Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 04.02.2016 |
Дата решения | 15.06.2016 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Зайдуллин Р.Р. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | a8c8d8af-333f-3f07-a671-fe4a337ebdd4 |
Дело № 2-2661/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июня 2016 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р., при секретаре ФИО5,
с участием представителя истца ФИО6,
представителя ФГКУ «22 ОФПС по РБ» ФИО7,
представителя ГУ МЧС [СКРЫТО] по РБ, МЧС [СКРЫТО] ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральному казенному учреждению «Управление капитального строительства МЧС [СКРЫТО]», Главному управлению МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан, Федеральному государственному казенному учреждению «22 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан» о защите жилищных прав и признании права на жилищный сертификат,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с указанным иском, с учётом дополнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, в обоснование указав, что как проживающий с 1986 года в ведомственном общежитии на служебной жилой площади, состоящий на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по спискам пожарной части № с 01 ноября 1988 года, был уволен по состоянию здоровья при общей выслуге лет, более 25 лет. Положение истца, как бесквартирного, повлекло включению его позднее в официальные Списки по ИАС «Жилье МЧС [СКРЫТО]», о чём имеется выписка от 14.05.2005 года. В связи с увольнением в 2009 году ФИО1 не был обеспечен жильём, субсидия по федеральному бюджету ему не назначалась, его очередность в Списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий, сохраняется до реализации права на жилье в силу закона, что ответчики не отрицают. Решение о снятии истца с учёта в установленном порядке не принималось. Ответчик ГУ МЧС [СКРЫТО] по РБ подтвердил факт нарушения внутреннего порядка передачи учетных (жилищных) дел в 2010 году, вследствие чего были сформированы недостоверные Списки нуждающихся в жилье граждан и сотрудников ФПС (ГПС ФПС) в Республике Башкортостан. Это обстоятельство повлекло нарушение прав и свобод бывших сотрудников {граждан), вышедших на пенсию до даты ДД.ММ.ГГГГ по подразделениям пожарных частей города Уфы, включая самого истца ФИО1 В досудебном порядке выполнить процедуры восстановления ФИО1 в Списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы в федеральном органе исполнительной власти МЧС [СКРЫТО], а также включить истца в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», ответчики отказываются. В нарушение положений приказа № 398 от 25.07.2011 года, ГУ МЧС [СКРЫТО] по РБ не издавало распорядительных документов о сборе делопроизводств из пожарных частей в отношении сотрудников ГПС ФПС, вследствие чего ни текущие делопроизводства, ни архивные документы по формам МЧС [СКРЫТО] от 01 декабря 2008 года (позднее от 03 декабря 2014 года), введенных приказов №№ 735,670 на уровень специального подразделения, ведущего соответствующий учёт, - ФКУ «Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС [СКРЫТО]» (Приволжский филиал), не передавались. Это обстоятельство нашло подтверждение в более поздних указаниях ФГКУ «22 ОФПС по РБ», ГУ МЧС по РБ №№1227-22-1-8 от 15.04.2014 г., 12548-5-3-14 от 18.09.2015 года.
Истец просит суд обязать Федеральное государственное казенное учреждение «22 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан» делопроизводство по жилищному учёту ФИО1 по месту службы передать по описи в Главное управление МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан с оформлением акта, включив в него архивные материалы структурного подразделения ПЧ-7, в объеме имеющихся.
Обязать Главное управление МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан принять делопроизводство по учёту нуждающегося в улучшении жилищных условий ФИО1 с оформлением акта приёма передачи, с включением его в общий список по федеральному органу исполнительной власти и восстановить отчётность введенную Регулятором МЧС [СКРЫТО] в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Признать ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий (или получении жилых помещении) и состоящим на учёте по месту службы в федеральном органе исполнительной власти МЧС [СКРЫТО] по территориальности Республика Башкортостан с 01 ноября 1988 года.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Главного Управления МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан от 04 декабря 2015 года (по протоколу № 2) об отказе ФИО1 в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Признать ФИО1 соответствующим подпункту «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Обязать Главное управление МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан включить ФИО1, как нуждающегося в улучшении жилищных условий (или получении жилых помещений), в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Признать за ФИО1 право на получение государственного жилищного сертификата и обязать Государственного заказчика-Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставить ФИО1 жилищный сертификат в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в планируемом 2017 году применительно выдачи и распределения государственных жилищных сертификатов ФИО3 графика, утвержденного Правительством Российской Федерации, на состав семьи 5 человек.
