Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 04.02.2015 |
Дата решения | 31.03.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Зайдуллин Р.Р. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 9dc618d4-e280-3e02-abea-76a4bbf0ad81 |
Дело № 2-2587/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 марта 2015 г. г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р., при секретаре Валинуровой Г.Ш., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2 об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, ссылаясь на то, что являются долевыми сособственниками индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Уфа, Кировский район, <адрес> Б. Соблюдая заявительный порядок приобретения земельного участка в общую долевую собственность, ДД.ММ.ГГГГ они совместно обратились в Администрацию ГО г. Уфа с просьбой в месячный срок со дня поступления заявления подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, <адрес> в общую долевую собственность. Письмом № Х-12136 от ДД.ММ.ГГГГ Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказано истцам в предоставлении испрашиваемого участка в собственность, сославшись на наличие на испрашиваемом земельном участке еще одного дома.
Согласно уточненным исковым требованиям истцы просят обязать Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:011012:3, площадью 874+/-10 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, район Кировский, <адрес>, о передаче указанного земельного участка ФИО3 в 3/4 доли, ФИО2 в 1/4 доли, по цене, установленной законодательством на момент подачи заявления в Администрацию ГО г. Уфа РБ и направить его истцам в месячный срок
Истцы ФИО1, ФИО2 в суд не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом и своевременно, суду представлено заявление о рассмотрение дела в их отсутствии.
Представитель истцов –ФИО5, действующая по доверенности, исковые требования поддержала, просила удовлетворить по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - Администрации ГО г.Уфа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Выслушав представителей сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции действующей в момент возникновения спорных правоотношений), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица – собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов – подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу – собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Как следует из материалов дела, 3/4 доли в праве собственности домовладения, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, принадлежит ФИО1, на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, выданного нотариусом г. Уфы Республики Башкортостан ФИО6, реестровый номер 1-40, и на основании Договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенного заместителем старшего нотариуса Первой Уфимской Государственной нотариальной конторы ФИО7, реестровый номер 3-376, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии <адрес>.
1/4 доли в праве общей долевой собственности указанного домовладения принадлежит ФИО2 на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, выданного нотариусом г. Уфы Республики Башкортостан ФИО6, реестровый номер 1-40, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности серии <адрес>.
Соблюдая изложенный выше заявительный порядок приобретения земельного участка в общую долевую собственность, ДД.ММ.ГГГГ они совместно обратились в Администрацию ГО г. Уфа с просьбой в месячный срок со дня поступления заявления подготовить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, <адрес> в общую долевую собственность.
Письмом № Х-12136 от ДД.ММ.ГГГГ Управление по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отказано истцам в предоставлении испрашиваемого участка в собственность.
Данный отказ в предоставлении земельного участка суд находит необоснованным исходя из следующего.
Согласно ст. 56.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю.
Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», однако доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю ответчиком суду не представлено.
Согласно п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ.
Согласно п. 8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 561, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Между тем, ответчиком не представлено доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю.
В материалах дела имеется уведомление об отсутствии сведений в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок. В кадастровом паспорте спорного земельного участка сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд также отсутствуют.
Следовательно, установленный порядок резервирования земель для муниципальных нужд не соблюден, факт невозможности передачи в собственность вышеуказанного земельного участка в связи с его резервированием ответчиком не доказан.
Кроме того, пункт 4 статьи 28 ЗК РФ предусматривает возможность отказа гражданам в передаче земельного участка в собственность при резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд в случае первичного предоставления земельного участка для целей строительства, а не в случае изменения титула прав на земельный участок для граждан, проживающих в принадлежащем им на праве собственности доме, расположенном на этом земельном участке.
В данном же случае земельный участок уже был первоначально предоставлен, для строительства не испрашивается.
Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные скверы, бульвары).
Исходя из системного толкования приведенных норм, красные линии обозначают территории двух видов: земель общего пользования и земель, на которых расположены линейные объекты. В то же время п. 12 ст.85 предусматривает запрет на приватизацию только в отношении первого вида - земель общего пользования. При этом данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N11-В09-19).
Между тем, каких либо объектов общего пользования занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования на спорном земельном участке не имеется. На спорном участке расположен жилой дом и хозяйственные строения истца.
Месторасположение земельного участка не создает препятствий и не нарушает права и законные интересы других лиц на пользование необходимыми объектами общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами.
При этом из положений статей 41, 42, 43 Градостроительного кодекса РФ следует, что существующие красные линии, а также линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, подлежат нанесению и выделению на утвержденном в установленном порядке проекте планировке территории, являющимся основой для разработки проектов межевания территорий.
Согласно пункту 4.1 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", принятой Постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N 18-30, проект красных линий является составной и утверждаемой частью проекта планировки, входящей в состав градостроительной документации.
Однако документы государственного кадастрового учета не содержат сведении о том, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, а также, что данный земельный участок (либо его часть) имеет правовой режим земель общего пользования.
В связи с вышеизложенным правовых оснований для отказа в предоставлении в собственность земельного участка у ответчика не имелось.
В соответствии со ст. 1.1. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления. Порядок определения цены этих земельных участков, их оплаты устанавливается в отношении:
1) земельных участков, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;
2) земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, - органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
3) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, - органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 1.2. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» цена земельных участков, указанных в пункте 1.1 настоящей статьи, не может превышать их кадастровую стоимость. До установления Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления порядка определения цены земельного участка эта цена устанавливается в размере его кадастровой стоимости.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ст. 445 ГК РФ если сторона, для которой заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии с п. 1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не доказано, что спорный Земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", в связи с чем отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка и по данному основанию нельзя признать законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2 об обязании Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 02:55:011012:3, площадью 874+/-10 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка; почтовый адрес ориентира: Республика Башкортостан, г. Уфа, район Кировский, <адрес>, о передаче 3/4 доли указанного земельного участка ФИО3, 1/4 доли - ФИО2, по цене, установленной законодательством на момент подачи заявления в Администрацию ГО г. Уфа РБ, и направить его ФИО3, ФИО2 в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Председательствующий Р.Р. Зайдуллин
Решение суда принято в окончательной форме 05.04.2015.