Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 27.11.2019 |
Дата решения | 17.01.2020 |
Категория дела | Иные жилищные споры |
Судья | Зиннатуллина Г.Р. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | a4aed631-8da1-3dac-ab3f-7a776d74b9a2 |
УИД 03RS0003-01-2019-011530-49
дело № 2-353/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 января 2020 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зиннатуллиной Г.Р.,
при секретаре Ишбулдиной А.Ф.,
с участием представителя истца [СКРЫТО] В.И. по доверенности Ивлева Н.М.,
представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, третьего лица МБУ «Служба сноса и расселения» городского округа город Уфа Республики Башкортостан по доверенности Пигина Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-353/2020 по исковому заявлению [СКРЫТО] Виктории Ивановны, [СКРЫТО] Ивана Леонидовича к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан о взыскании выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] В.И., [СКРЫТО] И.Л. обратились в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о взыскании выкупной стоимости в размере 4 582 000 рублей в пользу [СКРЫТО] В.И. и 6 873 000 рублей в пользу [СКРЫТО] И.Л. за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 29, корп. 1, кв. 25, общей площадью 50,3 кв.м. кадастровый номер 02:55:000000:12562.
Свои требования мотивируют тем, что [СКРЫТО] В.И. является собственником 40/100 доли в квартире, расположенной по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции д. 29, корп. 1, кв. 25, общей площадью 50,3 кв.м. кадастровый номер 02:55:000000:12562, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29.10.2019 года. [СКРЫТО] И.Л. является собственником 60/100 доли в квартире, расположенной по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции д. 29, корп. 1, кв. 25, общей площадью 50,3 кв.м. кадастровый номер 02:55:000000:12562, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 29.10.2019 года. Указанный жилой дом включен в Республиканскую адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2015-2019 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № от 23 апреля 2019 года. К данной адресной программе было утверждено Приложение №, в соответствии с п. 24 которого планируемая дата окончания переселения жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу - 31.12.2019 года. Согласно заключению оценщика рыночная стоимость права требования возмещения при изъятии квартиры, расположенной по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 29, корп. 1, кв. 25, составляет 11 455 000 рублей.
На основании изложенного истцы просят суд взыскать с ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в счет возмещения стоимости за изымаемое жилое помещение, расположенное по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской революции, д. 29, корп. 1, кв. 25, сумму в размере 11 455 000 рублей.
В судебное заседание истцы [СКРЫТО] И.Л., [СКРЫТО] В.И. не явились. Суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании представленного заявления.
Представителя истца [СКРЫТО] В.И. по доверенности Ивлев Н.М.на судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, третьего лица МБУ «Служба сноса и расселения» городского округа город Уфа Республики Башкортостан по доверенности Пигин Д.Н. на судебном заседании исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска.
Суд, выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно статье 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.
Судом установлено, что [СКРЫТО] Виктория Ивановна является собственником 40/100 доли в квартире, расположенной по адресу: г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, д. 29, корп. 1, кв. 25, общей площадью 50,3 кв.м. кадастровый номер 02:55:000000:12562, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 29.10.2019 года.
[СКРЫТО] Иван Леонидович является собственником 60/100 доли в квартире, расположенной по адресу: г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, д. 29, корп. 1, кв. 25, общей площадью 50,3 кв.м. кадастровый номер 02:55:000000:12562, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 29.10.2019 года.
Указанный жилой дом включен в Республиканскую адресную программу Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2015-2019 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан № от 23 апреля 2019 года.
Согласно пункту "к" части 1 статьи 72, частям 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации вопросы жилищного законодательства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Российской Федерацией создается государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, который в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 14 данного Закона предоставляет финансовую поддержку субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям за счет своих средств при условии наличия региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23 апреля 2019 года № 238 утверждена Адресная программа Республики Башкортостан по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2015 - 2019 годы (далее - адресная программа).
В соответствии с Обзором судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащий сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. В случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон, договор в письменной форме может быть заключен только путем составления одного документа, подписанного сторонами договора (пункта 4 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункта 1 статьи 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. К такому соглашению применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене (пункт 7 статьи 56.9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 550 Гражданского кодекса Российской Федерации договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункта 2 статьи 434 Гражданского кодекса Российской Федерации). Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
Ни истцами, ни ответчиком не представлены суду доказательства заключения соглашения об изъятии в виде одного документа в письменной форме, подписанного сторонами или их уполномоченными представителями. Следовательно, у суда нет оснований полагать, что между истцами и ответчиком возникли во внесудебном порядке договорные правоотношения по изъятию недвижимости с обязательством истца по выплате ответчику выкупной цены.