Обязать федеральное казенное учреждение «Управление капитального строительства МЧС [СКРЫТО]» актуализировать сведения в базе данных ИАС «Жильё МЧС Российской Федерации» в отношении ФИО1, как нуждающегося в улучшении жилищных условий (или получении жилых помещений) и состоящим на учёте по месту службы в федеральном органе исполнительной власти в МЧС [СКРЫТО] по территориальности Республика Башкортостан с даты 01 ноября 1988 года, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Расходы по возврату госпошлины, иных расходов связанных с судебным разбирательством возложить на ответчиков.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, суду представлено заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель ответчика ФГКУ «22 ОФПС по РБ» в судебном заседании иск не признала, подтвердив постановку на учет истца с 1988 года.
Представитель ответчика ГУ МЧС [СКРЫТО] по РБ, МЧС [СКРЫТО] представил письменное возражение и просил в иске отказать полностью.
Представитель ответчика «Управление капитального строительства МЧС [СКРЫТО]», в судебное заседание не явился, представил возражение на иск.
При таких обстоятельствах, а также в силу статьи 167 гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя истца ФИО6, представителей ответчиков ФГКУ «22 ОФПС по РБ», ГУ МЧС [СКРЫТО] по РБ, МЧС [СКРЫТО], ФИО7, ФИО8, изучив письменные возражения сторон ответчиков, опросив свидетелей по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1,3 статьи 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По установленным правилам, лица из числа сотрудников не обеспеченные жильем на момент прекращения службы, не могут быть сняты с очереди по месту службы или исключены из Списков.
Законодатель данный порядок закрепил в статье 55 ЖК РФ указав, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения или жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия с учета (ст.56 ЖК РФ).
В системе действующих нормативно - правовых актов данный порядок был закреплен в развитие ст. 40 Конституции РФ, непосредственно приказом МВД – МЧС [СКРЫТО] №44/84 от 31.01.2002 года «О порядке обеспечения жилой площадью личного состава ГПС», когда была сохранена существующая очерёдность, а также распространены правовые акты МВД [СКРЫТО].
Индивидуальный учёт сотрудников не изменился и с переходом личного состава Государственной противопожарной службы в МЧС [СКРЫТО] (приказ от 24 мая 2003 г. №345 «Об утверждении учёта лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий») с введением положения (приложение к приказу), применялся одинаковым порядком по месту службы истца в пожарной части №7 ГУ «22 ОФПС по РБ».
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты.
В силу части 5 ст. 29 ЖК РСФСР (действовавший на момент трудовых отношений истца), основанием признания граждан нуждающимися в жилье (улучшении жилищных условий) законодатель определял проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан поселившихся в связи с обучением.
Статьёй 30 данного закона, учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по желанию граждан и по месту жительства. По правилам статьи 31, принятие на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан осуществлялось по месту работы – совместным решением администрации, профсоюзного комитета с принятием во внимание рекомендации трудового коллектива.
С принятием Жилищного Кодекса Российской Федерации (от 24.12.2004 года № 188-ФЗ), законодатель предусмотрел, что в случаях и порядке которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учёт не по месту своего жительства. В силу статьи 55, право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими таких помещений.
Порядок регулирования, Совет Министров РСФСР в отношении общежитий, закрепил «примерным положением об общежитиях» в Постановлении от 11 августа 1988 года № 328, которым определено, что преимуществом на получение жилой площади в общежитии пользуются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений в домах государственного и общественного жилого фонда, а также передовики и новаторы производства, другие рабочие и служащие в случаях установленных решением трудового коллектива (п. 10).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 N1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции постановлений Правительства РФ от 08.08.2003года № 475, от 14.11.2007г. №778, от 06.10.2011г. №824), которыми установлен единый порядок постановки на учет указанных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 7 данных Правил, одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений является проживание в общежитии и на служебной жилой площади.
