Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 09.02.2016 |
Дата решения | 07.04.2016 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Ивченкова Ю.М. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 7bb2a866-6d95-3e8a-9da8-7a083cddf0b6 |
№ 2-2898/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 апреля 2016 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Ивченковой Ю.М.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора ЗАТО г.Межгорье, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования ГО ЗАТО Межгорье в лице Совета ЗАТО Межгорье и Администрации ЗАТО Межгорье к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан об обязании [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, для прохождения процедуры заместительной почечной терапии (гемодиализа) от места их фактического проживания в ЗАТО Межгорье до места получения медицинской помощи в г.Белорецк и обратно, в соответствии с графиком лечения, а также финансирование указанных мероприятий?
УСТАНОВИЛ:
Прокурор ЗАТО г.Межгорье, действующий в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования ГО ЗАТО Межгорье в лице Совета ЗАТО Межгорье и Администрации ЗАТО Межгорье к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан об обязании [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, для прохождения процедуры заместительной почечной терапии (гемодиализа) от места их фактического проживания в ЗАТО Межгорье до места получения медицинской помощи в г.Белорецк и обратно, в соответствии с графиком лечения, а также финансирование указанных мероприятий.
В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой ЗАТО г.Межгорье по обращению страдающих хронической почечной недостаточностью, проведена проверка исполнения законодательства об основах здоровья граждан в РФ, в ходе которой установлены нарушения требований закона в связи с не обеспечением доставки больных хронической почечной недостаточностью от места жительства до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии (гемодиализ) и обратно.
В соответствии с приказом Министерства [СКРЫТО] РФ «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» от 13.08.2002 года №254, отделение диализа организуется из расчета не менее 6 аппаратов «искусственная почка»; работа отделения диализа осуществляется с учетом не менее, чем ежедневно двухсменного использования гемодиализной аппаратуры при пропускной способности одного гемодиализного места не менее 600 процедур гемодиализа в год. При этом необходимо наличие в штатном расписании должности врача-нефролога на 8 диализных мест в смену. В связи с изложенным, учитывая общее количество проживающих в ЗАТО Межгорье лиц, нуждающихся в медицинской помощи данного вида по статистике последних лет,2-3 человека). Организация отделения гемодиализа в ФГБУЗ МСЧ №142 ФМБА России невозможна.
Диализная помощь населению оказывается в ООО «Экома» (г.Белорецк), которое внесено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014г. №662.
Общество для осуществления указанной медицинской деятельности имеет договорные отношения со страховыми компаниями на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан на оплату и оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования). Гражданско-правовых договорных отношений с [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан ООО «Экома» не имеет.
Отсутствие регулярного транспортного сообщения между центром гемодиализа в г.Белорецк и ЗАТО Межгорье, географическую удаленность между населенными пунктами (90)км.) состояние здоровья граждан, страдающих почечной недостаточностью, выраженностью побочных эффектов после процедур гемодиализа: повышением артериального давления, головокружением, спутанностью сознания, судорогами, в связи с чем нуждающихся в доставке от места проведения процедур до места жительства легковым автотранспортом.
Прокурор ЗАТО г.Межгорье, действующий в интересах неопределенного круга лиц в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования ГО ЗАТО Межгорье в лице Совета ЗАТО Межгорье и Администрации ЗАТО Межгорье просит обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом пациентов страдающих хронической почечной недостаточностью, для прохождения процедуры заместительной почечной терапии (гемодиализа) от места их фактического проживания в ЗАТО Межгорье до места получения медицинской помощи в г.Белорецк и обратно, в соответствии с графиком лечения, а также финансирование указанных мероприятий.
В судебном заседании представитель прокуратуры ЗАТО г.Межгорье, ФИО2 исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.
Представитель истца Администрации городского округа закрытое административно-территориальной образование город Межгорье РБ (Администрация ЗАТО Межгорье РБ), Совета городского округа закрытое административно-территориальное образование город Межгорье Республики Башкортостан (Совет ЗАТО Межгорье) ФИО3, действующая на основании доверенностей, просила исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика - Министерства [СКРЫТО] РБ ФИО4 (доверенность в деле) в судебное заседание не явился, в суд направил заявление о рассмотрении дела без их участия.
Представитель третьего лица ООО «Экома» ФИО5, действующая на основании доверенности, не возражала против удовлетворения исковых требований, и пояснила, что граждане ФИО6 и ФИО7 являются пациентами, регулярно получающими процедуры в Центре амбулаторного гемодиализа г.Белорецк ООО «Эконома».
