Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 17.10.2014 |
Дата решения | 13.03.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Абдрахманова Л.Н. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 8ee2a579-06b6-323f-8b6c-a0d2710bdd51 |
Дело № 2-234/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2015 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе:
судьи Абдрахмановой Л.Н.,
при секретаре Хакимовой Г.З.,
с участием истца ФИО1, его представителя ФИО10,
представителя ФГКУ «22 ОФПС по РБ» ФИО11,
представителя ГУ МЧС [СКРЫТО] по РБ ФИО13,
представителя от ПРЦ МЧС [СКРЫТО] и МЧС [СКРЫТО] ФИО12,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, его структурам и должностным лицам в сфере учёта, жилищного обеспечения о защите жилищных прав, признании незаконными действия, обязании включения заявителя в список на получение ГЖС в 2015 году с отменой решения ФКУ «Управления ФИО8 и жилищного обеспечения МЧС [СКРЫТО]» от ДД.ММ.ГГГГ протокол № 12,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО1 обратился в суд с указанным иском, с учётом дополнений в порядке ст. 39 ГПК РФ в обосновании указав, что проходил службу аттестованным сотрудником Государственной противопожарной службы в период с 1986 по 2011 годы в подразделении самостоятельной военизированной пожарной части № УПО МВД БАССР в качестве пожарного и был уволен в соответствии с пунктом «Б» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (по предельному возрасту), с момента поступления на службу до настоящего времени проживает с семьёй на условиях найма служебного помещения в виде комнаты площадью 10,9 м2 в общежитии при пожарной части № 7. Жильё ведомственное, наймодателем является в качестве правоприемника ФГКУ «22 ОФПС по РБ». Истец и члены его семьи в собственности жилья не имеют. В период службы, как нуждающийся ФИО1 был принят на учёт в 1995 году по месту службы, включён в Список, в 2010 году собрал и представил в ГУ МЧС [СКРЫТО] по РБ заявление с документами подтверждения на участие в подпрограмме получения государственного жилищного сертификата (от ДД.ММ.ГГГГ года).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил пакет документов с заявлением в ФКУ «Управления ФИО8 и жилищного обеспечения МЧС [СКРЫТО]» (приволжский филиал в <адрес>), как нуждающийся в жилье, для включения в список на получение жилищного сертификата в рамках подпрограммы 2011-2015 года.
Получив официальное решение комиссии ФКУ «Управления ФИО8 и жилищного обеспечения МЧС [СКРЫТО]» (приволжский филиал в <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ года) об отказе включения ФИО1 в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан установленных федеральным законодательством», истец с ним не согласился, обратился в суд и с учётом на дату рассмотрения просит:
- Признать незаконным решение Главного Управления МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан об отказе включения в Акт по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в качестве нуждающегося в получении жилого помещения для внесения в реестр ФИО8 МЧС [СКРЫТО] и ее Приволжский филиал.
- Признать ФИО1 нуждающимся в получении жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и состоящим на учете в федеральном органе исполнительной власти – Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС [СКРЫТО]) по месту прохождения службы с даты ДД.ММ.ГГГГ.
- Признать незаконным решение комиссии ФКУ «Управление ФИО8 и жилищного обеспечения МЧС [СКРЫТО]» (приволжский филиал) от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ года) об отказе включения ФИО1 в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством».
- Обязать ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» включить ФИО1 в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы для получения государственного жилищного сертификата.
В остальной части требований истец отказался, о последствиях чего ФИО1 разъяснено в порядке ст. 220 ГПК РФ.
Представитель ответчика ФГКУ «22 ОФПС по РБ» оставила вопросы на усмотрение суда, официальным письмом № от ДД.ММ.ГГГГ подтвердила решение ЖБК отряда от ДД.ММ.ГГГГ о праве заявителя на государственный жилищный сертификат.
Представитель ответчика ГУ МЧС [СКРЫТО] по РБ представил письменное возражение и просил в иске отказать полностью.