Согласно пункту 12 Правил, ведение учета сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению со службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется как отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления, так и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации МЧС [СКРЫТО].
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 раздела III Указа Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС [СКРЫТО] в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет учет в системе МЧС [СКРЫТО] сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Указанный абзац введен Указом Президента РФ от 17 декабря 2010 года в редакции Указа Президента РФ от 30 сентября 2011года №1265.
Указом Президента Российской Федерации от 28 июня 1999 года №825 установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС [СКРЫТО] является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ N 153 от 21 марта 2006 года предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Согласно абзацу пятому подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В этом пункте правил указаны граждане уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста и продолжительностью службы более 10 лет.
Согласно пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
В силу пункта 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке представленных документов. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
Согласно пункту 22 Правил, основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Статус сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС [СКРЫТО] определен как категория граждан, перед которыми государство исполняет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Исполнение указанных государственных обязательств осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» посредством предоставления государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1050, которым утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы и подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», сотрудникам (гражданам) подобное право на ГЖС закреплено.
Согласно разделу II указанной подпрограммы гражданами - участниками подпрограммы являются, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции. При этом право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, к числу которых относятся, в том числе военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования; граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу раздела V подпрограммы основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина – участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенции.
Категории военнослужащих, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на участие в целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы и подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», перечислены в подпункте «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в соответствии с которым право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Таким образом, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, увольняемые (уволенные) со службы после 01 января 2005 года, имеют право на участие в подпрограмме, если они соответствуют требованиям, установленным подпунктом «а» пункта 5 Правил.
На основании приказа МЧС [СКРЫТО] от 25 июля 2011 года № 398 с 01 октября 2011 года функции уполномоченного органа МЧС [СКРЫТО] по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы возложены на федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - Госэкспертиза МЧС [СКРЫТО]).
В связи с изменением типа названного выше федерального государственного учреждения, осуществленного в силу требований Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», создано федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерациипо делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Приказом МЧС [СКРЫТО] от 17 октября 2011 года № 598 утвержден Устав федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее Учреждение), в силу п.2.2 которого Учреждение осуществляет на основе заданий МЧС [СКРЫТО] за счет средств федерального бюджета ведение учета в системе МЧС [СКРЫТО] военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС [СКРЫТО] сотрудников федеральной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец ФИО1 проходил службу в Государственной противопожарной службе МЧС [СКРЫТО] в период с 15.11.1985 по 31.01.2009 года. Уволен с должности старшего пожарного пожарной части №7 ГУ ОФПС по РБ по ст. 58 п. «З»(по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел РФ (приказ «22 отряд ФПС по РБ № 4-НС от 30.01.2009). Выслуга лет по состоянию на 31.01.2099 года составляет в календарном исчислении 25 лет 3 месяца 18 дней.
Перед увольнением со службы, будучи нуждающимся в жилье и состоящим на учёте по месту службы в пожарной части, истец обратился с заявлением в ГУ МЧС [СКРЫТО] по РБ на предмет выдачи жилищного сертификата.
Из представленных истцом документов следует, что он проживает по адресу в Уфе по ул. Ш.Руставели, дом4а, комната 9 в общежитии ведомства МЧС [СКРЫТО] (балансодержатель ФГКУ «22 ОФПС по РБ») составом семьи 5 человека.
Из материалов дела усматривается факт обращения истца 18 июня 2015 года, 12 августа 2015 года, 19 октября 2015 года в установленном порядке на предмет включения в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Указано основание п. 5 «а» Постановления Правительства РФ № 153 от 21.03.2006 года, как граждан, уволенные со службы (военной службы), общая продолжительность военной службы (службы) составляет 10 лет и более (25 лет 3 месяца 18 дней).