ООО «Экома» осуществляет свою деятельность на основании лицензии №ЛО-02-01-004279 от 26.11.2015г. Между ООО «Экома и Страховой медицинской организацией ОАО СМК «Югория-Мед» заключен договор № от 01.01.2014г., в котором ООО «Экома» обязуется оказать необходимую медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Договор со страховой организацией ФИО8 и ФИО7 не заключали, так как при обращении в страховую организацию с заявлением, выдаются Полиса Обязательного Медицинского страхования.
ФИО8 выдан полис ОМС ОАО Страховая медицинская компания «Югория-Мед 10.07.2013г. ФИО7 выдан полис ОМС ОАО Страховая медицинская компания «Югория-Мед 30.03.2012г.
ФИО9 и ФИО7 до места проведения процедур в ООО «Экома» в <адрес> трижды в неделю добираются общественным транспортом, однако надо учитывать, что после получения процедур гемодиализа: повышается артериальное давление, появляется головокружение, спутанность сознания, судороги, в связи с чем больные нуждаются в доставке от места проведения процедур до места жительства легковым автотранспортом.
<данные изъяты>
Согласно ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав объяснения участников процесса, изучив и оценив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях [СКРЫТО] оказывается гражданам бесплатно, за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
- организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологической, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях субъекта Российской Федерации.
Приказом Министерства [СКРЫТО] и социального развития РФ от 15 мая 2012 года N 543н в соответствии со ст. 32 Федерального закона N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, устанавливающее правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации /далее приказ Минздрава N 543н от 15 мая 2012 года/.
Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (п.3 ст.2 Закона).
В соответствии с п.4 ст.2 Закона медицинская услуга – это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
В свою очередь, медицинское вмешательство определено как выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (п.5 ст.2 Закона).
Пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Одним из принципов охраны здоровья в силу п. 6 ст. 4 Федерального закона N 323-ФЗ является доступность и качество медицинской помощи, которые обеспечиваются, в том числе, организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения (ст. 10).
Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона N 323-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу п. п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации, среди прочих видов медицинских услуг, специализированной медицинской помощи.
Частью 1 статьи 81 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрено, что в целях организации оказания населению медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Согласно Приказу Минздрава РФ от 13.08.2002 года №254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества и относится к специализированной медицинской помощи, оказываемой в амбулаторно-поликлинических условиях и в условиях дневного стационара.
В соответствии с Приказом Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации от 20 декабря 2012 года N 1271-н терапия методом гемодиализа и перитонеального диализа отнесена к специализированной медицинской помощи.
Анализ указанных нормативно-правовых актов свидетельствует о том, что обязанность по организации оказания медицинской помощи в виде терапии методом заместительного гемодиализа и перитонеального диализа возложена на субъект Российской Федерации – Республика Башкортостан в лице его уполномоченных органов, каковым в данном случае является [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан.
Данный вид специализированной медицинской помощи предоставляется больным хронической почечной недостаточностью в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 года №1273 и Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.1.2014 года №662.
Приказом Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан от 30.10.2008 года №1696-Д «О мерах по совершенствованию организации диализной помощи гражданам в Республике Башкортостан» утвержден перечень диализных подразделений лечебно-профилактических учреждений Республики Башкортостан с прикрепленными к ним территориями, оказывающих специализированную медицинскую помощь (аппаратный гемодиализ и перитонеальный диализ) пациентам с острой и терминальной стадией хронической почечной недостаточности.
Согласно указанному перечню, лечение организованно только в лечебных учреждениях, расположенных в городах Уфе, Стерлитамаке, Дюртюли, Белорецке, Сибае, Белебее Республики Башкортостан.
Судом установлено, что Диализная помощь населению оказывается в ООО «Экома» (г.Белорецк), которое внесено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 31.12.2014г. №662. ООО «Экома» осуществляет медицинскую деятельность по организации и проведению гемодиализной помощи больным с хронической почечной недостаточностью в рамках Территориальной программы. ООО для осуществления указанной медицинской деятельности имеет договорные отношения со страховыми компаниями на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Республики Башкортостан на оплату и оказание медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами субъекта Российской Федерации, на территории которого выдан полис обязательного медицинского страхования). Гражданско-правовых договорных отношений с [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан ООО «Экома» не имеет.
Согласно сведением ООО «Экома» граждане ФИО8 и ФИО7 являются пациентами, регулярно получающими процедуры в Центре амбулаторного гемодиализа г.Белорецк ООО «Экома» не реже 3-х раз в неделю, которые самостоятельно добираются из ЗАТО Межгорье в г.Белорецк (расстояние 90 км.) и обратно на общественном транспорте с пересадками.
Медицинская помощь определяется Федеральным законом N 323-ФЗ как комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; медицинская услуга обозначается как медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую реабилитацию (статья 2).
