Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 27.01.2016 |
Дата решения | 12.02.2016 |
Категория дела | - другие, возникающие из трудовых отношений |
Судья | Сиражитдинов И.Б. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 6b7b389c-4f56-3e9e-9d24-e1c112f71bc9 |
Дело № 2-1979/2016
Решение
Именем Российской Федерации
12 февраля 2016 года г. Уфа
Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Сиражитдинова И.Б., при секретаре ФИО3, с участием прокурора ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] РБ о признании приказа №-Д от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по совершенствованию деятельности Министерства [СКРЫТО] РБ» незаконным, его отмене, восстановлении на прежней должности, отмене дисциплинарного взыскания,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в Кировский районный суд г. Уфы с иском к Министерству [СКРЫТО] РБ о признании приказа о сокращении должности незаконным, восстановлении на работе.
В обоснование иска указала, что она работала на должности начальника отдела кадровой работы и государственной гражданской службы Министерства [СКРЫТО] РБ с ДД.ММ.ГГГГ в течение 16 лет.
Приказом Министра [СКРЫТО] РБ №-Д от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по совершенствованию деятельности Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан» упразднен отдел кадровой политики и государственной гражданской службы Минздрава РБ. Сокращена её должность начальника отдела и другие должности отдела, всего 7 ставок. Её увольнение и упразднение всего отдела с сокращением должностей считает незаконным.
Указывает, что нарушена процедура сокращения численности или штата работников организации, предусмотренная ст.ст. 180, 73, 82 ТК РФ.
При уведомлении ФИО1 о сокращении её должности ДД.ММ.ГГГГ ей не предложена вакантная должность. Таких предложений не поступило по ДД.ММ.ГГГГ (день подачи иска).
ДД.ММ.ГГГГ её уведомили о сокращении (упразднении отдела) только ФИО1, ФИО5, ФИО6, а других не уведомили до сих пор.
Приказами Министра [СКРЫТО] РБ №-Д от ДД.ММ.ГГГГ, №-Д от ДД.ММ.ГГГГ, №-Д от ДД.ММ.ГГГГ проведены сокращения численности отделов и штатных единиц, то есть идут массовые сокращения штатов в течение короткого времени. Однако такие процедуры сокращения штатов, по мнению истца, идут с нарушением требований ст. 82 ТК РФ.
Что же касается их отдела, то ранее в 2014 году был издан приказ министра [СКРЫТО] РБ в котором наоборот ставился вопрос об усилении отдела и на 2015 год штат с 5 единиц был увеличен до 7 единиц (приказ №-Д от ДД.ММ.ГГГГ). Затем, приказом №-Д от ДД.ММ.ГГГГ отдел кадровой политики и государственной гражданской службы численностью 7 единиц был сохранен, то есть их сокращение не было необходимым. Через 24 дня после вышеназванного приказа издается следующий, по сокращению штата отдела, резко и необоснованно меняющий кадровую политику Минздрава РБ.
В то же время, не было никаких распоряжений по министерству [СКРЫТО] РФ об упразднении отдела кадровой политики и государственной гражданской службы по РБ и другим регионам РФ.
За период работы в структуре Минздрава РБ она награждена Почетной грамотой Министерства [СКРЫТО] РФ, нагрудным знаком «Отличник [СКРЫТО] Республики Башкортостан», нагрудным знаком «Отличник [СКРЫТО] Министерства [СКРЫТО] и социального развития Российской Федерации», присвоено звание «Заслуженный врач Республики Башкортостан».
В то же время, в оспариваемом приказе, исполнение функций упраздненного отдела и её функций возложено на юридический отдел Минздрава РБ со штатной численностью 4 единицы.
Копию приказа о сокращении её должности она получила только ДД.ММ.ГГГГ после неоднократных письменных обращений, хотя уведомление было ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного просит суд приказ Министра [СКРЫТО] РБ №-Д от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по совершенствованию деятельности Министерства [СКРЫТО] РБ» отменить как незаконный. Восстановить её на прежней должности начальника отдела кадровой политики и государственной гражданской службы Минздрава РБ.
Впоследствии ФИО1 обратилась в суд с иском к Министерству [СКРЫТО] РБ о снятии дисциплинарного взыскания, в обосновании которого указала, что она приказом №-Л от ДД.ММ.ГГГГ принята на работу с ДД.ММ.ГГГГ на должность начальника отдела кадров Министерства [СКРЫТО] РБ. Приказом №-Л от ДД.ММ.ГГГГ на неё наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания с формулировкой «за ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него служебных обязанностей».