По сведениям регистрирующих органов в собственности ФИО1, его членов семьи квартира (квартиры) не значатся.
Решением жилищной комиссии ГУ МЧС [СКРЫТО] по РБ, оформленного протоколом №2 от 04 декабря 2015 года, ФИО1 отказано в признании участником подпрограммы в связи с несоответствием заявителя требованиям указанным в подпункте «а» 5 Правил выпуска и реализации Государственных жилищных сертификатов (приложение п. 7).
Из Единого списка личного состава, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий по ПЧ-7 ОГПС-22 МВД РБ на 1996 год, следует, что ФИО1 был принят на учёт в качестве очередника (на улучшение жилищных условий) по месту прохождения службы в 1988 году как не имеющий жилья.
Из содержания списков личного состава, состоящего в очереди на улучшение жилищных условий по ПЧ-7 ОГПС-22 МВД РБ на 2005 год, на 2011-2015 годы также следует, что ФИО1 был принят на учёт в качестве очередника (на улучшение жилищных условий) по месту прохождения службы.
Подлинность указанных выписок и их содержание подтверждены должностными лицами того периода, которые опрошены были в качестве свидетелей (ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ).
Суд находит достоверными данные внесенные относительно нуждающегося в жилье истца и его очерёдность в списках пожарной части №7 по месту службы с даты 01.11.1988.
Исследовав и оценив представленные доказательства, а также исходя из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства именно данного дела, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд находит основания для частичного удовлетворения заявленного иска, поскольку истец доказал обстоятельства, входящие в предмет доказывания по данному спору.
При этом, суд исходит из того, что до 2002 года сотрудники ГПС входили в состав МВД [СКРЫТО], где учет нуждающихся в жилье регламентировался Приказом №18 от 15 января 1996 года «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределении жилой площади в органах внутренних дел». В дальнейшем, этот приказ был распространен в МЧС [СКРЫТО] вплоть до 2012 года (см. приказ МЧС [СКРЫТО] №608 от 25.12.2002 г. п.78).
Суд считает, что до 01.03.2005 года учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся в соответствии с главой 1 раздела III Жилищного кодекса РСФСР и Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденных Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 №335 « О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР».
Законодатель определял, что учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию- также и по месту жительства (ст.30 ЖК РФ).
Согласно абз.2 ст.8 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года №69-ФЗ (в редакции до 01.01.2005 года), п.15 Положения о Государственной противопожарной службе МВД РФ, утвержденного Постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.08.1993 года №849 (действующего до 20.06.2005 года) предоставление жилой площади личному составу ГПС осуществлялось органами внутренних дел ( с 30.07.2002 территориальными органами МЧС [СКРЫТО] – органами, специально уполномоченными решать задачи ГО ЧС, в составе или в органе исполнительной власти субъекта РФ и органе местного самоуправления), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, охраняемыми объектами.
Принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получение жилого помещения) и обеспечение сотрудников ГПС жилыми помещениями осуществлялось в конкретных подразделениях Государственной противопожарной службы (отрядах ГПС, самостоятельных пожарных частях ГПС), в которых сотрудники проходили службу, в зависимости от источника содержания, должности, соответствующими органами власти или охраняемыми объектами.
Жилищно – бытовые комиссии создавались приказами начальников самостоятельных частей, что подтверждено и в ПЧ-7.
Судом проверено, что порядок учета сотрудников внутренних дел нуждающихся в получении жилья был определен приказом МВД РФ от 05.01.1996 года №18 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» (применялся в системе ГПС МЧС [СКРЫТО]). В силу названного приказа Министрам внутренних дел, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальникам региональных управлений по борьбе с организованной преступностью, лесных исправительно-трудовых учреждений, управлений внутренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел Восьмого главного управления, окружных управлений материально-технического и военного снабжения, образовательных учреждений МВД [СКРЫТО]: было предписано в т.ч.:
-производить перерегистрацию сотрудников, состоящих на учете для улучшения жилищных условий и обеспечения жильем;
-вести учет очередников по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений. Списки утверждать в январе каждого года после рассмотрения их на заседании ЖБК и вывешивать в доступном для ознакомления месте;
-включать принятых на учет в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которую вести как документ строгой отчетности по установленной форме.
