Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 09.01.2014 |
Дата решения | 24.02.2014 |
Категория дела | - гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС |
Судья | Рамазанова З.М. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 349fdee3-6dcb-3fa5-a435-0922615bb63a |
Дело № 2-3289/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 февраля 2014 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Рамазановой З.М.,
при секретаре Ключко Е.Л.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Кировского района г. Уфа ФИО3 по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ г.
представителя ответчика – Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ФИО4 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г.
представителя третьего лица – Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – ФИО6 по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ г., доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Учалинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по выдаче дубликата удостоверения,
У С Т А Н О В И Л:
Учалинский межрайонный прокурор Республики Башкортостан обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по выдаче дубликата удостоверения.
В обоснование исковых требований истец указал на то, что прокуратурой по обращению гражданина ФИО1проведена проверка
исполнения законодательства о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС Министерством труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.
Проведенной проверкой установлено следующее.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в/ч 20010 выполняла Правительственное задание по ликвидации последствии аварий на Чернобыльской АЭС. В указанный период войсковая часть 20040 проводила дезактивационные работы на объектах Чернобыльской АЭС и районах <адрес>: <адрес>, н.<адрес>, Хормянского, Добрушского, Наровлянского и Чечерского районов Белорусской ССР.
Согласно справки Военного комиссариата Республики Башкортостан по <адрес> и Учалинскому району ФИО1 1953 года рождения проходил военный сбор в войсковой части 20040 по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в 30 километровой зоне 141 день в период с ДД.ММ.ГГГГ по 21.08.1989.
Заявителем утеряно удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в целях восстановления которого, он обратился в Управление труда и социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по Учалинскому району и <адрес>.
Управлением все необходимые документы направлены в Министерство для решения вопроса об оформлении удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 году.
По результатам рассмотрения заявления Министерством труда республики принято решение об отказе в выдаче гражданину ФИО1 удостоверения в связи с тем, что в справке Министерства обороны Узбекистана от ДД.ММ.ГГГГ не отражена зона работ заявителя.
Между тем, согласно п. 15 Порядка оформление и выдача дубликата удостоверения производится уполномоченными органами.
При этом в левой части удостоверения ставится штамп «Дубликат», ниже делается надпись черными чернилами - «Выдан взамен удостоверения серии.. .№...» и заверяется печатью уполномоченного органа.
Дубликат удостоверения выдается на основании личного заявления гражданина с объяснением обстоятельств утраты или порчи удостоверения и указанием места его получения на основании первичных документов, указанных в пунктах 4 и 6 Порядка. При утрате удостоверения уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает справку из органа внутренних дел, подтверждающую, что утраченное удостоверение не найдено.
Таким образом, отказ Министерства труда и социальной защиты Республики Башкортостан в выдаче дубликата удостоверения, при утере ранее выданного является незаконным. Кроме того согласно ст. 13 Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской
катастрофы, на которых распространяется действие Закона, относятся военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ. ФИО1 проходил военный сбор в войсковой части 20040 по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и в 30 километровой зоне 141 день, в связи с чем на него распространяется прямое действие Закона вне зависимости от места проведения работ.
На основании изложенного, истец просит признать бездействие Министерства труда и социальной защиты Республики Башкортостан в выдаче ФИО1 дубликата удостоверения, при утере ранее выданного незаконным. Обязать Министерство труда и социальной защиты Республики Башкортостан не позднее одного (одного месяца) со дня вступления решения суда в законную силу выдать ФИО1 дубликат удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В судебном заседании представитель истца ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме, указав на доводы, приведенные в иске.
Истец ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Имеется заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика - Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ФИО4 просила в удовлетворении иска отказать ввиду необоснованности. Суду пояснила, что отказ в выдаче ФИО1 удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1989 года основан на нормах федерального законодательства. Основания отказа указаны в протоколе комиссии Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ. Минтрудом РБ удостоверение ФИО5 никогда не выдавалось, сведений об участии в работах в зоне отчуждения не имеется. В представленных на комиссию Минтруда РБ документах отсутствуют сведения об участии ФИО1 в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения. В обоснование требований о выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС прокурор ссылается на выписку из исторического формуляра войсковой части 20040 № 1309, выданную ЦА Минобороны Республики Узбекистан 20.03.2012. Однако, данный документ не содержит сведений о выбытии самого ФИО1 в 30 км зону. Согласно Перечня территорий, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ № 328, районы: Хойникский, Кормянский, Добрушский, Наровлянский, <адрес> Белоруссии, в которых войсковая часть № проводила дезактивационные работы, относятся к следующим радиоактивным зонам: зона отселения, зона с правом на отселение, зона со льготным социально-экономическим статусом. Доводы истца о том, право на выдачу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС распространяется на военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных с 1986 по 1990 годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы независимо от места дислокации и выполнявшихся работ несостоятельны, так как эта норма относится к инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, медицинским работникам. Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является специальным законом, относит к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие этого Закона, военнослужащих не в связи с прохождением ими службы в определенной местности, а по основанию выполнения работ в зоне отчуждения. Таким образом, право на установление ФИО1 статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС согласно предоставленным документам не определяется.