Представитель ответчиков ПРЦ МЧС [СКРЫТО], МЧС [СКРЫТО] представил письменное возражение, просил в иске отказать полностью, указал на неправильный способ защиты истцом своих прав.
Представитель ответчика ФКУ «Управления ФИО8 и жилищного обеспечения МЧС [СКРЫТО]» (приволжский филиал) в судебное заседание не явился, представил возражение и просил рассмотреть дело в его отсутствии с высылкой решения после его изготовления почтой.
При таких обстоятельствах, а также в силу статьи 167 гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав объявления истца ФИО1, его представителя ФИО10, представителей ответчиков ФГКУ «22 ОФПС по РБ», ПРЦ МЧС [СКРЫТО], МЧС [СКРЫТО], ФИО11, ФИО13, ФИО12, изучив письменные возражения сторон ответчиков, опросив свидетелей по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 1,3 статьи 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По установленным правилам, лица из числа сотрудников не обеспеченные жильем на момент прекращения службы, не могут быть сняты с очереди по месту службы или исключены из Списков.
Законодатель данный порядок закрепил в статье 55 ЖК РФ указав, что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения или жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия с учета (ст.56 ЖК РФ).
В системе действующих нормативно - правовых актов данный порядок был закреплен в развитие ст. 40 Конституции РФ, непосредственно приказом МВД – МЧС [СКРЫТО] № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жилой площадью личного состава ГПС», когда была сохранена существующая очерёдность, а также распространены правовые акты МВД [СКРЫТО].
Индивидуальный учёт сотрудников не изменился и с переходом личного состава Государственной противопожарной службы в МЧС [СКРЫТО] (приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении учёта лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий») с введением положения (приложение к приказу), применялся одинаковым порядком по месту службы истца в пожарной части № ГУ «22 ОФПС по РБ».
ФИО3 части 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты.
В силу части 5 ст. 29 ЖК ФИО2 (действовавший на момент трудовых отношений истца), основанием признания граждан нуждающимися в жилье (улучшении жилищных условий) законодатель определял проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан поселившихся в связи с обучением.
Статьёй 30 данного закона, учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по желанию граждан и по месту жительства. По правилам статьи 31, принятие на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан осуществлялось по месту работы – совместным решением администрации, профсоюзного комитета с принятием во внимание рекомендации трудового коллектива.
С принятием Жилищного Кодекса Российской Федерации (от ДД.ММ.ГГГГ № 188-ФЗ), законодатель предусмотрел, что в случаях и порядке которые установлены законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учёт не по месту своего жительства. В силу статьи 55, право состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими таких помещений.
Порядок регулирования, ФИО2, в отношении общежитий, закрепил «примерным положением об общежитиях» в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ № 328.
Нормоиздатель определил, что преимуществом на получение жилой площади в общежитии пользуются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений в домах государственного и общественного жилого фонда, а также передовики и новаторы производства, другие рабочие и служащие в случаях установленных решением трудового коллектива (п. 10).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (в редакции постановлений Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 475, от 14.11.2007г. №778, от 06.10.2011г. №824), которыми установлен единый порядок постановки на учет указанных категорий граждан, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с подпунктом «ж» пункта 7 данных Правил, одним из оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений является проживание в общежитии и на служебной жилой площади.
ФИО3 пункту 12 Правил, ведение учета сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению со службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется как отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления, так и территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации МЧС [СКРЫТО].
В соответствии с подпунктом 4 пункта 8 раздела III Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» МЧС [СКРЫТО] в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет учет в системе МЧС [СКРЫТО] сотрудников федеральной противопожарной службы, признанных в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Указанный абзац введен ФИО3 РФ от ДД.ММ.ГГГГ в редакции ФИО3 РФ от ДД.ММ.ГГГГ №1265.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение постоянным жильем увольняемых со службы сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС [СКРЫТО] является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
Постановлением Правительства РФ N 153 от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
ФИО3 абзацу пятому подпункта "а" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы, правом на участие в подпрограмме по выдаче государственных жилищных сертификатов обладают сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. В этом пункте правил указаны граждане уволенные с военной службы (службы) по достижении ими предельного возраста и продолжительностью службы более 10 лет.