Данный приказ в дальнейшем имел силу в подразделениях ГПС-ФПС системы МЧС на основании упомянутого Приказа МЧС [СКРЫТО] №608 от 25.12.2002 года вплоть до 2012 года.
Далее проходило реформирование ГПС и законодательное регулирование.
В 2004 году Указом Президента РФ было создано Главное управление МЧС [СКРЫТО] по РБ.
Согласно Указа Президента РФ от 11.07.2004 №868 «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и приказа МЧС РФ от 06.08.2004 года №372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» Главное управление МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан является территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
По содержанию раздела III пункта 12 пп. 11 (в ред. до декабря 2011 г.) Положения, Главное управление МЧС [СКРЫТО] по РБ организует учет военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников Главного управления и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке.
Ответчиками не представлено доказательств, что соответствующий учёт пожарных (граждан уволенных со службы) был прекращен в связи с передачей соответствующего делопроизводства ПЧ-7 непосредственно в Главное управление МЧС [СКРЫТО] по РБ и распорядительного документа об этом в суд не представлено.
Согласно п.3.1. совместного приказа МЧС [СКРЫТО] и МВД [СКРЫТО] от 31.01.2002 года №44/84 « О порядке обеспечения жилой площадью личного состава Государственной противопожарной службы» МЧС [СКРЫТО] было поручено принять необходимые меры по постановке с 1 января 2003 года личного состава ГПС МЧС [СКРЫТО] в списки очередников МЧС [СКРЫТО] с учетом времени его нахождения в очереди на получение жилой площади в МВД [СКРЫТО], МВД, ГУВД,УВД субъектов Российской Федерации.
Как видно из содержания списка очередников на получение жилых помещений на 10.06.2010 года в него включены 10 фамилий сотрудников 22 отряда ФПС по РБ.
Поскольку содержание данного Списка очередников на жильё противоречит положениям приказа МВД [СКРЫТО] № 18 от 05.01.1996 года «Об упорядочении учёта лиц, нуждающихся в улучшении жилищный условий, и распределении жилой площади в органах внутренних дел», у должностного лица не было правовых оснований утверждать Список по 22 отряду ОФПС [СКРЫТО] по РБ на дату 10.06.2010 года без учёта лиц (конкретно очередника ПЧ-7 [СКРЫТО] Д.Р.), состоящих в подобной очереди по месту службы в пожарной части №7.
В материалы дела представлена также копия списка очередников на получение жилых помещений на 01.01.2011 года в 1 экз. на 18 листах. Как видно из содержания Списка, в него включены 78 фамилий включая сотрудников ПЧ-7 из 22 отряда ФПС по РБ (выборочно). Список утверждён ВРиО начальника ГУ МЧС [СКРЫТО] по РБ Хисамутдиновым В.Ш. и согласно пояснений в суде представителя, иного Списка в Управлении не имеется. Поскольку содержание данного Списка очередников на жильё противоречит положениям приказа МВД [СКРЫТО] № 18 от 05.01.1996 года «Об упорядочении учёта лиц, нуждающихся в улучшении жилищный условий, и распределении жилой площади в органах внутренних дел», у должностного лица ФИО14 не было правовых оснований утверждать сводный Список по ГУ МЧС [СКРЫТО] по РБ на дату 01.01.2011 года без учёта лиц (конкретно очередника ПЧ-7 ФИО1), состоящих в подобной очереди по месту службы в пожарной части №7.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует усматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Проанализировав обстоятельства дела с учетом приведенных выше норм права, суд признает ФИО1 соответствующим подпункту «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных' сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, нуждающимся в получении жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством РФ и состоящим на учете в федеральном органе исполнительной власти - Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС [СКРЫТО]) по месту прохождения службы с 01.11.1988, а также признает незаконным решение жилищной комиссии Главного Управления МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан от 04 декабря 2015 года (по протоколу № 2) об отказе ФИО1 в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Удовлетворяя исковые требования в части обязания Главного управления МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан включить ФИО1, как нуждающегося в улучшении жилищных условий (или получении жилых помещений), в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, суд исходит из того, что после передачи функций жилищного учёта и обеспечения сотрудников МЧС [СКРЫТО], таковые возложены на жилищные комиссии созданные в центральном аппарате МЧС [СКРЫТО], региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главных управлениях МЧС [СКРЫТО] по субъектам Российской федерации, образовательных организациях высшего образования МЧС [СКРЫТО], учреждениях МЧС [СКРЫТО] центрального подчинения, Специальном управлении федеральной противопожарной службы № 3 МЧС [СКРЫТО], что следует из приказа МЧС от 05 июня 2015 года № 228.
Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами по делу, при исполнении приказа МЧС [СКРЫТО] №398 от 25.07.2011 года, материалы и документы с низовых подразделений пожарных частей и отрядов не были переданы по назначению, а это в свою очередь привело к недостоверной отчетности, в том числе по сотруднику ГПС ФИО1
ФИО1, как проходивший службу по категории младшего начсостава (в чине прапорщика) в пожарной части №7 Уфимского гарнизона был принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по рапорту-заявлению от 01 ноября 1988 года.
Письмом ФГКУ 22 отряд ФПС по РБ от 17.06.2015. подтверждается, что по состоянию на 2010 год ФИО1 состоит в списке сотрудников ПЧ-7, нуждающихся в улучшении жилищных условий и принятых на учет до 01 января 2005 года за номером «3».
Решением жилищно - бытовой комиссии ПЧ - 7, ранее имеющей статус самостоятельной военизированной пожарной части (СВПЧ - 7), истец был включен в список нуждающихся, что подтверждено выпиской из протокола №2 от 25 декабря 2004 года, более позднего периода, когда с созданием ГУ МЧС [СКРЫТО], таковой учёт также переходил в вышестоящие подразделения в рамках делопроизводств согласно Приказа МЧС [СКРЫТО] № 120. В новых редакциях приказов №№ 735, 670 «Об утверждении временной инструкции по делопроизводству в территориальных органах...», механизм одновременного учёта по одному и тому же направлению был сохранён. Отчасти, это связано с номенклатурой дел и их обязательным хранением в виде архива по месту предыдущего текущего производства.
Как следует из дела, причиной постановки в очередь явилось проживание сотрудника ФИО1 в общежитии с семьёй по <адрес>
Последующий переезд в комнату №9 общежития специализированного жилищного фонда при пожарной части №7 подтверждает принадлежность истца как бесквартирного и в силу положений Жилищного Кодекса РСФСР исключает его снятие с учёта по месту службы до реализации им права иметь постоянное жильё по нормативам предоставления при установленном статусе сотрудника Государственной противопожарной службы (ст. ст. 28 - 32 ЖК РСФСР).
Как следует из представленных документов, в ходе реорганизации ГПС МВД с передачей службы в МЧС [СКРЫТО] по Указу Президента РФ №1309 от 09.11.2001 года, на сотрудников было распространено Положение о службе (от 23.12.1992 года) и их деятельность была продолжена по нормативным актам МВД, о чём был издан специальный приказ № 608 от 25.12.2002 года «О применении в системе ГПС МЧС [СКРЫТО] приказов МВД [СКРЫТО]». Поскольку и МВД [СКРЫТО], и МЧС [СКРЫТО] являются федеральными органами исполнительной власти с разграничением полномочий, последующая учётность сотрудников ГПС по жилищному направлению не прерывалась. Это прямо указано в совместном Приказе № 44/84 МЧС/МВД [СКРЫТО], где порядок существующей очередности сотрудников до реализации права на жильё сохраняется (п. 3.1), а с 01 января 2003 года личный состав ГПС в списках очередников МЧС [СКРЫТО] учитывается временем нахождения в очереди по МВД [СКРЫТО].
