Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 14.02.2017 |
Дата решения | 17.04.2017 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Рамазанова З.М. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | ae375448-0b59-38b6-b8dd-575e655a618e |
Дело № 2-2099/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 апреля 2017 года г.Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Рамазановой З.М.,
при секретаре ФИО4,
с участием представителя истца ФИО5 – ФИО8 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, №,
представителя истца ФИО2 – ФИО8 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, №,
представителя истца ФИО3 – ФИО8 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, №,
представителя ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ ФИО6 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, №,
представителя ответчика УЗИО Администрации ГО г. Уфа РБ - ФИО6 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, № Д-26,
представителя третьего лица ООО «Инвест Групп» - ФИО7 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, № б/н,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании произвести раздел земельного участка, поставить земельный участок на кадастровый учет, признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в суд с исковым заявлением к Администрации городского округа г. Уфа РБ, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ об обязании произвести раздел земельного участка, признании права собственности.
В обоснование иска указано на то, что в соответствии с договором передачи жилой квартиры в общую долевую собственность №б/н от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, является собственником 1/3 доли квартиры, общей площадью 40,3 кв.м, расположенной по адресу: г.Уфа, <адрес>.
В соответствии с договором передачи жилой квартиры в общую долевую собственность №б/н от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, является собственником 1/3 доли квартиры общей площадью 40,3кв.м., расположенной по адресу: г.Уфа, <адрес>.
В соответствии с договором дарения квартиры №б/н от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является собственником квартиры общей площадью 53.2 кв.м, расположенной по адресу: г.Уфа, <адрес>.
В соответствии с договором передачи жилой квартиры в общую долевую собственность №б/н от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 является собственником 1/3 доли квартиры обшей площадью 40,3 кв.м., расположенной по адресу: г.Уфа, <адрес>.
Истцы обратились с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков по адресу: г.Уфа, <адрес> собственность и постановки на кадастровый учет земельного участка, на котором расположен жилой дом и надворные постройки в Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан, рассмотрев заявление истцов, письмом от ДД.ММ.ГГГГ №М-10639 в постановке на кадастровый учет и передаче участка в собственность отказал.
Земельный участок с расположенными объектами недвижимости находится в фактическом пользовании истцов с 1971 года.
По адресу: г.Уфа, <адрес> находятся жилые и нежилые строения, принадлежащие истцам, земельный участок не является участком общего пользования, на данном земельном участке с 1936 года находится объект недвижимости, что исключает принятие решения о его резервировании для муниципальных нужд.
На основании вышеизложенного истцы просят суд обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 02:55:010148:21 в соответствии со схемой расположения земельного участка.
Признать право собственности за ФИО1 на 1/7
доли земельного участка с кадастровым номером 02:55:010148:ЗУ2 в соответствии со схемой расположения земельного участка.
Признать право собственности за ФИО2 на 5/7 доли земельного участка с кадастровым номером 02:55:010148:ЗУ2 в соответствии со схемой расположения земельного участка.
Признать право собственности за ФИО3 на 1/7 доли земельного участка с кадастровым номером 02:55:010148:ЗУ2 в соответствии со схемой расположения земельного участка.
В последующем истцы уточнили требования, просили суд обязать Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ произвести раздел земельного участка с кадастровым номером 02:55:010148:21 в соответствии со схемой расположения земельного участка.
Поставить на кадастровый учет земельный участок, общей площадью 374 кв.м., с кадастровым номером 02:55:010148:ЗУ2, расположенный по адресу: РБ г.Уфа, <адрес>, полученный в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 02:55:010148:21.
Признать право собственности за ФИО1 на 1/7
доли земельного участка с кадастровым номером 02:55:010148:ЗУ2 в соответствии со схемой расположения земельного участка, с кадастровым номером 02:55:010148:ЗУ2, в соответствии со схемой расположения земельного участка, площадью 374 кв.м., без указания границ землепользования.
Признать право собственности за ФИО2 на 5/7 доли земельного участка, с кадастровым номером 02:55:010148:ЗУ2, в соответствии со схемой расположения земельного участка, площадью 374 кв.м., без указания границ землепользования.
