Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 16.02.2016 |
Дата решения | 07.06.2016 |
Категория дела | коммунальных услуг |
Судья | Зайдуллин Р.Р. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 3cafda1c-f05a-37a1-83c2-930c650c4e04 |
Дело№2-3117/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июня 2016 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи ЗайдуллинаР.Р.,
при секретаре ВалинуровойГ.Ш.,
гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Кировского района города Уфы Республики Башкортостан»о защите прав потребителей,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1, ФИО3 обратились в Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан с исковым заявлением какционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Кировского района города Уфы Республики Башкортостан»о защите прав потребителей, в обоснование указав, чтоФИО4 и ФИО2 являются собственниками <адрес> (по 1/2 доли в праве общей долевой собственности), расположенной по адресу: РБ, г. Уфа, Кировский район, <адрес>, на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № б/н. что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 02 АА №№ и 020765 соответственно. Между ФИО4 и ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа г. Уфа РБ» заключен договор управления многоквартирным домом. В подвале многоквартирного дома по указанному адресу смонтировано тепломеханическое оборудование индивидуального теплового пункта (ИТП), введенное в эксплуатацию одновременно с введением в эксплуатацию жилого дома и обслуживающее, в том числе, подъезд, в котором находится квартира истцов.При наличии ИТП в многоквартирный дом приходит теплоноситель, который нагревает холодную воду в теплообменниках непосредственно в доме для нужд ГВС и отопления. Для учета расхода общего количества тепловой энергии, необходимой для нужд дома, на вводе в ИТП установлен узел учета тепловой энергии, который рассчитывает расход тепловой энергии для подогрева холодной воды для нужд горячей воды и отопления всего дома.Таким образом, подъезд, в котором расположена квартира истцов, не обеспечен системой центрального отопления и горячего водоснабжения (ГВС). Обеспечение дома отоплением, горячей водой происходит путем подогрева холодной воды за счет системы отопления.Следовательно, управляющая компания закупает у ресурсоснабжающих организаций холодную воду, за которую рассчитывается по прибору учета холодной воды, и теплоноситель. Горячую воду управляющие компании у поставщиков не закупают.
Однако ответчик производит начисление платы за коммунальные услуги, в том числе, за услуги «Отопление», «Горячее водоснабжение» и «Горячее водоснабжение на общедомовые нужды», исходя из тарифов (нормативов), так, как если бы дом был подведен к централизованным магистралям. Начисление платы за коммунальную услугу по теплоснабжению осуществляется по нормативам, что является нарушением п. 2 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 23 ноября 2009 года №261-ФЗ.
В связи с изложенным истцы просят суд обязать ответчика произвести перерасчет начислений денежных средств к уплате истцами коммунальных услуг в части «Отопление» за период с 01 января 2010 января по 31 января 2016 года по квартире, расположенной по адресу: РБ, г. <адрес>, рассчитав оплату по тарифу за тепловую энергию в соответствии с показаниями прибора учета, расположенного в индивидуальном тепловом пункте многоквартирного дома по адресу: РБ, г. Уфа, Кировский район, <адрес>.
Обязать ответчика исключить из начислений денежных средств к уплате истцами коммунальную услугу «Горячее водоснабжение» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по квартире, расположенной по адресу: РБ, г. Уфа, <адрес>
Обязать ответчика исключить из начислений денежных средств к уплате коммунальную услугу «Горячее водоснабжение на общедомовые нужды» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по квартире, расположенной по ад Уфа, <адрес>
Взыскать с ответчика в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 100 000, 00 руб.
Взыскать с ответчика в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 100 000, 00 руб.
В судебное заседаниеистецФИО5, надлежаще извещенная о дне слушания дела, не явилась.
Истец ФИО1, представитель истцов ФИО6 в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить иск.
Представитель ответчика ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района города Уфы Республики Башкортостан» РахмангуловаА.Р. на судебном заседании просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица Государственного комитета РБ по жилищному и строительному надзору НадежкинаО.В. в судебном заседании просила удовлетворить иск частично в части исключения из начислений денежных средств к уплате коммунальную услугу «Горячее водоснабжение на общедомовые нужды».
Изучив и оценив материалы настоящего гражданского дела, представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, в жилом <адрес> г.Уфа в подъездах 4,5,6,7 имеется централизованное холодное и горячее водоснабжение, централизованное отопление, также в подъезде №3 установлен индивидуальный тепловой пункт (ИТП), для обеспечения коммунальными ресурсами отопление и горячее водоснабжение 2 и 3 подъезда.