Наложение дисциплинарного взыскания считает необоснованным и незаконным, так как основанием для вынесения дисциплинарного взыскания не может являться её объяснительная записка (как это звучит в приказе).
В её объяснительной доходчиво указано, что согласно должностного регламента отдела кадров, организация выполнения плана Минздрава по антикоррупционной работе, проведение профилактической работы по предупреждению коррупционных и иных правонарушений, осуществление сбора, обработки, контроль за своевременным предоставлением государственными гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и расходах возложено на главного специалиста-эксперта отдела кадров ФИО7
Все недостатки, касающиеся кадровой работы, указанные в представлении прокуратуры РБ относятся к обязанностям ФИО7
С приказом о наложении на истца дисциплинарного взыскания она своевременно не была ознакомлена, о существовании данного приказа ей стало известно только ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного просит восстановить срок на обжалование наложенного дисциплинарного взыскания. Отменить наложенное на неё приказом №-Л от ДД.ММ.ГГГГ дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело № по иску ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] РБ о снятии дисциплинарного взыскания объединено с гражданским делом № по иску ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] РБ о признании приказа о сокращении должности незаконным, восстановлении на работе.
В судебном заседании истец ФИО1, её представители ФИО8, ФИО9 (доверенности в деле) заявленные исковые требования поддержали по доводам изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчика ФИО10, ФИО11 (доверенности в деле) исковые требования не признали, поддержали доводы, изложенные в возражении, приобщенные к материалам дела.
Третье лицо прокуратура РБ на судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, извещено надлежащим образом.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, учитывая, что материал проверки, затребуемый у третьего лица, суду представлен, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ, государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 5 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, в том числе федеральными законами, регулирующими особенности прохождения гражданской службы.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 22.11.2011 N 25-П, Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" исходит из того, что отношения, связанные с государственной гражданской службой, регулируются специальным законодательством, а положения законодательства о труде применяются к ним субсидиарно - в части, не урегулированной законодательством о государственной гражданской службе.
Как следует из части 1 статьи 56 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебная дисциплина на гражданской службе - обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.
Согласно ч. 1 ст. 57 указанного Закона за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить такое дисциплинарное взыскание, как замечание. В соответствии с ч. 4 ст. 58 Закона дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.
В соответствии со ст. ст. 58, 59 Закона перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка. Служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. Служебная проверка должна быть завершена не позднее чем через один месяц со дня принятия решения о ее проведении. Результаты служебной проверки сообщаются представителю нанимателя, назначившему служебную проверку, в форме письменного заключения. Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.
Из материалов дела следует, что приказом №-Л от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на работу с ДД.ММ.ГГГГ на должность начальника отдела кадров Министерства [СКРЫТО] РБ в порядке перевода из УфНИИ медицины труда и экологии человека.
ДД.ММ.ГГГГ отдел кадров переименован в отдел кадровой политики и государственной гражданской службы Министерства [СКРЫТО] РБ.
Приказом №-Л от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 наложено дисциплинарное взыскании в виде замечания за ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него служебных обязанностей.
Прокуратурой РБ на основании пункта 11 плана работы прокуратуры РБ на второе полугодие 2015 года, утвержденного прокурором РБ ДД.ММ.ГГГГ, проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в Министерстве [СКРЫТО] РБ.
По результатам проведенной проверки и.о. прокурора РБ ФИО12 в адрес Министерства [СКРЫТО] РБ внесено представление № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что при попустительстве начальника отдела кадрового обеспечения и государственной гражданской службы ФИО1, главного специалиста-эксперта названного отдела ФИО13, начальника юридического отдела ФИО11 и отсутствии должного контроля со стороны руководства Минздрава РБ в министерстве не приняты меры по противодействию коррупции, вследствие чего служащими и работниками подведомственных учреждений допускаются нарушения антикоррупционного законодательства.
Также в представлении указано, что причиной нарушений закона явились ненадлежащее исполнение служебных обязанностей начальником отдела кадрового обеспечения и государственной гражданской службы ФИО1, главным специалистом-экспертом названного отдела ФИО13, начальником юридического отдела ФИО11 по профилактике коррупционных и иных правонарушений в министерстве.
На основании чего и.о. прокурора РБ ФИО12 требует принять исчерпывающие меры к устранению и недопущению впредь выявленных нарушений законодательства. Привлечь к дисциплинарной ответственности всех виновных в допущенных нарушениях должностных лиц министерства, в том числе начальника отдела кадрового обеспечения и государственной гражданской службы ФИО1
Указанное представление не обжаловано сторонами в установленном законом порядке, доказательств обратного суду не представлено.