Транспортировка граждан в медицинские учреждения, оказывающие специализированную медицинскую помощь в виде проведения заместительной терапии методом гемодиализа, не относясь непосредственно к медицинской услуге, в то же время является составной частью мероприятия по ее оказанию, необходимость которой обусловлена спецификой заболевания и самой процедуры гемодиализа, то есть охватывается понятием медицинской помощи, в том числе специализированной медицинской помощи.
В соответствии с ч. 2 ст. 83 Федерального закона N 323-ФЗ финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, источником которых в том числе являются межбюджетные трансферты из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 4) иных источников в соответствии с законом.
Согласно п.2.3.2 Соглашения от 26.04.2012 года, заключенного между [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан и Администрацией муниципального района Белебеевский район РБ, Администрация муниципального района Белебеевский район РБ обязуется оказывать содействие в транспортировке пациентов в диализные центры и компенсирование расходов проезда пациентов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании решений Совета ЗАТО Межгорье от 24.12.2009г., 16.12.2010г., 21.02.2013г., 28.04.2015г., 29.10.2015г., 20.10.2015г., 08.12.2015г., 08.12.2015г. О компенсации затрат на проезд к месту лечения и обратно ФИО8 и ФИО7, нуждающимся в гемодиализе установлена выплата компенсации стоимости проезда общественным транспортом (кроме такси).
Пунктом 16 раздела "Формирование территориальной программы обязательного медицинского страхования" Письма Минздрава России от 12 декабря 2015 г. N 11-9/10/2-9388 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год предусмотрено, что Заместительная почечная терапия методами гемодиализа и перитонеального диализа застрахованным лицам проводится в рамках первичной специализированной и специализированной медицинской помощи и оплачивается по тарифам, утвержденным в установленном порядке за счет средств обязательного медицинского страхования, в том числе в части приобретения расходных материалов, при этом проезд пациентов до места оказания медицинских услуг не включен в тариф на оплату медицинской помощи.
При этом, установлено, что ФИО8 и ФИО7 нуждающиеся в постоянном лечении гемодиализом, вынуждены самостоятельно добираться из своих домов до ООО «Экома», расположенного по адресу: <адрес>, три раза в неделю, обратное суду не доказано.
На основании указанных норм действующего законодательства, с учетом нуждаемости ФИО8 по жизненным показаниям к Программной гемодиализу по графику, согласно представленным Выпискам из карт данных пациентов, следует, что [СКРЫТО] здравоохранение РБ должно организовать и обеспечить транспортировки указанных лиц до Центра амбулаторного гемодиализа <адрес> ООО «Экома», расположенного по адресу: <адрес>.
Кроме того, согласно решению подкомиссии врачебной комиссии в поликлинике № ФГБУЗ МСЧ № ФМБА России пациентам ФИО8 и ФИО7 страдающим хронической почечной недостаточностью, рекомендован проезд от места проведения процедуры гемодиализа до места жительства на легковом автотранспорте (такси) в связи с выраженным побочным эффектом после проведения гемодиализа.
Довод ответчика о том, что в порядке оказания медицинской помощи взрослом населению по профилю «нефрология», утвержденному приказом Минздравсоцразвития России от 18.01.2012г. №17н и в стандартах лечения почечной недостаточности доставка пациентов к месту оказания специализированной медицинской помощи и обратно не предусмотрена, судом принят быть не может, поскольку в данном случае указанные граждане становятся зависимыми от общественного транспорта, что является неприемлемым при оказании сложной медицинской помощи.
На основании изложенного, суд удовлетворяет исковые требования Прокурора ЗАТО г.Межгорье, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования ГО ЗАТО Межгорье в лице Совета ЗАТО Межгорье и Администрации ЗАТО Межгорье к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан об обязании [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом пациентов, страдающих хронической почечной терапии (гемодиализа) от места их фактического проживания в ЗАТО Межгорье до места получения медицинской помощи в г.Белорецк и обратно, в соответствии с графиком лечения, а также финансирование указанных мероприятий.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
удовлетворить исковые требования Прокурора ЗАТО г.Межгорье, действующего в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования ГО ЗАТО Межгорье в лице Совета ЗАТО Межгорье и Администрации ЗАТО Межгорье к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан об обязании [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортом пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, для прохождения процедуры заместительной почечной терапии (гемодиализа) от места их фактического проживания в ЗАТО Межгорье до места получения медицинской помощи в г.Белорецк и обратно, в соответствии с графиком лечения, а также финансирование указанных мероприятий.
Обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан организовать и обеспечить доставку автомобильным транспортным средством (средствами) Министерства [СКРЫТО] РБ больных хронической почечной недостаточностью, для прохождения процедуры заместительной почечной терапии (гемодиализа) от места их фактического проживания в ЗАТО г.Межгорье до места получения медицинской помощи в г.Белорецк и обратно по графику гемодиализа, а также обеспечить финансирование указанных мероприятий.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан через районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья Ивченкова Ю.М.