Признать право собственности за ФИО3 на 1/7 доли земельного участка с кадастровым номером 02:55:010148:ЗУ2 соответствии со схемой расположения земельного участка, площадью 374 кв.м., без указания границ землепользования.
Определением Кировского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Инвест Групп» привлечено по делу в качестве третьего лица.
Определением Кировского районного суда г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по РБ привлечено по делу в качестве третьего лица.
В судебном заседании представитель истца ФИО8 просила удовлетворить исковые требования в полном объеме по изложенным в иске доводам.
Представитель ответчиков ФИО6 просила отказать в удовлетворении предъявленного иска. Суду указала на то, что схема расположения земельного участка, представленная истцами, противоречит Правилам землепользования и застройки городского округа город Уфа, утвержденным решением Совета ГО г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ №. Раздел земельного участка невозможен ввиду того, что земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд. Кроме того, испрашиваемый земельный участок расположен в общественно-деловой зоне ОД-1. Согласно Правилам землепользования и застройки минимальный размер образуемого земельного участка составляет 1 000 кв.м.Испрашиваемый земельный участок в границах, представленных на утверждение накладывается на территорию ограниченную <адрес>, Аксакова, Пушкина, Гоголя в Кировском районе г. Уфы, где с ООО «Инвест Групп» заключен договор о ее развитии № 52-РТ от 27.05.2015 г. Основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований также являются такие обстоятельства, как возникновение у истцов права собственности на строения после введения в действие Земельного кодекса РФ, а также отсутствие у испрашиваемого земельного участка вида разрешенного использования.
Представитель третьего лица ООО «Инвест Групп» ФИО7 просила отказать в удовлетворении иска ввиду необоснованности.
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель третьего лица - Управления Росреестра по РБ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 3 ст. 36 Конституции Российской Федерации условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
В соответствии со ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно подпункта 5 пункта 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов.
Установлено, что ФИО1, ФИО2, ФИО3 на основании договора передачи жилой квартиры в общую долевую собственность №б/н от ДД.ММ.ГГГГ являются собственниками по 1/3 доли каждый в праве общедолевой собственности на <адрес>, расположенную по адресу: г.Уфа, <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии <адрес>отДД.ММ.ГГГГ, серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с договором дарения квартиры №б/н от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 является собственником <адрес>, расположенной по адресу: г.Уфа, <адрес> (свидетельство о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ).
Как следует из обстоятельств дела, жилое здание № по <адрес> в г. Уфа расположено на земельном участке, с кадастровым номером 02:55:010148:ЗУ2, площадью 374 кв.м. Указанный земельный участок не сформирован, на кадастровом учете не состоит.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков по адресу: г.Уфа, <адрес> в собственность и постановки на кадастровый учет земельного участка, на котором расположен жилой дом.
На основании письма Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО город Уфа Республики Башкортостан от 13 июля 2016 г. №М-10639 истцам отказано в постановке испрашиваемого земельного участка на кадастровый учет и передаче его в собственность.
Согласно п.1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Истцы, обращаясь в суд с настоящим иском, просят согласно Схеме расположения земельного участка произвести раздел земельного участка, с кадастровым номером 02:55:010148:21, площадью 1 160 кв.м., на земельный участок, площадью 786 кв.м., и земельный участок, с кадастровым номером 02:55:010148:ЗУ2, площадью 374 кв.м., с последующей передачей в порядке бесплатной приватизации в собственность земельного участка, площадью 374 кв.м.
В соответствии с п.8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
В силу ч, 1, ч. 13, ч. 16 ст. 10.11 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Представленная в материалы дела Схема расположения земельного участка вопреки положению приведенной правовой нормы органом местного самоуправления не утверждена, истцами требования о понуждении согласовать схему расположения земельного участка не предъявлены.
Вместе с тем, разрешая настоящий спор, суд соглашается с доводом представителя ответчика о том, что раздел указанного земельного участка не может быть произведен в силу того, что разработка указанной схемы расположения земельного участка произведена с нарушением требований к образуемым земельным участкам, предусмотренных ст. 11.9 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Как следует из материалов дела, испрашиваемый земельный участок, площадью 374 кв.м., расположен в общественно-деловой зоне ОД-1.
