Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 25.02.2015 |
Дата решения | 15.04.2015 |
Категория дела | Споры о праве собственности на землю |
Судья | Шакиров А.С. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 61ba05ce-0194-3d25-a912-3559007dd86d |
Дело № 2-3377/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 апреля 2015 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Шакирова А.С.,
с участием истца ФИО1, её представителя ФИО3 действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г., истца ФИО2, его представителя ФИО4 по устному ходатайству,
при секретаре Хисамовой А.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 к Администрации городского округа город Уфа о признании права собственности на земельный участок, об изменении категории земель и разрешенного вида использования земельного участка,
установил:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа о признании за земельным участком категорию земель – земли населенных пунктов и разрешенное использование: для обслуживания индивидуального жилого дома; признании за истцами права собственности по ? доле каждому на земельный участок, расположенный по адресу: город Уфа, <адрес>, кадастровый номер № 02:55:011024:224, общей площадью 833 кв.м..
Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками индивидуального жилого дома по адресу: г. Уфа, <адрес>. ФИО1 является собственником 5/6 долей в праве общей долевой собственности на основании Свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии УФ 005325 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 является собственником 1/6 доли в праве общей долевой собственности на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Домовладением пользуются с 1933 года, что подтверждается техпаспортом и справкой территориального участка ГУП БТИ Республики Башкортостан. Жилой дом принадлежал семье истцов до введения в действие Земельного кодекса. Истцы, являющиеся собственниками жилого дома заключили соглашение о том, что землей они пользуются в равных долях, не смотря на то, что доли в жилом доме им принадлежат не пропорционально.
В октябре 2013 года они обратились в Администрацию городского округа город Уфа РБ с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал передать в собственность земельный участок по причине нахождения его в границах красных линий.
Истцы считают, что перевод земельного участка, на котором расположен дом, в зону «Общественно-деловая», на использование которого установлен особый режим, нарушает гражданские и конституционные права истцов.
В кадастровом паспорте на данный земельный участок указано, что земельный участок входит в территориальную зону «РБ г. Уфа Общественно-деловая зона» на основании Решения Совета ГО г. Уфа РБ «О правилах землепользования и застройки ГО г. Уфа РБ» от ДД.ММ.ГГГГ №7/4.
Указанный земельный участок истцы используют для обслуживания жилого дома.
Истцы ФИО1, ФИО2 и их представители, в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа на судебное заседание не явился, извещён о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом. При таком положении в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Суд, выслушав истцов, их представителей, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующему.
В подп.5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно ч.1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
В случае перехода права собственности на здание, строение, сооружение к нескольким собственникам порядок пользования земельным участком определяется с учетом долей в праве собственности на здание, строение, сооружение или сложившегося порядка пользования земельным участком.
Согласно п.4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником 5/6 доли жилого дома, расположенного по адресу: г.Уфа, <адрес>, на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии УФ № от ДД.ММ.ГГГГ.
ФИО2 является собственником 1/6 доли указанного дома на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из содержания иска в октябре 2013 года истцы обратились в Администрацию городского округа город Уфа РБ с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал передать в собственность земельный участок по причине нахождения его в границах красных линий.
В соответствии с п.4 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», действовавшего на период обращения, граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 6 марта 1990 г. N 1305-1 "О собственности в СССР", но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суд полагает об отсутствии оснований для предоставления истцам в собственность на безвозмездной основе испрашиваемого земельного участка, как на момент первичного обращения в октябре 2013 г. так и по обращению от ДД.ММ.ГГГГ ответ на который истцами не получен.
Так согласно свидетельства о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ выданное после смерти ФИО7 умершей ДД.ММ.ГГГГ наследственное имущество в виде жилого четырехкомнатного жилого дома, расположено на земельном участке площадью 415 кв.м. по адресу г. Уфа, <адрес>. Имущество принадлежало наследодателю на основании свидетельств о праве на наследство по закону выданных ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ
Согласно представленного кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером 02:55:011024:224 по адресу г. Уфа, <адрес> его площадь составляет 833 кв.м., категория земли не установлена, вид разрешенного использования не установлен. Согласно сведений о территориальных зонах земельный участок входит в зону : общественно деловая зона, индекс ОД -3, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ « О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ № 74.
Документов подтверждающих правомерность владения земельным участком площадью 833 кв.м. суду не представлено. Более того, в техническом паспорте на дом по <адрес> составленного по состоянию на 1998 г., указано на самовольный захват земли площадью 204 кв.м. Таким образом оснований для предоставления истцам в собственность земельного участка площадью 833 кв.м. не имелось.