В данном многоквартирном доме имеются две автономные системы отопления, которые независимы от друга.
В подвальном помещении установлены два прибора учета тепловой энергии- в подъездах №3 и. №7.
В материалы дела представлены акты допуска в эксплуатацию узлов учета тепловой энергии и теплоносителя РТС, начиная с2013г.
Судом установлено, что жилой дом по <адрес>, оборудован несколькими приборами учета тепловой энергии, которые в соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354) в совокупности являются общедомовыми приборами учета данных коммунальных ресурсов.
В соответствии с пунктом 40 Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 Правил № 354 коллективный (общедомовой) прибор учёта - это средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Таким образом, данной нормой конкретизировано, что коллективный (общедомовой) прибор учета это не только средство измерения, но и совокупность средств измерения и дополнительного оборудования, используемых для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Кроме того, согласно определению понятия многоквартирный дом, данному в постановлении Правительства РФ от 28.01.2006 №47, многоквартирный дом - это совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме; многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме.
Такие понятия, как «часть многоквартирного дома», «многоквартирный подъезд» законодателем не предусмотрены.
Именно поэтому глава I Правил № 354 определяет «коллективный (общедомовой) прибор учета» не только как единичное «средство измерения», но и как «совокупность средств измерения и дополнительного оборудования, используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом».
Действующим законодательством не предусмотрено методик, формул для расчетов чьей-либо доли в общем объеме потребленной коммунальной услуги в подъезде либо части многоквартирного дома. Соответственно, расчёт общедомового потребления для отдельно взятого подъезда (секции), выставление платежных документов на основании подобных расчетов, а также осуществление рассчетно-кассовых операций на основании такихдокументов недопустимы, поскольку такой учет не будет отражать фактического потребления коммунальной услуги.
Таким образом, если отопление подается в здание по нескольким линиям, показания счетчиков, установленных на каждой из них, должны суммироваться и фигурировать в расчетах как единая величина.
В силу пункта 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 № 921, первичный государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляется по результатам первичной технической инвентаризации. При осуществлении первичного государственного технического учета объектам капитального строительства в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
По результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации.
Сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведении государственного статистического учета, определении размера налога на имущество, внесении сведений о ранее учтенных объектах капитального строительства в государственный кадастр недвижимости, а также ведении реестра федерального имущества (пункт 12 Положения).
На основании пунктов 1.1, 1.2, 3.34, 3.37 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно- коммунальному хозяйству от 04.08.1998 № 37, единицей технической инвентаризации является: домовладение; отдельно стоящее основное здание. На каждый объект составляется учетно-техническая документация, которая группируется в инвентарное дело.
По каждой квартире, а также в целом по зданию подсчитываются: жилая площадь квартиры (квартир); площадь квартиры (квартир); общая площадь квартиры (квартир). Общая площадь квартир по жилому зданию определяется как сумма общих площадей квартир.
При этом согласно Приложению № 1 «Основные понятия, используемые в целях настоящей Инструкции» домовладение - это жилой дом (дома) и обслуживающие его (их) строения и сооружения, находящиеся на обособленном земельном участке, а строение - это отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения.
Из материалов дела следует, что жилой <адрес> собой многоквартирный многоподъездный дом, указанному жилому дому присвоен единый адрес: г. Уфа, <адрес>, а также органом технической инвентаризации присвоен единый инвентарный номер – 340047.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что жилой <адрес> г.Уфа является единым многоквартирным домом, с входящими в его состав секциями, стоящим на едином обособленном земельном участке.
Также об этом свидетельствует протокол от 29.12.2008 №1 общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Уфа, <адрес>. Так, из содержания вводной части данного протокола следует, что проводилось общее собрание всех собственников жилых помещений во всем доме (всех 6 секций) и по итогам собрания была избрана одна управляющая организация -ОАО«Управление жилищного хозяйства Кировского района города Уфы Республики Башкортостан» для всего дома.
Показания приборов, учитывающих потребление коммунальных ресурсов по жилым помещениям в каждой части (секции) многоквартирного жилого дома в совокупности позволяют определить общий объем потребления в указанном доме, расходуемой как на индивидуальное потребление жильцов.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в части обязанияответчика произвести перерасчет начислений денежных средств к уплате истцами коммунальных услуг в части «Отопление», рассчитав оплату по тарифу за тепловую энергию в соответствии с показаниями прибора учета, расположенного в индивидуальном тепловом пункте.