Учитывая длительное бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер установленных частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по определению выкупной цены и заключения с истцом соглашения о возмещении стоимости аварийного жилья, принимая во внимание, что аварийный многоквартирный дом, в котором находится спорное жилое помещение, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», истец по настоящее время проживает в признанном аварийным жилом помещении, выразив подачей настоящего иска волю на выкуп принадлежащего ему жилого помещения, суд приходит к выводу, что на администрацию надлежит быть возложена обязанность выплатить истцу выкупную стоимость спорного жилого помещения.
При изъятии недвижимости в судебном порядке на осуществляющий изъятие орган судом возлагается обязанность по выплате правообладателю этой недвижимости возмещение не в силу заключенного между указанными лицами соглашения (договора), а в порядке реализации правового механизма принудительного изъятия (отчуждения) имущества у его правообладателя для государственных или муниципальных нужд по решению суда, которое может быть осуществлено согласно пункта 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации только при условии предварительного и равноценного возмещения правообладателю стоимости изымаемого имущества (пункта 2 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу пунктов 1,2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации размер возмещения определяется на основании рыночной стоимости земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости, в том числе жилого помещения. Следовательно, размер этого возмещения определяется полностью за весь изымаемый объект недвижимости. В случае принадлежности данного объекта нескольким лицам на праве общей собственности возмещение за него подлежит распределению между этими лицами пропорционально их долям в праве общей собственности на этот объект (пункта 9 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с общими положениями пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Применительно к изъятию жилого помещения в целях определения размера возмещения, включающего рыночную стоимость этого жилого помещения, в пункте 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации изложен также примерный перечень возможных (предполагаемых) убытков собственника этого помещения.
В статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплен принцип возмещения в полном размере причиненных потерпевшему лицу убытков в качестве установленной законом гарантии полного восстановления нарушенных прав этого лица и устранения повреждения его имущества.
В то же время, по смыслу общих положений пункта 2 статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 56.8 Земельного кодекса Российской Федерации, указанные в них убытки не могут признаваться автоматически возникающими у правообладателя недвижимости в результате изъятия этой недвижимости. Вследствие чего эквивалентное этим убыткам возмещение не может присуждаться судом в пользу правообладателя недвижимости лишь в силу самого факта изъятия. Виды убытков и порядок их определения в указанных нормах закона не конкретизирован.
При этом суд исходит из того, что в пункте 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации содержится лишь примерный перечень убытков, которые могут возникнуть у собственника жилого помещения при определенных обстоятельствах, но также не являются непременно возникающими в отношении любого собственника. Поэтому причинение убытков изъятием недвижимости и их размер должны быть подтверждены в суде средствами доказывания, соответствующими критериям относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В связи с этим, сам факт причинения убытков или вероятность причинения в будущем таких убытков, а также соответственно конкретный или приблизительный размер этих убытков подлежат установлению судом при рассмотрении конкретного дела с учетом всех его обстоятельств.
Согласно данному в пункте 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определению убытков, в состав реального ущерба включаются как понесенные потерпевшим лицом расходы на восстановление его нарушенного права, так и расходы, которые это лицо будет вынуждено понести для такого восстановления. С учетом этого к реальному ущербу, причиняемому собственнику жилого помещения изъятием этого помещения, на основании пункта 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации можно отнести убытки, связанные с изменением места проживания и переездом (оплата услуг транспортировки грузов), временным пользованием иным жилым помещением до приобретения другого жилья (оплата найма жилого помещения), поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него (оплата риэлтерских услуг) и оформлением права собственности на другое жилое помещение (оплата юридических услуг по оформлению договора приобретения жилого помещения и государственной пошлины по регистрации права собственности на это помещение).