Представитель третьего лица - Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ФИО6 возражал относительно удовлетворения иска межрайонного Учалинского прокурора. Суду пояснил, что материалы дела не содержат доказательства об участии ФИО1 в работах в зоне отчуждения в период с ДД.ММ.ГГГГ по 1990 <адрес> отсутствуют сведения о направлении ФИО1 в зону отчуждения. Выписка из исторического формуляра войсковой части 120040 № 1309. выданную ЦА Минобороны Республики Узбекистан ДД.ММ.ГГГГ также не содержит сведений о выбытии ФИО1 в 30 км зону. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы является специальным законом, относится к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие этого Закона, военнослужащих не в связи с прохождением ими службы в определенной местности, а по основанию выполнения работ в зоне отчуждения.
Представитель третьего лица – Военного комиссариата Республики Башкортостан, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела. в суд не явился. Причины неявки в суд неизвестны.
В соответствии с ч. 3, ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца ФИО3, представителя ответчика ФИО4, представителя третьего лица ФИО6, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, на основании протокола комиссии Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в выдаче удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Согласно пункту 14 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом МЧС России, Минздравсоцразвития России и Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ № 727/831/165/н граждане, которым ранее были оформлены и выданы удостоверения, имеют право на получение дубликата удостоверения в случае его порчи либо утраты на основании первичных документов, указанных в пунктах 4 и 6 настоящего Порядка.
w
В соответствии с пунктом 6 Порядка для получения удостоверения необходимо предоставить документы, подтверждающими участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
Таким образом, только работа по ликвидации последствий аварии в зоне отчуждения дает право на установление статуса участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и выдачи соответствующего удостоверения российского образца.
Работы по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с ДД.ММ.ГГГГ по 1990 годы проводились в 4 радиационно-зараженных зонах (зоне отчуждения, зоне отселения, зона проживания с правом на отселение, зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом).
Данные о выдаче Минтрудом Республики Башкортостан удостоверения ФИО1 в материалах дела отсутствуют.
Представитель ответчика в судебном заседании также отрицала факт выдачи указанного удостоверения ФИО1
Материалы дела также не содержат сведения об участии ФИО1 в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения.
В учетной карточке военного билета указано о прохождении военных сборов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в войсковой части № (по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС). Сведений о направлении в зону отчуждения нет.
Населенные пункты, где дислоцировалась воинская часть № 20040, относятся:
Хойники - к зоне с правом на отселение,
Новоселки - к зоне отселения.
Суд не может согласиться с доводом истца об участии ФИО1 в работах в 30 км зоне со ссылкой на справку № 38, выданную Военным комиссариатом <адрес> и Учалинского района РБ ДД.ММ.ГГГГ в силу следующего.
Согласно пункту 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС военный комиссариат неправомочен в выдаче справок, подтверждающих участие в работах в зоне отчуждения.
Такие сведения могут предоставлять только предприятия, организации, учреждения, воинские части, выполнявшие работы непосредственно в зоне отчуждения; Штаб Гражданской обороны СССР, соответствующие архивы.
Представленная в материалы дела выписка из исторического формуляра войсковой части 20040 № 1309, выданная ЦА Минобороны Республики Узбекистан 20.03.2012. не содержит сведений о выбытии ФИО1 в 30 км зону.
Согласно Перечня территорий, утверждённого постановлением Совета Министров Республики Беларусь от ДД.ММ.ГГГГ № 328, районы: Хойникский, Кормянский, Добрушский, Наровлянский, <адрес> Белоруссии, в которых войсковая часть № проводила дезактивационные работы, относятся к следующим радиоактивным зонам:
- зона отселения,
- зона с правом на отселение,
- зона со льготным социально-экономическим статусом.
Суд не может согласиться с доводом истца том, что право на выдачу удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС распространяется на военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных с 1986 по 1990 годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, поскольку указанная правовая норма относится к инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы, медицинским работникам.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № КАС-10-147 довод заявителя о том, что военнослужащие реализуют право на труд посредством прохождения ими военной службы независимо от места дислокации, поэтому указание на выполнение работ в зоне отчуждения к ним не может относиться, является ошибочным.
Таким образом, Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является специальным законом, относится к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие этого Закона, военнослужащих не в связи с прохождением ими службы в определенной местности, а по основанию выполнения работ в зоне отчуждения.
В силу части 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Учитывая изложенное, у суда нет оснований полагать, что отказ Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан противоречит действующему законодательству, нарушает права ФИО1
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска Учалинского межрайонного прокурора Республики Башкортостан в интересах ФИО1 к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по выдаче дубликата удостоверения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный суд Республики Башкортостан через Кировский районный суд г. Уфы.
Судья: З.М. Рамазанова