Разрешая исковые требования об исключении из начислений денежных средств к уплате коммунальную услугу «Горячее водоснабжение» за период с 01 января 2010 года по 31 января 2016 года, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом. Также на основании ст. 210 ГК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения (принадлежащего ему имущества).
В силу ст. 153 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ч. 3, ч. 4 ст. 154 ЖК РФ собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
На основании ст. 155, ст. 157 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации (от 28.03.2012 г. N 253).
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
В силу ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354 и ранее действовавшими Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 настоящих Правил, посредством заключенияс ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Потребитель имеет право:
а) получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества;
б) получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней);
в) требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемых коммунальных услуг, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков;
г) получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
Расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В соответствии с абз.3 п. 18 Правил 307 (действовавших до 01.09.2012г.) при приготовлении горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) размер платы за горячее водоснабжение рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на холодную воду и топливо, используемые для приготовления горячей воды. При этом расходы на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем, используемых для приготовления горячей воды, включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с п. 54 Правил, утвержденных Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений вмногоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производствекоммунальный ресурс.
Пунктом 22 приложения N 2 к Правилам установлено, что размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 20 как сумма двух составляющих: произведения объема (количества) горячей воды, определенного за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежиломпомещении в многоквартирном доме в соответствии с пунктами 42 и 43 Правил, и тарифа на холодную воду, использованную в расчетном периоде при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации, и произведения объема v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия), использованного за расчетный период на подогрев холодной воды при самостоятельном производстве исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и тарифа (цены) на v-й коммунальный ресурс, использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - Формула 20).
Конкретизируя данное правило, пункт 54 Правил предписывает определять размер платы потребителя за коммунальную услугу по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) в соответствии с оспариваемой заявителем Формулой 20 как сумму двух составляющих:
произведения объема потребленной потребителем горячей воды, приготовленной исполнителем, и тарифа на холодную воду;
стоимости коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды при производстве коммунальной услуги по горячему водоснабжению, отнесенной на потребителя в каждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с абзацем вторым пункта 54 Правил объем использованного при производстве коммунального ресурса определяется исходя из показаний прибора учета, фиксирующего объем такого коммунального ресурса, а при его отсутствии определяется по удельным расходам такого коммунального ресурса на производство единицы тепловой энергии на цели отопления или единицы горячей воды на цели горячего водоснабжения.
Таким образом, согласно формуле 20 в составе платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению потребитель оплачивает объем потребленной горячей воды по тарифу на холодную воду (объем определяется по общим правилам: исходя из показаний индивидуального прибора учета либо в его отсутствие по нормативам потребления горячей воды) и стоимость коммунального ресурса, использованного для подогрева холодной воды (газ, электроэнергия), отнесенную на потребителя вкаждом жилом и нежилом помещении пропорционально объему горячей воды, потребленному за расчетный период в таком помещении, и определенную исходя из тарифа на этот ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок расчета и показатели, приведенные в оспариваемой заявителем формуле (объем потребляемых коммунальных услуг, тариф) для определения размера платы за коммунальную услугу основаны на положениях частей 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Законных оснований для использования какого-либо иного расчетного метода, в том числе перевода тепловой энергии, исчисляемой в Гкал, в расчетные единицы коммунальной услуги по горячему водоснабжению (м куб.) для определения размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению согласно пункту 54 Правил, не имеется.
В силу пункта 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). При расчете размера платы за коммунальные ресурсы, приобретаемые исполнителем у ресурсоснабжающей организации в целях оказания коммунальных услуг потребителям, применяются тарифы (цены) ресурсоснабжающей организации, используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги для потребителей (абзацы первый, седьмой).
Следовательно, оспариваемая формула не предусматривает применение способов расчета и порядка действий, показателей и тарифов, определенных в неустановленном законодательством Российской Федерации порядке.
При таких обстоятельствах, суд не находит оснований для удовлетворения указанной части исковых требований.
Пунктом 40 Правил № 354 предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 настоящих Правил.
Согласно п. 54 Правил в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы для потребителей за такую коммунальную услугу осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса (или ресурсов), использованного в течение расчетного периода при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (далее - использованный при производстве коммунальный ресурс), и тарифа (цены) на использованный при производстве коммунальный ресурс.
Согласно п. п. 40, 44 Правил N 354, потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит общую плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с п. 54 Правил и включающую как плату за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении, так и плату за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды. Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам.
Таким образом, размер платы за коммунальную услугу «Горячее водоснабжение на общедомовые нужды» включено в размер общей платы за услугу по горячему водоснабжению.