В связи со спором сторон относительно цены возмещения за изымаемое жилое помещение, судом по ходатайству представителя Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебного эксперта ООО «Ребус» № 12.5-19 от 27.12.2019 года, рыночная стоимость права требования возмещения при изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: г. Уфа, ул. Октябрьской Революции д. 29, корп. 1, кв. 25, общей площадью 50,3 кв.м. кадастровый номер 02:55:000000:12562(в том числе доли собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе с учетом доли собственника в праве общей собственности на земельный участок, занятый многоквартирным домом (в том числе с учетом доли собственника в праве общей собственности на земельный участок), в том числе с учетом компенсации за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома) составляет 9 040 082 рублей; размер возмещения убытков, причиненных собственнику с изъятием для муниципальных нужд, включая: убытки, связанные с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность (из расчета в месяц); убытки, связанные с переездом во временное жилье, а также последующим переездом в жилое помещение, приобретенное в собственность (включая услуги по погрузке, разгрузке, транспортные и иные расходы); убытки, связанные с поиском и приобретением жилого помещения в собственность (включая риэлтерские, юридические и иные расходы, оформление договора купли-продажи, оплату государственной пошлины и иные); убытки, связанные с использованием общественного транспорта (из расчета в месяц) составляет 91 000 рублей.
В пункте 15 постановления от 26 июня 2008 года № 13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции» Пленумом Верховного Суда Российской Федерации обращено внимание на то, что при исследовании заключения эксперта суду следует проверять его соответствие вопросам, поставленным перед экспертом, полноту и обоснованность содержащихся в нем выводов. В целях разъяснения или дополнения заключения суд может вызвать эксперта для допроса.
Требования к содержанию заключения эксперта установлены в статье 25 Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» согласно которой в заключении эксперта должны быть отражены, в том числе, результаты исследований с указанием примененных методов, оценка результатов исследований, обоснование и формулировка выводов по поставленным вопросам. Материалы, иллюстрирующие заключение эксперта, прилагаются к заключению и служат его составной частью. В соответствии со статьей 8 указанного Закона эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме. Заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Изучив содержание заключения эксперта, проверив выводы экспертизы об итоговой рыночной стоимости обследованных объектов и предполагаемом размере причиняемых изъятием убытков, сопоставив эти выводы с иными письменными доказательствами по делу, заслушав доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу, что использованная экспертами методика оценки объектов недвижимости и основанные на них результаты экспертизы соответствуют вышеизложенным требованиям закона.
Экспертиза проведена с выездом на объекты исследования с фотофиксацией и составлением актов осмотра, подписанных присутствовавшими при осмотре собственниками недвижимости.
Примененные экспертами методы оценки объектов экспертизы основаны на результатах анализа рынка недвижимости в районе города, в котором расположены подлежащие изъятию объекты недвижимости, с учетом технических, потребительских характеристик и фактического состояния объектов, а также их места расположения относительно объектов транспортной и социальной инфраструктуры, как факторов, имеющих существенное влияние на ценообразование.
Заключение содержит полученные из информационно-коммуникационной сети Интернет и находящиеся в свободном доступе сведения о предложениях продажи объектов недвижимости, примененных экспертами в качестве аналогов для расчета рыночной стоимости соответствующих объектов экспертизы.
В заключении содержится указание на применение экспертами необходимых для оценки сведений из справочников и методических рекомендаций, примененные экспертами подходы и методы оценки соответствуют требованиям ФСО и иных стандартов оценки. Расчет причиняемых изъятием убытков произведен с применением тарифов (расценок) организаций, предоставляющих транспортные, риэлтерские, юридические и иные услуги, справочных сведений специализированной научно-исследовательской организации. Расчеты и выводы экспертизы основаны на изложенных в заключении материалах и проведенных экспертами результатах исследований.
В связи с этим, суд полагает, что рыночная стоимость объектов оценки и размер указанных убытков определен экспертом на основании научно обоснованных методик, с учетом общепринятой практики оценки недвижимости и с разумной степенью достоверности.
Ответы на вопросы суда экспертом даны в ясной форме, полном объеме и основаны на выводах, изложенных в заключении. Эксперт письменно предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения и показаний.
На этом основании суд приходит к выводу, что заключение эксперта составлено согласно положениям законодательства об оценочной деятельности и соответствует требованиям, предъявляемым законом к заключению судебного эксперта. Данное экспертное заключение суд признает надлежащим доказательством по делу.