Доказательств того, что ГУ МЧС [СКРЫТО] по РБ с 2004 года по настоящее время издавало бы в приказном порядке документы об истребовании жилищных дел из ПЧ-7 или ФГКУ «22 ОФПС по РБ» в материалах дела не имеется.
Согласно акта приема-передачи учетных дел б/н б/д фактически имеющееся учетное дело ФИО1 в установленном порядке от ФГКУ «22 ОФПС по РБ» не передавалось, а ГУ МЧС [СКРЫТО] по РБ не принималось, что также подтверждается выпиской из заключения о результатах служебной проверки ФГКУ «22 ОФПС по РБ» от 22.06.2015.
При таких обстоятельствах, суд считает исковые требования в части обязания ФГКУ «22 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан» делопроизводство по жилищному учёту ФИО1 по месту службы передать по описи в Главное управление МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан, а Главное управление МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан принять делопроизводство по учёту нуждающегося в улучшении жилищных условий ФИО1. законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, оценив в совокупности доказательства, собранные по делу, установленные по делу фактические обстоятельства, разрешая по существу спор, возникший между сторонами, суд, исходя из того, что материалами дела не подтверждено нарушение прав истца ответчиком Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствии, приходит к выводу об отказе удовлетворении заявленных ФИО1 исковых требований в части обязания Министерства предоставить истцу жилищный сертификат в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы в планируемом 2017 году.
Также суд отказывает в удовлетворении исковых требований об обязании ФКУ «Управление капитального строительства МЧС [СКРЫТО]» актуализировать сведения в базе данных ИАС «Жильё МЧС Российской Федерации» в отношении ФИО1, поскольку допустимых и относимых доказательств тому, что ФИО1 действительно уже был в установленном порядке включен в базу данных ИАС «Жильё МЧС Российской Федерации» и необходимо лишь актуализировать ее сведения, суду в нарушение ст. 56 ГПК не представлено, а судом не добыто. Наоборот, согласно представленного списка по состоянию на 05.04.2016. ФИО1 в базе данных ИАС «Жильё МЧС Российской Федерации» не числится.
В силу со ст. 94, 98 ГПК РФ подлежат взысканию судебные расходы, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В связи с чем, в пользу истца подлежат взысканию с Федерального государственного казенного учреждения «22 отряд федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан» судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 75 руб., расходы на получение выписки 106, 25 руб., с Главного Управления МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан - судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 225 руб., расходы на получение выписки 318, 75 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 254-258 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к Главному управлению МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан, Федеральному Государственному казенному учреждению «22 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан» о защите жилищных прав и признании права на жилищный сертификат удовлетворить частично.
Обязать Федеральное государственное казенное учреждение «22 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан» делопроизводство по жилищному учёту ФИО1 по месту службы передать по описи в Главное управление МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан с оформлением акта, включив в него архивные материалы структурного подразделения ПЧ-7, в объеме имеющихся, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Главное управление МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан принять делопроизводство по учёту нуждающегося в улучшении жилищных условий ФИО1 с оформлением акта приёма-передачи.
Признать ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоящим на учёте по месту службы в федеральном органе исполнительной власти МЧС [СКРЫТО] по территориальности Республика Башкортостан с 01 ноября 1988 года.
Признать незаконным решение жилищной комиссии Главного Управления МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан от 04 декабря 2015 года (по протоколу № 2) об отказе ФИО1 в признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Признать ФИО1. соответствующим подпункту «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Обязать Главное управление МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан включить ФИО1, как нуждающегося в улучшении жилищных условий, в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы.
Признать за ФИО1 право на получение государственного жилищного сертификата в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2015- 2020 годы, на состав семьи 5 человек.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральному казенному учреждению «Управление капитального строительства МЧС [СКРЫТО]» отказать.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения «22 отряд Федеральной противопожарной службы по Республике Башкортостан» в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 75 руб., расходы на получение выписки 106, 25 руб.
Взыскать с Главного Управления МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 225 руб., расходы на получение выписки 318, 75 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Председательствующий Р.Р. Зайдуллин
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.