Согласно Решению Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 года №7/4 «О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ» минимальный размер образуемого земельного участка под жилые дома в зоне ОД-1 составляет 1 000 кв.м.
Далее, на основании ст. 56.1 Земельного кодекса РФ предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю.
В соответствии с п. 4 ст. 70.1 Земельного Кодекса РФ порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года за № 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования.
Таким образом, обременение в виде резервирования земельных участков для муниципальных нужд должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации.
Данное решение опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» за № 17-18, 29 января 2015 года.
Согласно п. 3 ст. 32 Устава городского округа г. Уфа РБ (в редакции решений Совета от 04.07.2012 г. № 6/3, от 21.11.2012 г. № 1/2 и от 20.03.2013 г. № 15/4, от 18.06.2014 г. № 33/2, от 28.01.2015 г. № 41/2) муниципальные правовые акты, подлежащие опубликованию (обнародованию), направляются на опубликование в течение 7 рабочих дней после дня их подписания, если иное не установлено федеральным законом либо самим муниципальным правовым актом. Официальным опубликованием муниципального правового акта Совета считается первая публикация его полного текста в газетах «Вечерняя Уфа» и (или) «Киске Офо» и (или) первое размещение (опубликование) на официальном сайте Совета в информационно-коммуникационной сети «Интернет» www.gorsovet-ufa.ru.
Размещение указанного решения на официальном сайте Совета в информационно-коммуникационной сети «Интернет» подтверждается представленными в материалы дела соответствующими скриншотами.
Согласно решению Совета городского округа г. Уфа РБ № 41/6 от 28 января 2015 года испрашиваемый истцами земельный участок входит в число земель зарезервированных для муниципальных нужд сроком до 01 января 2019 года.
Решение Совета городского округа г. Уфа за № 41/6 от 28 января 2015 года истцами не оспорено, не отменено, недействительным не признано.
Истцы с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность обратились в Администрацию ГО г. Уфа РБ 29 июня 2016 года, то есть, после принятия Решения Совета городского округа г. Уфа за № 41/6 от 28 января 2015 года о резервировании земель.
Из вышеизложенного следует, что при наличии обременения испрашиваемого земельного участка в виде его резервирования для муниципальных нужд требования истцов об обязании произвести раздел земельного участка, признании права собственности на земельный участок подлежат оставлению без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 10 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 N 59-з "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан" предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, а также настоящей статьей, в собственность бесплатно осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.
Учитывая, что у истцов право собственности на расположенное на земельном участке строения возникло после 25 октября 2001 года, т.е. после введения в действие Земельного кодекса РФ, суд, исходя из положений приведенных правовых норм, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации городского округа г. Уфа РБ, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа РБ об обязании произвести раздел земельного участка, признании права собственности на земельный участок в порядке бесплатной приватизации.
При разрешении настоящего спора, суд также считает необходимым отметить отсутствие у испрашиваемого земельного участка вида разрешенного использования.
В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости определен в статье 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 7 вышеуказанного Федерального закона в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу ч. 6 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 39 настоящего Кодекса.
Доказательств, свидетельствующих о том, что в соответствии с положениями ст. 39 Градостроительного кодекса РФ, Правилами землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан, утвержденными решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 22 августа 2008 года № 7/4 соблюдена процедура, предусматривающая получение разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, истцами в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.
Таким образом, суд в рамках рассмотрения спора не наделен полномочиями по самостоятельному установлению вида разрешенного использования земельного участка.
С учетом установленных обстоятельств дела, положений приведенных правовых норм, требования ФИО1, ФИО2, ФИО3об обязании произвести раздел земельного участка, поставить земельный участок на кадастровый учет, признании права собственности на земельный участок подлежат отклонению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1, ФИО2, ФИО3 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан обязании произвести раздел земельного участка, поставить земельный участок на кадастровый учет, признании права собственности на земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца с даты принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья: Рамазанова З.М.