Права собственников помещений в многоквартирном доме на имущество, функционально и технически предназначенное для обслуживания жилых помещений, определены статьей 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми такое имущество принадлежит собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности. Нормативно установлен и порядок определения состава общего имущества: согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и положениям раздела I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491) к общему имуществу относятся земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, элементы здания (конструктивные элементы, инженерные системы, общие помещения), а также иные объекты, расположенные на том же земельном участке, что и многоквартирный дом, и предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, объединенные общим функциональным назначением, заключающимся в создании условий для достойной жизни людей посредством обеспечения возможности эксплуатации помещений в многоквартирном доме исходя из жизненных потребностей их собственников и пользователей, а также в соответствии с нормативно установленными техническими и санитарными требованиями.
Соответственно, в силу регулирующих данный правовой режим нормативных положений возникновение права общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме производно от приобретения права собственности на помещения в этом доме (статья 289 Гражданского кодекса Российской Федерации и часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации) и не связано с государственной регистрацией прав на объекты, относящиеся к общему имуществу (пункт 2 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», письмо Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 9 июля 2012 года N 14-5162-ГЕ). Доля в праве собственности на общее имущество следует судьбе права собственности на помещение в многоквартирном доме и не подлежит выделу в натуре (пункт 2 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 и 4 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации). Кроме того, по смыслу положений частей 2 - 4 статьи 36 и пункта 1 части 2 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, общее имущество в многоквартирном доме также не подлежит разделу либо отчуждению в целом третьим лицам.
Согласно пунктам 3, 4, 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года № 12-П, вынесенного по результатам проверки на соответствие Конституции Российской Федерации нормы части 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» следует, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а так же объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
Аналогичная правовая позиция приведена в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой собственности и других вещных прав», в котором дополнительно указано, что при определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу статей 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пунктах 66, 67 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 года № 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», с момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме соответствующий земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, а договор аренды этого участка прекращается на основании статьи 413 Гражданского кодекса Российской Федерации независимо от того, в частной или публичной собственности находился переданный в аренду земельный участок («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016)», утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 июля 2016 года, Определение Верховного Суда Российской Федерации № 305-ЭС15-16772).
Поскольку право собственности на квартиры в данном доме зарегистрированы, то в силу статей 289, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона российской Федерации от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», пункта 5 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», суд приходит к выводу о том, что в силу закона земельный участок, на котором расположен указанный многоквартирный дом, перешел бесплатно в собственников помещений в данном доме.
Согласно правовой позиции, выраженной в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года), в разделе «II. Обеспечение жилищных прав собственников жилых помещений, признанных непригодными для проживания», выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за не произведенный капитальный ремонт.
Кроме того, к числу убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения, подлежащих учету при определении выкупной цены жилого помещения, суды обоснованно относят суммы компенсации за не произведенный капитальный ремонт.
Статьей 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» предусмотрено сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда, если он не был произведен им до приватизации гражданином жилого помещения в доме, требующем капитального ремонта.
К видам работ по капитальному ремонту многоквартирных домов в соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» относятся в том числе ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, ремонт или замена лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, при необходимости ремонт лифтовых шахт, ремонт крыш, подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирных домах.
Невыполнение наймодателем обязанности по производству капитального ремонта дома, в результате которого произошло снижение уровня надежности здания, может служить основанием для предъявления собственником жилого помещения, приобретшим право собственности в порядке приватизации либо по иному основанию, требований о включении компенсации за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома в выкупную цену жилого помещения на основании части 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как следует из представленных документов, капитальный ремонт указанного многоквартирного дома, как до приватизации жилого помещения, так и после приватизации жилого помещения, ответчиком не производился, в связи с чем, с ответчика в пользу истцов подлежит взысканию компенсация за непроизведенный капитальный ремонт многоквартирного дома.
В целях определения примерного размера таких убытков, как расходы на временный наем другого жилого помещения, суд полагает возможным использовать сведения о среднерыночной стоимости найма жилых помещений, близких по площади и иным потребительским характеристикам жилому помещению, в котором проживает его собственник. Такой же подход следует применить для определения расходов на временный наем жилья и у участников общей собственности на жилое помещение (жилой дом).
По смыслу пункта 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, временное пользование иным жилым помещением обусловлено необходимостью предоставления собственнику изымаемого жилого помещения времени для приобретения другого жилья. В связи с чем, срок указанного пользования (найма) должен обеспечить этому собственнику достаточное время на поиск, заключение сделки купли-продажи и регистрацию в собственность другого жилого помещения.