ФИО3 пункту 18 Правил, выдачу сертификатов гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпункте "а" пункта 5 настоящих Правил, осуществляют федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба).
В соответствии с пунктом 19 Правил выпуска и реализации ГЖС, для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением указанных в подпункте "а" данного пункта документов.
В силу пункта 21 Правил, органы исполнительной власти организуют работу по проверке представленных документов. По результатам проверки принимается решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником подпрограммы. В случае признания гражданина участником подпрограммы на него заводится учетное дело, которое содержит документы, явившиеся основанием для такого решения.
ФИО3 пункту 22 Правил, основаниями для отказа в признании гражданина участником подпрограммы являются:
а) несоответствие гражданина требованиям, указанным в соответствующем подпункте пункта 5 настоящих Правил;
б) непредставление или неполное представление документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета.
Статус сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС [СКРЫТО] определен как категория граждан, перед которыми государство исполняет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Исполнение указанных государственных обязательств осуществляется в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» посредством предоставления государственных жилищных сертификатов.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №1050, которым утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011 - 2015 годы и подпрограмма «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», сотрудникам (гражданам) подобное право на ГЖС закреплено.
ФИО3 разделу II указанной подпрограммы гражданами - участниками подпрограммы являются, в том числе граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и принявшие решение участвовать в подпрограмме, обеспечение жилыми помещениями которых осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по выбору гражданина в форме предоставления жилого помещения (в собственность бесплатно или по договору социального найма), приобретенного (построенного) за счет субвенции, либо единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения за счет субвенции. При этом право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, к числу которых относятся, в том числе военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке, нуждающимися в жилых помещениях, а также граждане, подлежащие отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования; граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу раздела V подпрограммы основным механизмом реализации подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина – участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета на приобретение жилого помещения. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, которые до ДД.ММ.ГГГГ были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе путем предоставления единовременной денежной выплаты, будет осуществляться органами государственной власти субъектов Российской Федерации за счет финансового обеспечения, предоставляемого из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субвенции.
Категории военнослужащих, сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подлежащих увольнению с военной службы, и приравненных к ним лиц, имеющих право на участие в целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы и подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», перечислены в подпункте «а» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, в соответствии с которым право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники Государственной противопожарной службыМинистерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно - штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.
Таким образом, сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, увольняемые (уволенные) со службы после ДД.ММ.ГГГГ, имеют право на участие в подпрограмме, если они соответствуют требованиям, установленным подпунктом «а» пункта 5 Правил.
На основании приказа МЧС [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ функции уполномоченного органа МЧС [СКРЫТО] по жилищному обеспечению сотрудников федеральной противопожарной службы возложены на федеральное государственное учреждение «Государственная экспертиза в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности» Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ФИО8 МЧС [СКРЫТО]).
В связи с изменением типа названного выше федерального государственного учреждения, осуществленного в силу требований Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», создано федеральное казенное учреждение «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерациипо делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Приказом МЧС [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Устав федерального казенного учреждения «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее Учреждение), в силу п.2.2 которого Учреждение осуществляет на основе заданий МЧС [СКРЫТО] за счет средств федерального бюджета ведение учета в системе МЧС [СКРЫТО] военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС [СКРЫТО] сотрудников федеральной противопожарной службы, подлежащих обеспечению государственными жилищными сертификатами с последующей их выдачей.
Следовательно, за счёт средств федерального бюджета в текущем периоде реализация прав граждан, к коим относится заявитель ФИО1, предусмотрена постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № с утверждением федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец ФИО1 проходил службу старшим прапорщиком внутренней службы в качестве командира отделения ПЧ-7 ФГКУ «22 ОФПС по РБ» и имеет выслугу 27 лет 03 месяца 07 дней. Уволен по пункту «Б» статьи 58 (по достижению предельного возраста) положения о службе в ОВД РФ ФИО3 приказа ГУ «22 ОФПС по РБ» № 22-НС от ДД.ММ.ГГГГ года.
