Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 02.02.2015 |
Дата решения | 11.03.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Зайдуллин Р.Р. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | c49e9394-c079-3a0b-971a-846999eb286f |
Дело №2-2557/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2015г. г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р.
при секретаре Валинуровой Г.Ш.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по иску ФИО2, ФИО1 к ФИО3 округа город Уфа Республики Башкортостан о обязании подготовить проект договора купли-продажи на земельный участок по адресу: г.Уфа, <адрес>, и направить его истцам для подписания,
у с т а н о в и л:
Истцы обратились в суд с иском (с последующими уточнениями) к ФИО3 округа город Уфа Республики Башкортостан обязании подготовить проект договора купли-продажи на земельный участок по адресу: г.Уфа, <адрес>, и направить его истцам для подписания, в обоснование указав, что истцы являются сособственниками жилого дома, расположенного на вышеуказанном земельном участке.
Истцы на судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, суду представили ходатайство о рассмотрении дела без их участия со своим представителем ФИО5
Представитель истцов ФИО5 исковые требования поддержала полностью, просила их удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении (с последующими уточнениями).
Представитель ответчика ФИО3 ГО г. Уфы ФИО6 на судебном заседании просила удовлетворении иска отказать.
Выслушав участников процесса, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции действующей в момент возникновения спорных правоотношений), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора, либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно п. 8 «Положения о резервировании земель», утвержденного Постановлением Правительства от 22 июля 2008 г. N 561, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно п. 9 «Положения о резервировании земель», утвержденного Постановлением Правительства от 22 июля 2008 г. N 561, государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Судом установлено, что ФИО1, ФИО2 являются сособственниками по 1/2 доли в праве общей долевой собственности на домовладение, расположенное по адресу: г.Уфа, <адрес>, что подтверждается свидетельствами ГРП <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с целью оформления права долевой собственности на земельный участок, по договору купли-продажи.
Истцам дан ответ Управлением по Земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № Л № от ДД.ММ.ГГГГ года, в котором указано, что часть данного земельного участка расположена в границах красных линий, вследствие чего предоставление данного земельного участка в собственность не предоставляется возможным.
Доводы ответчика о нахождении испрашиваемого участка в границах утвержденных красных линий судом признаются несостоятельными в силу следующего.
Согласно положениям подпунктов 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территории общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Территории общего пользования- территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные скверы, бульвары).
Исходя из системного толкования приведенных норм, красные линии обозначают территории двух видов: земель общего пользования и земель, на которых расположены линейные объекты. В то же время п. 12 ст.85 предусматривает запрет на приватизацию только в отношении первого вида - земель общего пользования. При этом данная норма не допускает приватизации земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования. (Определение Верховного Суда РФ от 27.10.2009 N11-В09-19).
Между тем, каких либо объектов общего пользования занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования на спорном земельном участке не имеется. На спорном участке расположен жилой дом и хозяйственные строения истца.
Месторасположение земельного участка не создает препятствий и не нарушает права и законные интересы других лиц на пользование необходимыми объектами общего пользования в соответствии с градостроительными нормативами.
При этом из положений статей 41, 42, 43 Градостроительного кодекса РФ следует, что существующие красные линии, а также линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, подлежат нанесению и выделению на утвержденном в установленном порядке проекте планировке территории, являющимся основой для разработки проектов межевания территорий.
Согласно пункту 4.1 Инструкции "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации", принятой Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N18-30, проект красных линий является составной и утверждаемой частью проекта планировки, входящей в состав градостроительной документации.
Однако документы государственного кадастрового учета не содержат сведении о том, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, а также, что данный земельный участок (либо его часть) имеет правовой режим земель общего пользования.
Между тем, доказательств того, что испрашиваемый земельный участок входит в число земельных участков, подлежащих изъятию и в соответствии с земельным законодательством не может быть предоставлен в собственность, ответчиком не представлено.
Действующее законодательство не содержит запрета на приватизацию земельных участков, на которых проектами планировки территорий только планируется размещение каких-либо объектов, позволяющих отнести земельные участки к землям общего пользования. Единственным исключением из этого правила является резервирование таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд, согласно п.1 ст.70.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке установленном ФЗ от 21.07.1997г. № 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.
Каких либо ограничений прав, предусмотренных ст. 56 ЗК РФ, установленных органами государственной власти местного самоуправления, для указанного участка не зарегистрировано.
Таким образом ФИО1 и ФИО2 как собственники жилого дома, расположенного на земельном участке по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, <адрес>, имеют право приобрести указанный земельный участок в долевую собственность, согласно долям в домовладении, путем выкупа, а именно заключив договор купли-продажи земельного участка, в связи с этим исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 Гражданского Процессуального Кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2, ФИО1 к ФИО3 округа город Уфа Республики Башкортостан о понуждении подготовить проект договора купли-продажи на земельный участок удовлетворить.
ФИО3 округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №:№:№:№, с разрешенным использованием: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, по адресу: по адресу: г.Уфа, <адрес>, площадью 979 +/- 11 кв.м. и направить его для подписания ФИО2, ФИО1 по 1/2 доли каждому, по цене, установленной в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Председательствующий Р. Р. Зайдуллин
Решение суда принято в окончательной форме 16.03.2015.