В связи с чем, в пользу собственника, пользующегося изымаемым жилым помещением, подлежит взыскание денежной суммы, равной его потенциальным расходам на наем аналогичного жилого помещения, определяемым исходя из ежемесячной среднерыночной стоимости найма. Определенную таким образом сумму суд признает разумной и соразмерной компенсацией причиняемых указанному собственнику убытков.
В пользу этого же собственника подлежат взысканию убытки, связанные с переездом во временное жилье, а также последующим переездом в жилое помещение, приобретенное в собственность (включая услуги по погрузке, разгрузке, транспортные и иные расходы), убытки, связанные с поиском и приобретением жилого помещения в собственность (включая риэлтерские, юридические и иные расходы, оформление договора купли-продажи, оплату государственной пошлины и иные).
Согласно пункта 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по заявлению прежнего собственника жилого помещения за ним сохраняется право пользования жилым помещением, если у прежнего собственника не имеется в собственности иных жилых помещений, не более чем на шесть месяцев после предоставления возмещения прежнему собственнику жилого помещения, если соглашением с прежним собственником жилого помещения не установлено иное.
Данная норма регулирует не вопрос возмещения убытков, связанных с временным пользованием другим жилым помещением, а иное правоотношение - сохранение по решению суда права временного пользования изъятым жилым помещением за его прежним собственником на срок, ограниченный шестью месяцами. По смыслу этой нормы, она носит исключительный характер и может быть применена судом лишь в случае подачи таким собственником заявления (в том числе в форме встречного искового заявления) с требованием о сохранении за ним указанного права временного пользования. Для удовлетворения такого заявления суду должны быть представлены доказательства существования обстоятельств, подтверждающих необходимость сохранения за прежним собственником указанного права, которое фактически будет обременять некоторое время право государственной или муниципальной собственности на изъятое жилое помещение. В отсутствие таких доказательств данное заявление не может быть удовлетворено.
Указанное положение пункта 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации представляет собой исключение из общего правила, изложенного в пункта 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, о возмещении собственнику изымаемого жилого помещения убытков, связанным с изменением места проживания и временным пользованием иным жилым помещением. По их смыслу, не допускается одновременного сохранения за собственником права временного пользования изъятым жилым помещением и возмещения ему расходов на временный наем другого жилого помещения.
Истцами не заявлено суду требования о сохранении за ними права временного пользования изымаемым жилым помещением и не представлено доказательств, обосновывающих необходимость сохранения этого права на срок в шесть месяцев после предоставления возмещения.
В пользу [СКРЫТО] В.И. и [СКРЫТО] И.Л. подлежат взысканию убытки, связанные с переездом во временное жилье, а также последующим переездом в жилое помещение, приобретенное в собственность (включая услуги по погрузке, разгрузке, транспортные и иные расходы), убытки, связанные с поиском и приобретением жилого помещения в собственность (включая риэлтерские, юридические и иные расходы, оформление договора купли-продажи, оплату государственной пошлины и иные).
Учитывая изложенное, исковые требования [СКРЫТО] В.И. и [СКРЫТО] И.Л. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о взыскании выкупной стоимости за жилое помещение, подлежат частичному удовлетворению.
При указанных обстоятельствах суд определяет размер возмещения собственнику при изъятии жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции д. 29, корп. 1, кв. 25, общей площадью 50,3 кв.м. кадастровый номер 02:55:000000:12562, в следующем размере:
9 040 082 рублей - рыночная стоимость права требования возмещения при изъятии жилого помещения (в том числе с учетом доли собственника в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, в том числе с учетом доли собственника в праве общей собственности на земельный участок, занятый многоквартирным домом (в том числе с учетом доли собственника в праве общей собственности на земельный участок), в том числе с учетом компенсации за не произведенный капитальный ремонт многоквартирного дома);
91 000 рублей - размер возмещения убытков, причиненных собственнику с изъятием для муниципальных нужд, включая: убытки, связанные с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность (из расчета в месяц);убытки, связанные с переездом во временное жилье, а также последующим переездом в жилое помещение, приобретенное в собственность (включая услуги поп погрузке, разгрузке, транспортные и иные расходы); убытки, связанные с поиском и приобретением жилого помещения в собственность (включая риэлтерские, юридические и иные расходы, оформление договора купли-продажи, оплату государственной пошлины и иные); убытки, связанные с использованием общественного транспорта (из расчета в месяц).