Перед увольнением со службы, будучи нуждающимся в жилье и состоящим на учёте по месту службы в пожарной части, обратился с заявлением по команде в ГУ МЧС [СКРЫТО] по РБ, ПРЦ МЧС [СКРЫТО] на предмет выдачи жилищного сертификата, поскольку решением ЖБК отряда ему это право подтвердили.
Из представленных истцом документов следует, что он проживает по адресу в Уфе по <адрес>, комната 8 в общежитии ведомства МЧС [СКРЫТО] (балансодержатель ФГКУ «22 ОФПС по РБ») составом семьи 4 человека, ему открыт лицевой счёт 089.
Из целостности представленного ответчиком ФКУ «Управления ФИО8 и жилищного обеспечения МЧС [СКРЫТО]» в подлинниках и нотариально заверенных копиях учётного материала (дела) по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (истребовано судом в процессе рассмотрения дела), усматривается факт обращения ФИО1 в установленном порядке на предмет включения в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Указано основание п. 5 «а» Постановления Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ года, как граждан, уволенные со службы (военной службы), общая продолжительность военной службы (службы) составляет 10 лет и более (27 лет 03 месяца 07 дней).
По сведениям Росстата по РБ в собственности ФИО1, членов семьи квартира (квартиры) не значатся.
Из содержания выписки из протокола заседания жилищной комиссии ПЧ-7 ОГПС-22 МЧС РБ № от ДД.ММ.ГГГГ явствует, что жилищный учёт нуждающихся имел место быть по месту службы истца уже после передачи подразделений ГПС из МВД в МЧС [СКРЫТО] и это подтверждено сторонами по делу.
Из другой выписки № от ДД.ММ.ГГГГ протокола ЖБК ГУ «22 ОФПС по РБ» усматривается, что ФИО1 проживает совместно с семьей в служебном помещении по адресу г. Уфа, <адрес> (ПЧ-7) в комнате № 8, общей площадью 10.9 м2.
Встал на очередь нуждающихся в ПЧ-7 в 1995 году, был в списке за № 25, в настоящее время состоит в списке нуждающихся на улучшение жилищных условий за № и действительно может участвовать в программе «ГЖС».
Подлинность указанных выписок и их содержание подтверждены должностными лицами того периода, которые опрошены были в качестве свидетелей (ФИО14, ФИО15, ФИО16).
Суд находит достоверными данные внесенные относительно нуждающегося в жилье истца и его очерёдность в списках пожарной части № по месту службы с даты ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, суд исходит из того, что, до 2002 года сотрудники ГПС входили в состав МВД [СКРЫТО], где учет нуждающихся в жилье регламентировался Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочнении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределении жилой площади в органах внутренних дел». В дальнейшем, этот приказ был распространен в МЧС [СКРЫТО] вплоть до 2012 года (см. приказ МЧС [СКРЫТО] № от ДД.ММ.ГГГГ п.78).
Суд считает, что до ДД.ММ.ГГГГ учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялся в соответствии с главой 1 раздела III Жилищного кодекса ФИО2 и Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ФИО2, утвержденных Постановлением Совмина ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № « О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в ФИО2».
Законодатель определял, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществлялся по месту работы, а по их желанию- также и по месту жительства (ст.30 ЖК РФ).
ФИО3 абз.2 ст.8 Федерального закона «О пожарной безопасности» от ДД.ММ.ГГГГ №69-ФЗ (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ года), п.15 Положения о Государственной противопожарной службе МВД РФ, утвержденного Постановлением ФИО2 – Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (действующего до ДД.ММ.ГГГГ года) предоставление жилой площади личному составу ГПС осуществлялось органами внутренних дел ( с ДД.ММ.ГГГГ территориальными органами МЧС [СКРЫТО] – органами, специально уполномоченными решать задачи ГО ЧС, в составе или в органе исполнительной власти субъекта РФ и органе местного самоуправления), органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, охраняемыми объектами.
Принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (получение жилого помещения) и обеспечение сотрудников ГПС жилыми помещениями осуществлялось в конкретных подразделениях Государственной противопожарной службы (отрядах ГПС, самостоятельных пожарных частях ГПС), в которых сотрудники проходили службу, в зависимости от источника содержания, должности, соответствующими органами власти или охраняемыми объектами.
Жилищно – бытовые комиссии создавались приказами начальников самостоятельных частей, что подтверждено и в ПЧ-7.
Судом проверено, что порядок учета сотрудников внутренних дел нуждающихся в получении жилья был определен приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об упорядочнении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» (применялся в системе ГПС МЧС [СКРЫТО]). В силу названного приказа ФИО2 внутренних дел, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальникам региональных управлений по борьбе с организованной преступностью, лесных исправительно-трудовых учреждений, управлений внутренних дел на транспорте, управлений (отделов) внутренних дел Восьмого главного управления, окружных управлений материально-технического и военного снабжения, образовательных учреждений МВД [СКРЫТО]: было предписано в т.ч.:
-производить перерегистрацию сотрудников, состоящих на учете для улучшения жилищных условий и обеспечения жильем;
-вести учет очередников по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное получение жилых помещений. Списки утверждать в январе каждого года после рассмотрения их на заседании ЖБК и вывешивать в доступном для ознакомления месте;
-включать принятых на учет в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которую вести как документ строгой отчетности по установленной форме.
Данный приказ в дальнейшем имел силу в подразделениях ГПС-ФПС системы МЧС на основании упомянутого Приказа МЧС [СКРЫТО] № от ДД.ММ.ГГГГ вплоть до 2012 года.
Далее проходило реформирование ГПС и законодательное регулирование.
В 2004 году ФИО3 РФ было создано Главное управление МЧС [СКРЫТО] по РБ.
ФИО3 РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» и приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий – органе, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» Главное управление МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан является территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
По содержанию раздела III пункта 12 пп. 11 (в ред. до декабря 2011 г.) Положения, Главное управление МЧС [СКРЫТО] по РБ организует учет военнослужащих, сотрудников, государственных служащих, работников Главного управления и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке. Однако, учёт в пожарных частях сотрудников вплоть до 2012 года никто не отменял. Ответчики не доказали, что соответствующий учёт пожарных (граждан уволенных со службы) был прекращен в связи с передачей соответствующего делопроизводства ПЧ-7 непосредственно в Главное управление МЧС [СКРЫТО] по РБ и распорядительного документа об этом в суд не представлено.
Как следует из официального ответа МВД по РБ № от ДД.ММ.ГГГГ (на постановленный вопрос об очередности нуждающихся в жилье сотрудников) исполнитель сообщает, «… ФИО3 п.3.1. совместного приказа МЧС [СКРЫТО] и МВД [СКРЫТО] от ДД.ММ.ГГГГ № « О порядке обеспечения жилой площадью личного состава Государственной противопожарной службы» МЧС [СКРЫТО] было поручено принять необходимые меры по постановке с ДД.ММ.ГГГГ личного состава ГПС МЧС [СКРЫТО] в списки очередников МЧС [СКРЫТО] с учетом времени его нахождения в очереди на получение жилой площади в МВД [СКРЫТО], МВД, ГУВД,УВД субъектов Российской Федерации…».
Как следует из выписки протокола № от ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссии ГУ «22 ОФПС по РБ» (о рассмотрении рапорта прапорщика внутренней службы ФИО1), члены комиссии, рассмотрев представленные документы, выяснили, что ФИО1 проживающий совместно с семьей в служебном помещении по адресу: г.Уфа, <адрес> (ПЧ-7) в комнате №8, общей площадью 10,9 м2 встал на очередь нуждающихся в ПЧ -7 в 1995 году, был в списке за №25, в настоящее время состоит в Списке нуждающихся на улучшение жилищных условий за № и действительно может участвовать в программе «ГЖС».