Приказом Минздрава РБ №-Д от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по проведению служебной проверки в связи с внесенным представлением.
В ходе служебной проверки ФИО1 дано объяснение, в котором она указывает, что в соответствии с должностным регламентом организация выполнения плана Минздрава по антикоррупционной работе, проведение профилактической работы по предупреждению коррупционных и иных правонарушений, осуществление сбора, обработки, контроль за своевременным предоставлением государственными гражданскими служащими сведений о доходах, имуществе и расходах возложена на главного специалиста-эксперта отдела ФИО13
Также указала, что в связи с выявленными замечаниями по работе ФИО13 обязуется взять под отдельный контроль выполнение плана по антикоррупционной работе.
По результатам служебной проверки составлено заключение от ДД.ММ.ГГГГ.в котором комиссия предложила привлечь к дисциплинарной ответственности ФИО1 начальника отдела кадровой политики и государственной гражданской службы в виде замечания.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии нарушений требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе РФ" при проведении служебной проверки, обоснованности привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности и выбора меры назначенного дисциплинарного взыскания.
К доводу истца о том, что наложение на неё дисциплинарного взыскания является необоснованным и незаконным, поскольку согласно должностного регламента организация выполнения плана Минздрава по антикоррупционной работе возложено на главного специалиста-эксперта отдела кадров ФИО13, суд относится критически в связи со следующим.
Согласно п. 3.2 Должностного регламента главного специалиста-эксперта отдела кадров Министерства [СКРЫТО] РБ, утвержденного министром [СКРЫТО] РБ ДД.ММ.ГГГГ, в должностные обязанности главного специалиста-эксперта входит в том числе организация выполнения плана Минздрава РБ по антикоррупционной работе в соответствии с нормативными актами.
Пунктом 1.4 указанного должностного регламента установлено, что главный специалист-эксперт работает непосредственно под руководством начальника отдела кадров.
Из должностного регламента начальника отдела кадров Минздрава РБ, утвержденного министром [СКРЫТО] РБ ДД.ММ.ГГГГ, следует, что начальник отдела кадров должен обеспечить оперативное и качественное выполнение отделом установленных заданий. Начальник отдела несет установленную законодательством ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей.
Из изложенного следует, что начальник отдела кадров обязан контролировать выполнение работы находящимися в его подчинении гражданскими служащими, в случае неисполнения данной обязанности начальник отдела несет установленную законодательством ответственность.
Кроме того, согласно плана противодействия коррупции Минздрава РБ на 2014-2015 гг., утвержденного приказом Минздрава РБ №-Д от ДД.ММ.ГГГГ, начальник ОКОиГГС (отдел кадровой политики и государственной гражданской службы) является ответственным за проведение проверок соблюдения государственными гражданскими служащими порядка прохождения государственной гражданской службы, в том числе соблюдения ограничений, предусмотренных законодательством (п. 4); организацию семинаров (тренингов), курсов повышения квалификации, стажировок для лиц, привлекаемых к осуществлению антикоррупционного мониторинга, проведению антикоррупционных экспертиз, других категорий служащих и представителей общественности, участвующих в реализации антикоррупционной политики (п. 5); мониторинг конкурсного замещения вакантных должностей, ротации кадров (п. 7); осуществление контроля за предоставлением гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы РБ, и государственными гражданскими служащими РБ сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, проведение проверок достоверности и полноты представленных сведений (при наличии оснований, предусмотренных законодательством) (п. 8); организация семинаров (тренингов), курсов повышения квалификации, стажировок для лиц, участвующих в антикоррупционной политики (п. 9); проведение проверок на предмет участия государственных гражданских служащих РБ в предпринимательской деятельности, управлении коммерческими организациями лично либо через доверенных лиц, оказания содействия физическим или юридическим лицам с использованием служебного положения (при наличии оснований, предусмотренных законодательством) (п. 10); проведение антикоррупционного мониторинга (п. 11).
Анализируя изложенное выше в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что в ходе рассмотрения дела не установлены факты нарушения ответчиком норм действующего законодательства, свидетельствующие о незаконности оспариваемого приказа о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде замечания, вина истицы в совершении приведенных выше дисциплинарных проступков подтверждается совокупностью исследованных судом и приведенных выше доказательств, в то время как доказательства обратного стороной истца суду представлены не были.
Процедура привлечения истицы к дисциплинарной ответственности также была соблюдена.
<данные изъяты>
Рассматривая требования истца об отмене приказа Министра [СКРЫТО] РБ №-Д от ДД.ММ.ГГГГ как незаконного, суд приходит к следующему.