Таким образом, суд считает необходимым взыскать с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу [СКРЫТО] В.И. возмещение за изымаемую 40/100 долю жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, д. 29, корп. 1, кв. 25, общей площадью 50,3 кв.м. кадастровый номер 02:55:000000:12562, в размере 3 616 032,80 рублей, убытки, причиненные изъятием жилого помещения в размере 36 400 рублей.
Также, суд считает необходимым взыскать с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу [СКРЫТО] И.Л. возмещение за изымаемую 60/100 долю жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции, д. 29, корп. 1, кв. 25, общей площадью 50,3 кв.м. кадастровый номер 02:55:000000:12562, в размере 5 424 049,20 рублей, убытки, причиненные изъятием жилого помещения в размере 54 600 рублей.
Вступившее в законную силу решение суда об изъятии для государственных или муниципальных нужд земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости, находящихся в частной собственности, является основанием для перехода права собственности на изъятые земельный участок и указанные объекты недвижимости, государственной регистрации возникновения, прекращения или перехода прав на них и сноса объектов недвижимости (пункт 1 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации). В случае, если указанным решением суда предусмотрено полное или частичное возмещение за изъятую недвижимость в денежной форме, указанные правовые последствия наступают только после предоставления такого возмещения. С момента прекращения права частной собственности на изымаемую недвижимость на нее возникает право собственности Российской Федерации, субъекта российской Федерации или муниципального образования, от лица которого уполномоченным органом принято решение об изъятии (пункт 4 статьи 56.11 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела, к числу которых относятся и суммы, подлежащие выплате экспертам в силу статьи 94 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 95 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации эксперты получают вознаграждение за выполненную ими по поручению суда работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения. Размер вознаграждения экспертам, специалистам определяется судом по согласованию со сторонами и по соглашению с экспертами, специалистами.
Применительно к положениям статей 96, 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации расходы на проведение экспертизы возлагаются на стороны.
Поскольку взыскание выкупной цены в пользу собственников жилых помещений произведено с Администрации городского округа город Уфа республики Башкортостан, которая является ответчиком по иску собственника квартиры, с учетом заключения экспертизы об определении рыночной стоимости квартиры судом определена её выкупная стоимость, то, соответственно, на ответчике лежит обязанность по возмещению судебных расходов за проведение экспертизы.
Стоимость производства судебной экспертизы в ООО «Ребус» составила 18 000 руб., что подтверждается ходатайством эксперта, счетом на оплату № 4 от 10 января 2020 года.
Доказательств того, что эта стоимость не соответствует ценам, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги, неразумности или необоснованности указанных расходов в деле не имеется.
В связи с чем, с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подлежат взысканию расходы на производство судебной экспертизы в пользу ООО «Ребус» в размере 18 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление [СКРЫТО] Виктории Ивановны, [СКРЫТО] Ивана Леонидовича к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о взыскании выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение, удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан выплатить [СКРЫТО] Виктории Ивановне в счет возмещения стоимости за 40/100 доли в праве на изымаемое жилое помещение, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции д. 29, корп. 1, кв. 25, в размере 3 616 032,80 рублей, убытки, причиненные изъятием жилого помещения в размере 36 400 рублей.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан выплатить [СКРЫТО] Ивану Леонидовичу в счет возмещения стоимости за 60/100 доли в праве на изымаемое жилое помещение, адрес объекта: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции д. 29, корп. 1, кв. 25, в размере 5 424 049,20 рублей, убытки, причиненные изъятием жилого помещения в размере 54 600 рублей.
Прекратить право собственности [СКРЫТО] Виктории Ивановны, [СКРЫТО] Ивана Леонидовича на жилое помещение - квартиру № 25 в многоквартирном доме № 29 корп. 1 по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Октябрьской Революции.
Решение суда в части изъятия объектов недвижимости, прекращения права собственности подлежит исполнению после выплаты собственникам изымаемого объекта недвижимости указанных сумм.
Взыскать с Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в пользу ООО «Ребус» расходы на производство судебной экспертизы в размере 18 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Председательствующий подпись Зиннатуллина Г.Р.