Как указано судом ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Администрацию ГО г. Уфа РБ с заявлением указывая на то, что они являются собственниками жилого дома по адресу г. Уфа, <адрес> прося передать им земельный участок по вышеуказанному адресу с кадастровым номером 02:55:050302: 248 в общую долевую собственность по ? доле каждому.
Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер (далее - кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета.
Вместе с тем истцы обращаясь с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность указали кадастровый номер земельного участка к ним не относящегося. Так земельный участок с кадастровым номером 02:55:050302: 248, согласно данным ФКП Россреестра по РБ имеет площадь 3231 кв.м. и расположен по адресу г. Уфа, д. Ветошниково, <адрес>.
Таким образом помимо того, что правомерность владения земельным участком площадью 833 кв.м. по адресу г. Уфа, <адрес> истцами не подтверждено, при обращении с заявлением в феврале 2015 г. истцы просили предоставить им земельный участок с кадастровым номером, относящимся к земельному участку расположенного по иному адресу.
Далее, как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились с заявлением в Управление Архитектуры и градостроительства Администрации ГО г. Уфа РБ указывая на то, что им принадлежит жилой лом по <адрес>. Жилой дом находится на земельном участке по указанному адресу с кадастровым номером 02:55:050302: 248. Просили внести изменения в кадастровый паспорт земельного участка касающиеся категории земель и разрешенное использование, так как они используют земельный участок для обслуживания индивидуального жилого дома.
Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п.8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с ч.ч.1-3 ст.37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:
1) основные виды разрешенного использования;
2) условно разрешенные виды использования;
3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Части 2-4, 6 ст.30 Градостроительского кодекса РФ устанавливают, что Правила землепользования и застройки включают в себя:
1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила;
2) карту градостроительного зонирования;
3) градостроительные регламенты.
Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения:
1) о регулировании землепользования и застройки органами местного самоуправления;
2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами;
3) о подготовке документации по планировке территории органами местного самоуправления;
4) о проведении публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки;
5) о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
6) о регулировании иных вопросов землепользования и застройки.
На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
2) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п.2-4 ст.85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Как из кадастрового паспорта земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером 02:55:011024:224 по адресу г. Уфа, <адрес> его площадь составляет 833 кв.м., категория земли не установлена, вид разрешенного использования не установлен. Согласно сведений о территориальных зонах земельный участок входит в зону : общественно деловая зона, индекс ОД -3, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Совета городского округа г. Уфа РБ « О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ № 7/4.
В соответствии со ст.ст.30, 31 Градостроительного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются Правилами землепользования и застройки в соответствии с градостроительным регламентом. Предусмотрена специальная процедура разработки и утверждения правил землепользования и зонирования территорий, а также внесения в них изменений, касающихся разрешенного землепользования. Следовательно, граждане не вправе самостоятельно изменять вид разрешенного использования земельного участка.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.4 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний.
Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом МО и(или) нормативно-правовыми актами представительного органа МО с учетом положений частей 3-10 ст.39 Градостроительного кодекса РФ в части соответствующих требований.
В настоящий момент в адрес действующими являются Правила землепользования и застройки городского округа адрес РБ, утвержденные решением Совета ГО г. Уфа РБ N 7/4 от ДД.ММ.ГГГГ года.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что оснований для признания за истцами права собственности в порядке приватизации на указанный земельный участок, не имеется.
Требования истцов об изменении вида разрешенного использования земельного участка как производное от требования о признании права собственности на него так же не подлежит удовлетворению.
Кроме того как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.03.2014) Судам следует также учитывать, что вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования, выдачи разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства разрешаются в порядке, установленном ст. ст. 37, 39, 40 ГрК РФ, и решения соответствующих органов могут быть предметом проверки суда как в порядке, установленном положениями главы 25 ГПК РФ, так и (в случае заявления таких требований) в порядке искового производства. Рассмотрение указанных вопросов судом в ходе производства по делу, связанному с легализацией самовольного строения, без установления фактов, свидетельствующих об обращении заинтересованного лица за соответствующим разрешением в административном порядке, недопустимо.
Доказательств обращения истцов в административном порядке в Администрацию ГО г. Уфа РБ, именно в отношении спорного земельного участка, за изменением вида разрешенного использования суду не представлено.
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения иска не имеется.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В иске ФИО1, ФИО2 к Администрации городского округа город Уфа о признании права собственности на земельный участок площадью 833 кв.м. кадастровый номер 02:55:011024:224, расположенный по адресу: Республика Башкортостан, г.Уфа, <адрес>, установлении категории земель и разрешенного вида использования земельного участка – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья А.С. Шакиров