В материалы дела Ответчик ГУ МЧС [СКРЫТО] по РБ с сопроводительным письмом № от ДД.ММ.ГГГГ представил заверенную копию списка очередников на получение жилых помещений на ДД.ММ.ГГГГ в 1 экз. на 18 листах. Как видно из содержания Списка, в него включены 78 фамилий включая сотрудников ПЧ-7 из 22 отряда ФПС по РБ (выборочно). Список утверждён ВРиО начальника ГУ МЧС [СКРЫТО] по РБ ФИО17 и ФИО3 пояснений в суде представителя, иного Списка в Управлении не имеется. Поскольку содержание данного Списка очередников на жильё противоречит положениям приказа МВД [СКРЫТО] № от ДД.ММ.ГГГГ «Об упорядочении учёта лиц, нуждающихся в улучшении жилищный условий, и распределении жилой площади в органах внутренних дел», у должностного лица ФИО17 не было правовых оснований утверждать сводный Список по ГУ МЧС [СКРЫТО] по РБ на дату ДД.ММ.ГГГГ без учёта лиц (конкретно очередника ПЧ-7 ФИО1) состоящих в подобной очереди по месту службы в пожарной части №7.
При исследовании содержания приказа МЧС [СКРЫТО] № от ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с переформатированием внутреннего учёта лиц нуждающихся в жилых помещениях и реализации их прав через специальные положения, программы регулирующей выдачу государственных жилищных сертификатов стало известно о наличии в пожарных частях, входящих в структуру ФГКУ «22 ОФПС ГПС по РБ», официального Указания руководителя данного отряда от ДД.ММ.ГГГГ № (исп. ФИО18) ФИО3 содержания которого «Все документы по ЖБК (протоколы, списки нуждающихся в жилье лиц и др.) имеющиеся в подразделениях, передавались по акту приема-передач юрисконсульту ФГКУ «22 отряд ФПС по РБ в срок до ДД.ММ.ГГГГ».
В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует усматривать в контексте с п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При таких обстоятельствах суд считает, что датой принятия истца на учёт в качестве нуждающегося следует считать дату ДД.ММ.ГГГГ, как начало года когда определялась его очередность № по Списку по месту службы в ПЧ-7.
Для получения государственного жилищного сертификата гражданин – участник подпрограммы в период 1 января по 15 июля года, предшествующего планируемому, должен представить в учреждение или орган, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году. На основании указанных заявлений формируется список на планируемый год в соответствии с хронологической последовательностью, в какой граждане -участники подпрограммы, был поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений). Распределение объемов бюджетного финансирования осуществляется на основании утвержденного Правительством РФ графика выпуска и распределения сертификатов, выделенных на реализацию подпрограммы на планируемый год.
Данное требование ФИО1 выполнил подачей заявления в адрес ФКУ «Управления ФИО8 и жилищного обеспечения МЧС [СКРЫТО]» датой ДД.ММ.ГГГГ года, что данное учреждение подтвердило представленными подлинниками документов. В этой ситуации суд не усматривает препятствий в реализации ФИО1 его права на получение ГЖС на планируемый год.
Поскольку ни истец, ни представители ответчиков не подтвердили наличие Решения Главного Управления МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан об отказе включения в Акт по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в качестве нуждающегося в получении жилого помещения для внесения в реестр ФИО8 МЧС [СКРЫТО] и её Приволжский филиал, а само Решение не издавалось, суду не представлено в качестве оспариваемого документа органа власти, в данном требовании суд истцу (заявителю) отказывает за необоснованностью.
При этом суд исходит из того, что любое решение органов управления структур МЧС [СКРЫТО] об отказе считать ФИО1 нуждающимся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий) при фактическом проживании с семьей в общежитии ведомственного характера на площади 10,9 м2, будет противоречить закону и положениям ст. 55 ЖК РФ.
Суд принимает отказ истца от части исковых требований изложенных в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ с учётом позиции ответчиков и положений статей 39,173,220 ГПК РФ, а также отказ от судебных расходов и издержках заявителя которые он понёс в связи с обращением в суд по оплате госпошлины.
