Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 05.02.2016 |
Дата решения | 11.05.2016 |
Категория дела | Другие споры, связанные с землепользованием |
Судья | Галлямов М.З. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 384ef9b8-6007-3d49-8a9b-46060e14d489 |
Дело №
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 мая 2016 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Галлямова М.З.,
при секретаре Еникеевой Г.Э.,
с участием прокурора ФИО8,
представителя органа опеки и попечительства ФИО2,
представителя истца Администрации ГО г. Уфа по доверенности ФИО7,
ответчика ФИО9,
представителей ответчика ФИО9 по доверенности ФИО3, ФИО4,
представителей третьего лица ООО «СУ-1 ОАО Госстрой» по доверенности ФИО5, ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации ГО г. Уфа к ФИО9 о принудительном изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов,
УСТАНОВИЛ:
Администрация ГО г. Уфа обратилась в суд с иском к ФИО9 об изъятии в принудительном порядке в собственность Администрации ГО г. Уфа путем выкупа земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: г. Уфа, <адрес>.
Другие лица, участвующие по делу, на судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при указанной явке.
Представителем ответчика заявлено ходатайство об оставлении искового заявления без рассмотрения в связи с несоблюдением досудебного порядка урегулирования спора, копия решения об изъятии ответчику не вручалось, проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд не вручался, ответчиком была получена только копия соглашения об изъятии недвижимости для коммерческих нужд без приложения доверенности лица, подписавшего соглашение от имени Администрации ГО г. Уфа.
Представитель истца Администрации ГО г. Уфа по доверенности ФИО7 в удовлетворении ходатайства возражала.
Прокурор ФИО8 в удовлетворении ходатайства возражала.
Остальные участники процесса оставили разрешение данного ходатайства на усмотрение суда.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает необходимым ходатайство представителя ответчика удовлетворить, исковое заявление оставить без рассмотрения по следующим основаниям.
Согласно абзацу 2 статьи 222 ГПК РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора.
Статьей 282 ГК РФ (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 499-ФЗ) установлено, что если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 499-ФЗ случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона принято решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, подготовка и заключение соглашения об изъятии такого земельного участка осуществляются в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) и Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона). При этом орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, вправе определить из числа организаций, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 Земельного кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее действия по подготовке и заключению соглашения об изъятии недвижимости, при условии наличия согласия в письменной форме этой организации.
Пунктами 1, 2, 7 статьи 56.9 ЗК РФ предусмотрено, что соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд содержит:
1) наименования лиц, являющихся сторонами соглашения об изъятии недвижимости;
2) кадастровые номера земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, которые подлежат изъятию, или в случае отсутствия кадастровых номеров зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства их условные номера, присвоенные в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при отсутствии условных номеров иное описание этих зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства;
3) цель изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд;
4) реквизиты решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
5) права на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, которые прекращаются и (или) возникают на основании соглашения об изъятии недвижимости;
6) срок передачи земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, подлежащих изъятию. При этом срок указанной передачи не может превышать шесть месяцев со дня прекращения прав прежнего правообладателя изымаемой недвижимости;
7) размер и порядок выплаты возмещения за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимости;
8) указание на сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), изъятие которых в соответствии с решением об изъятии не осуществляется, а также право, на котором собственник такого сооружения или лицо, которому такое сооружение принадлежит на иных правах, вправе использовать подлежащий изъятию земельный участок;
9) указание на сервитуты, которые установлены в отношении земельного участка, подлежащего изъятию, и в соответствии с решением об изъятии подлежат сохранению.
Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу, с которым заключается соглашение об изъятии недвижимости, принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества.
К соглашению об изъятии недвижимости, предусматривающему изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества путем предоставления возмещения за них собственнику или обмена на иное недвижимое имущество, применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене.
Согласно пунктам 1-4, 8-10 статьи 56.10 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.
Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который:
1) указан правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 12 статьи 56.6 настоящего Кодекса или при отсутствии данного адреса по адресу, который указан таким правообладателем в качестве адреса для связи с ним в ходе выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд;
2) указан в выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним или в случае его отсутствия указан в государственном кадастре недвижимости (в отсутствие сведений о почтовых адресах, указанных в подпункте 1 настоящего пункта);
3) присвоен изымаемым объектам недвижимого имущества (в отсутствие сведений об адресах, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта).
Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляются следующие документы:
1) кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости, а также кадастровые паспорта расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства (если сведения о таких зданиях, сооружениях, помещениях в них, объектах незавершенного строительства внесены в государственный кадастр недвижимости);
2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
3) отчет об оценке земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых, или оценке стоимости права, на котором предоставляются земельные участки взамен изымаемых, в случае, если условиями соглашения об изъятии недвижимости предусмотрено предоставление земельных участков или иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых объектов недвижимого имущества.
Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии.
Правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение об изъятии недвижимости и направить его лицам, указанным в пункте 8 настоящей статьи, либо направить указанным лицам уведомление об отказе в подписании соглашения об изъятии недвижимости или предложения об изменении условий данного соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения. К предложениям об изменении размера возмещения должны быть приложены обосновывающие это изменение документы.
В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
Из анализа указанных норм закона следует, что уполномоченное лицо вправе обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости является истечение девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, содержащее все существенные условия договора, указанные в пункте 1 статьи 59.9 ЗК РФ, а также соответствующего по форме и содержанию нормам гражданского законодательства, регулирующего правила о продаже недвижимости.
В соответствии со статьей 550 ГК РФ договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (пункт 2 статьи 434).
Несоблюдение формы договора продажи недвижимости влечет его недействительность.
Как следует из копии почтовой квитанции и распечатки с сайта Почты России, почтовое отправление с проектом соглашения об изъятии недвижимости направлено ответчику заказанным письмом с уведомлением № ДД.ММ.ГГГГ, получено ДД.ММ.ГГГГ.
Копия проекта соглашения об изъятии недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ приложена истцом к исковому заявлению.
Ответчиком представлен конверт с указанным идентификатором, в котором содержится ксерокопия соглашения об изъятии недвижимости с приложением трех отчетов об оценке.
Получив данное письмо от ООО «СУ-1 ОАО «Госстрой», ФИО9 обратилась с просьбой подтвердить полномочия лица, подписавшего проект соглашения от имени Администрации ГО г. Уфа.
Доказательств ответа на данное обращение не представлено.
Изучив копии проектов соглашений, суд приходит к выводу, что проекты соглашения, приложенный к рассматриваемому исковому заявлению и направленный ФИО9, имеют различное содержание в части целей изъятия. Так, в пункте 1.1 проекта соглашения, приложенного к рассматриваемому исковому заявлению, указано, что недвижимость изымается для муниципальных нужд. В проекте соглашения, направленном ФИО9, указано, что недвижимость изымается для коммерческих нужд.
Кроме того, направленная ответчику копия проекта соглашения об изъятии недвижимости для коммерческих нужд не может расцениваться как проект соглашения, выполняющего роль оферты по смыслу статьей 56.9, 56.10 ЗК РФ, и не возлагает на правообладателя изымаемой недвижимости обязанности его подписания и направления адресату, поскольку данный документ не соответствует по форме требованиям статьи 550 ГК РФ.
По смыслу статьи 56.9 ГК РФ в проекте соглашения об изъятии недвижимости должны указываться все объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, подлежащем изъятию.
Вместе с тем, в нарушение указанного требования закона в направленной копии соглашения об изъятии недвижимости не указаны здания с кадастровыми номерами 02:55:010909:215, 02:55:010909:216, которые также подлежат изъятию, к соглашению не приложены кадастровые паспорта объектов недвижимости, отчеты об оценке зданий с кадастровыми номерами 02:55:010909:215, 02:55:010909:216, документы, подтверждающие полномочия представителя Администрации ГО г. Уфа на подписание данного соглашения.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что направленная ФИО9 ксерокопия соглашения об изъятии недвижимости по форме и содержанию не соответствует требованиям закона, что свидетельствует о несоблюдении истцом установленного федеральным законом для данной категории дел досудебного порядка урегулирования спора.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 282 ГК РФ, 56.9, 56.10 ЗК РФ, 222 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛ:
Ходатайство представителя ответчика ФИО9 по доверенности ФИО3 удовлетворить.
Исковое заявление Администрации ГО г. Уфа к ФИО9 об изъятии в принудительном порядке в собственность Администрации ГО г. Уфа путем выкупа земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: г. Уфа, <адрес>, оставить без рассмотрения.
Истцу разъяснить, что после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения, заинтересованное лицо вправе вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке
На определение суда может быть подана частная жалоба в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 15 дней со дня вынесения данного определения через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья М.ФИО2