решающими из которых были очередность подачи специалистом заявления, наличие у специалиста дефицитной специальности, а также острота потребности медицинской организации в данном специалисте.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 16 октября 2014 года N 474, в целях укомплектования учреждении [СКРЫТО] Республики Башкортостан, расположенных в сельской местности, специалистами с высшим медицинским образованием, разработан Порядок в соответствии со статьей 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и определена процедура заключения [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан с медицинским работником в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан из другого населенного пункта, договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее соответственно – Порядок, медицинский работник, договор).
Согласно п. 2 Порядка, для заключения договора медицинский работник представляет в [СКРЫТО] следующие документы: а) заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты; б) копию документа, удостоверяющего личность; в) копии документов о высшем профессиональном образовании и об обязательном последипломном образовании, заверенные работодателем; г) заверенную работодателем копию трудового договора, заключенного с государственным учреждением [СКРЫТО] Республики Башкортостан, предусматривающего обязанности медицинского работника отработать не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников; д) копию трудовой книжки, заверенную работодателем; е) реквизиты лицевого счета, открытого медицинским работником в кредитной организации. При подаче заявления о предоставлении единовременной компенсационной выплаты для сверки документа, удостоверяющего личность, медицинским работником представляется оригинал.
В соответствии с п. 3 Порядка, [СКРЫТО] в течение 10 дней со дня получения заявления рассматривает представленные медицинским работником документы и принимает решение о заключении договора или об отказе в его заключении.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что Решение оформляется приказом Министерства.
Согласно п. 2 Порядка основаниями для отказа в заключении договора являются: а) выявление недостоверных сведений, указанных в заявлении о предоставлении единовременной компенсационной выплаты; б) несоответствие медицинского работника, подавшего заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, требованиям пункта 1 настоящего Порядка.
Из п. 6 Порядка следует, что [СКРЫТО] в трехдневный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, направляет медицинскому работнику уведомление о принятом решении. При принятии решения об отказе в заключении договора в уведомлении указывается причина отказа.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21 ноября 2013 года N 1798-О, отмечено, что правовое регулирование, установленное в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.
В указанном выше Федеральном законе дана основополагающая характеристика понятию единовременная выплата, а именно, она должна носить компенсационный характер. То есть единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты.
Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита, поскольку иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии указанного выше федерального закона, призванным с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты, стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами, условиями проживания.
Таким образом, единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение, предоставляется в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
11 ноября 2014 года утвержден приказ № 3351-Д, которым принято решение об отказе в заключении с ФИО1 договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты на основании учета оценки совокупности критериев, решающими из которых были очередность подачи специалистами заявлений, наличие у специалиста дефицитной специальности, а также острота потребности медицинской организации в данном специалисте.
Из протокола №1 от 10 ноября 2014 года заседания комиссии Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан, видно, что в повестку дня включено рассмотрение документов, представленных медицинскими специалистами на их соответствие положениям ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", всего рекомендовано к заключению договоров 50 человек (приложение № 1 к протоколу), а также принято решение об отказе в заключении договоров на предоставлении компенсационной выплаты медицинским сотрудникам в количестве 100 человек, в том числе – [СКРЫТО] Т.З. (п. 59), в качестве причины отказа указано: «в соответствии с потребностью медицинских организаций Республики Башкортостан, представленной их руководителями и с учетом дефицита наиболее востребованных специальностей».
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан - медицинским работникам единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах, следует, что они закрепляют механизм реализации права на единовременные компенсационные выплаты, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде единовременных компенсационных выплат, а также порядок реализации гражданами права на получение таковых.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде единовременных компенсационных выплат, с заявлением о предоставлении таковой, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие соответствие ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой выплата может быть предоставлена таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Внеочередное или первоочередное предоставление выплат кого-либо из категорий граждан, указанных в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" данный Закон не предусматривает.
Поэтому учет оценки очередности подачи специалистами заявлений, отсутствие у специалиста ФИО1 дефицитной специальности, а также острота потребности медицинской организации в данном специалисте правомерно оценены в решении комиссии Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан.
Вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ истцом не предоставлены доказательства о том, что её должность «врач акушер-гинеколог» на период с 2013-2014 года являлась дефицитной специальностью и ГБУЗ РБ Краснокамская ЦРБ остро нуждалась в данном специалисте.
Кроме того, согласно паспорту гражданина РФ, ФИО1 в период с 03.09.2013 г. по 15.07.2015 г. была зарегистрирована по адресу <адрес>. С 16.07.2015 г. по настоящее время зарегистрирована по адресу <адрес>, то есть переезд в сельский населенный пункт истица не осуществляла.
Также суд обращает внимание, что согласно диплому КС №86028, решением Государственной аттестационной комиссии 13.06.2013 г. ФИО1 присуждена квалификация Врач по специальности «Лечебное дело». Однако трудовой договор с ГБУЗ РБ Краснокамская ЦРБ заключен только 26.09.2014 г., то есть по истечении более года после окончания высшего учебного заведения.
Анализируя изложенное выше, законных оснований для удовлетворения требований ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан, суд не находит, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан о признании решения незаконным, об обязании заключить договор на предоставление единовременной компенсационной выплаты - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Судья И.Б. Сиражитдинов