Принимая во внимание, что отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, суд находит возможным принять отказ от иска.
Последствия отказа от иска, предусмотренные ст. 220 ГПК РФ, разъяснены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 254-258 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 к ФГКУ «22 ОФПС по РБ», Главному Управлению МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан, Приволжскому региональному центру МЧС [СКРЫТО], ФКУ «Управления ФИО8 и жилищного обеспечения МЧС [СКРЫТО]», МЧС [СКРЫТО], Начальнику Приволжского регионального центра МЧС [СКРЫТО] ФИО4, Заместителю ФИО2 МЧС [СКРЫТО] ФИО5, удовлетворить частично.
Признать ФИО1 нуждающимся в получении жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации и состоящим на учете в федеральном органе исполнительной власти – Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС [СКРЫТО]) по месту прохождения службы с даты ДД.ММ.ГГГГ;
Признать незаконным решение комиссии ФКУ «Управление ФИО8 и жилищного обеспечения МЧС [СКРЫТО]» (приволжский филиал) от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ года) об отказе включения ФИО1 в Список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан установленных федеральным законодательством»;
Обязать ФКУ «Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» включить ФИО1 в список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы для получения государственного жилищного сертификата.
В части требований о признании незаконными действий ФГКУ «22 отряд ФПС по Республике Башкортостан, Главного Управления МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан, Приволжского регионального центра МЧС [СКРЫТО], МЧС [СКРЫТО],
- по сохранности учетного (жилищного) дела ФИО1 с постановкой на жилищный учет ДД.ММ.ГГГГ и ставшие причиной его утраты;
- в отказе в восстановлении учетного дела с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении;
- в отказе выдачи материалов расследований в связи с утратой документов по жилищному учету заявителя (ФИО1) в установленные законом сроки,
о признании незаконным решения Главного Управления МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан оформить Акт по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ лиц, нуждающихся в получении жилых помещений, как не предусмотренное содержанием приказа МЧС [СКРЫТО] № от ДД.ММ.ГГГГ «О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС [СКРЫТО], сотрудников федеральной противопожарной службы, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных формирований»; об обязании ФГКУ «22 отряд ФПС по Республике Башкортостан» и Главное Управление МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан восстановить учетное (жилищное) дело ФИО1 с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (нуждающегося в улучшении жилищных условий) с ДД.ММ.ГГГГ для передачи делопроизводства в порядке определенном в федеральном органе исполнительной власти – Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС [СКРЫТО]); о признании незаконными действия (бездействие) начальника территориального органа МЧС [СКРЫТО] – Приволжского регионального центра МЧС [СКРЫТО] ФИО4 в связи с невыполнением пункта 6 приказа МЧС [СКРЫТО]№ от ДД.ММ.ГГГГ в установленные сроки и непередачей делопроизводства нуждающегося в жилых помещениях ФИО1 ФИО8 МЧС [СКРЫТО] и ее Приволжскому филиалу; о признании незаконными действия (бездействия) заместителя ФИО2 МЧС [СКРЫТО] ФИО5 допустившего неисполнение пункта 8 Приказа МЧС [СКРЫТО] № от ДД.ММ.ГГГГ повлекшие нарушения прав и свобод ФИО1 с непередачей делопроизводства по его учёту нуждающегося в жилых помещениях ФИО8 МЧС [СКРЫТО] и её Приволжскому филиалу; о судебных расходах принять отказ истца от иска, производство по делу в указанной части прекратить в связи с отказом истца от иска.
В части требования о признании незаконным решения Главного Управления МЧС [СКРЫТО] по Республике Башкортостан об отказе включения в Акт по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в качестве нуждающегося в получении жилого помещения для внесения в реестр ФИО8 МЧС [СКРЫТО] и ее Приволжского филиала отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Кировский районный суд г. Уфы РБ.
Судья: подпись Л.Н. Абдрахманова
Копия верна: Судья: Л.Н. Абдрахманова
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ года.