Как следует из материалов дела, предписанием Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 28.01.2015. № ЦО-15-190-006 ОАО «Управление жилищного хозяйства Кировского района города Уфы Республики Башкортостан» поручено провести возврат в полном объемы платы за коммунальные услуги «Горячее водоснабжение на общедомовые нужды» по лицевым счетам жилых помещений подъезда 2 и 3 жилого дома по <адрес>, г. Уфа.
Во исполнение предписания ответчиком осуществлен возврат платы за указанную коммунальную услугу с 01.02.2014. по 30.04.2015., с 01.05.2014. начисление платы не производится, что подтверждено материалами дела и не оспаривалось сторонами по делу.
Учитывая, что ответчик произвел перерасчет платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению на ОДН, ее начисление в настоящее время не производится, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований в части обязания ответчика исключить из начислений денежных средств к уплате коммунальную услугу «Горячее водоснабжение на общедомовые нужды» за период с 16 февраля 2013 года (иск подан 16.02.2016.) по 31 января 2014 года, то есть в пределах срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком.
Законом Российской Федерации N 2300-1 от 7 февраля 1992 года "О защите прав потребителей" регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и обихизготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав (преамбула Закона).
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о реализуемых исполнителем работах и услугах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 6 мая 2011 года "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", исполнитель обязан: вести учет жалоб (заявлений, обращений, требований и претензий) потребителей на качество предоставления коммунальных услуг, учет сроков и результатов их рассмотрения и исполнения, а также в течение 3 рабочих дней со дня получения жалобы (заявления, требования и претензии) направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа (подпункт "к"); предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды (подпункт "р").
В силу пункта 33 Правил потребитель имеет право: получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, наличии (отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней) (подпункт "б"); получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (подпункт "г").
В ходе судебного разбирательства суд, исследовав доводы и возражения сторон, представленные в соответствии с требованиями статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, оценив их применительно к нормам материального права, регулирующим возникшие правоотношения, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований в связи с несоблюдением ответчиком требований действующего законодательства и нарушением тем самым прав истцов, как потребителей оказываемых ответчиком услуг, связанных с управлением многоквартирным домом.
Не опровергнуты доводы истцов о том, что с 16 февраля 2013 года по 31 января 2014 года ответчиком неправильно производился расчет размера платы за предоставленные коммунальные услугиГВС на ОДН, о чем свидетельствуют многочисленные обращения жильцов данного дома к ответчику и в иные уполномоченные органы.
При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя, при этом размер компенсации морального вреда определяется судом независимо от размера возмещения имущественного вреда, в связи с чем размер денежной компенсации, взыскиваемой в возмещение морального вреда, не может быть поставлен в зависимость от стоимости товара (работы, услуги) или суммы подлежащей взысканию неустойки. Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.
Таким образом, определяя размер подлежащей взысканию с ответчика компенсации морального вреда, суд, учитывая характер и объем причиненных истцам нравственных страданий, конкретных обстоятельств дела и с учетом требований ст. ст. 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливающих способ и размер компенсации морального вреда, считаетвозможным определить его в сумме 1 000 рублей в пользу каждого из истцов, посчитав разумным и справедливым.
Штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя на основании п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" с ответчика взысканию не подлежит, поскольку доказательств обращения истцов к ответчику с заявлением об исключении из начислений денежных средств к уплате коммунальную услугу «Горячее водоснабжение на общедомовые нужды» в материалы дела не представлено.
В связи тем, что истец был освобожден от уплаты госпошлины по требованиям о защите прав потребителей, исходя из удовлетворенных денежных сумм, с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина в размере 600 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 к акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Кировского района города Уфы Республики Башкортостан» о защите прав потребителей удовлетворить частично.
Обязать АО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» исключить из начислений денежных средств к уплате коммунальную услугу «Горячее водоснабжение на общедомовые нужды» за период с 16 февраля 2013 года по 31 января 2014 года по квартире, расположенной по адресу:г.Уфа, <адрес>
Взыскать с АО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 1000, 00 руб.
Взыскать с АО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 1000, 00 руб.
Взыскать с АО «Управление жилищного хозяйства Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан» в доход местного бюджета государственную пошлину 600 руб.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1, ФИО2 к Открытому акционерному обществу «Управление жилищного хозяйства Кировского района города Уфы Республики Башкортостан» о защите прав потребителей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Председательствующий Р.Р. Зайдуллин