Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 09.01.2014 |
Дата решения | 26.02.2014 |
Категория дела | Споры о праве собственности на землю |
Судья | Зайдуллин Р.Р. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 35b3ed3d-1a80-3850-b789-f99c19a64961 |
Дело 2-1964/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2014 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р.,
при секретаре Валинуровой Г.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] А. В. к Администрации ГО г. Уфа об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка
установил:
[СКРЫТО] А. В. обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, кадастровый номер №, общей площадью <данные изъяты>, с видом разрешенного использования «для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек».
В обоснование иска указал на то, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес> на основании Решения Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ
В порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ Истец обратился к главе Администрации ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу: г. Уфа, ул. <адрес>А в собственность за плату.
На указанное выше обращение, от Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа был получен ответ (<данные изъяты>.), в котором указано, что согласно решению Совета городского округа Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением в собственность. Учитывая изложенное, предоставление данного земельного участка в собственность не предоставляется возможным.
Указанный отказ, по мнению истца, является незаконным. Истец просит обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ подготовить и направить ему проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>А, кадастровый номер № общей площадью <данные изъяты>, с видом разрешенного использования «для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек».
Истец [СКРЫТО] А.В. в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства был извещен должным образом, суду представлено заявление о рассмотрении дела без его участия.
Представитель истца Кашапова А.А., в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик, представитель Администрации ГО г.Уфа, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был извещен должным образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Принимая во внимание неявку в судебное заседание представителя ответчика, руководствуясь ч. 4 ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся истцов и представителя ответчика.
Выслушав объяснения представителя истцов, исследуя и оценивая материалы дела, суд приходит к следующему.
Подпунктом 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ предусмотрен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с ч.5 ст.36 ЗК РФ, для приобретения права на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Согласно п.5 ст.27 ЗК РФ резервирование земель для государственных и муниципальных нужд является одним из видов ограничения оборота земель. В силу ст. 131 п.1 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
Нормы ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса» и ЗК РФ, предусматривающие право гражданина на приватизацию земельного участка, не содержат ограничений данного права в случае, если земельный участок зарезервирован для муниципальных нужд. Нормы ЗК РФ, предусматривающие порядок резервирования земельных участков, применяются в случае предоставления земельного участка впервые для освоения. На испрашиваемом же земельном участке с ДД.ММ.ГГГГ находится жилой дом, что исключает принятие решения о его резервировании.
Согласно п. 7 указанного выше Решения Совета ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращении таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п. 9, 9.2.,9.3. указанного выше Решения Совета ГО г. Уфа 3 32/15 от 23.12.2010г., Комитету по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа РБ вменено в обязанность в срок не более трех рабочих дней с момента опубликования настоящего решения, направить копию решения о резервировании земель для муниципальных нужд и прилагаемую к нему схему размещения зарезервированных земельных участков в границах ГО г. Уфа РБ для государственных и муниципальных нужд в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости». В течении 30 дней с момента опубликования настоящего решения произвести необходимые действия для осуществления регистрации ограничения прав на земельные участки, указанные в приложении № 2, в порядке установленном действующим законодательством.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № было утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
В силу п. 5 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд» решение о резервировании должно содержать: цель и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель; ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом РФ и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель; сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а так же перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.Согласно п. 3 ст. 15 Федерального Закона «О государственном кадастре недвижимости», в срок не более чем три рабочих дня со дня государственной регистрации права, ограничения (обременения) права на объект недвижимости орган кадастрового учета вносит в государственный кадастр недвижимости сведения о вещных правах на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости, а также сведения о границах охранной зоны, установленных в отношении объекта недвижимости.
Согласно абз. 2 п. 2 статьи 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21.07.1997г. государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлений правообладателя объекта недвижимости. Уведомление правообладателя объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации.
Таким образом, решение, в соответствии с которым земельный участок ограничивается в обороте, подлежит обязательной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с внесением сведений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП), а также внесения такой информации в государственный кадастр объектов недвижимости.
Соответственно в Выписке из Единого государственного реестра прав не недвижимое имущество и сделок с ним, в графе «ограничения (обременения) права» должна быть указана информация об ограничении оборотоспособности земельного участка.
Судом установлено, что истец является собственником жилого дома, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>А, на основании Решения Кировского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ
Указанный жилой дом расположен на земельном участке, по адресу: г.Уфа, Кировский район, <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кадастровый номер № с видом разрешенного использования- для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
В порядке, предусмотренном ст.36 Земельного кодекса РФ, Истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа РБ с письменным заявлением о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес> в собственность за плату.
На указанное выше обращение, был получен Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа был получен ответ (<данные изъяты>.), в котором указано, что согласно решению Совета городского округа Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ часть испрашиваемого земельного участка входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением в собственность. Учитывая изложенное, предоставление данного земельного участка в собственность не предоставляется возможным.
Суд не может согласиться с данным отказом ввиду следующего.
В кадастровом паспорте земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. сведения о его резервировании отсутствуют. Земельный участок отнесен к категории земель – населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
Согласно выписке из ЕГРП о правах на земельный участок с кадастровым номером № за № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о его резервировании отсутствуют.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с Постановлением Правительства РБ «О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках» от 30.08.2013г. п.2 «Определить, что цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается в размере 3 процентов от их кадастровой стоимости».
Однако Администрация ГО г.Уфа в установленный срок не приняла решение о предоставлении в собственность за плату земельного участка, чем нарушила права истца на приобретение земельного участка в собственность в порядке, установленном Законом.
Таким образом, суд полагает требования иска об обязании Администрации ГО г. Уфа подготовить и направить [СКРЫТО] А.В. проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес> кадастровый номер № общей площадью <данные изъяты> с видом разрешенного использования «для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек» - обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования [СКРЫТО] А. В. удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда подготовить и направить [СКРЫТО] А. В. проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>А, кадастровый номер № общей площадью <данные изъяты> с видом разрешенного использования «для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Председательствующий Р.Р. Зайдуллин
Решение суда принято в окончательной форме 03.03.2014.