Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 15.01.2014 |
Дата решения | 19.02.2014 |
Категория дела | Споры о праве собственности на землю |
Судья | Зайдуллин Р.Р. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 517d4cb9-94af-3dba-8440-fb798e4f972b |
Дело 1959/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 февраля 2014 года г.Уфа
Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р.,
при секретаре Валинуровой Г.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации городского округа город Уфа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, признании права на выкуп земельного участка, возложении обязанности направить проект договора купли-продажи земельного участка,
установил:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, признании права на выкуп земельного участка, возложении обязанности направить проект договора купли-продажи земельного участка, в обоснование указав, что на основании постановления главы Администрации городского округа город Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ и договора № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Договор аренды) она владеет и пользуется на праве аренды земельным участком из земель населенных пунктов с кадастровым номером 02:55:011025:242, расположенным по адресу: Кировский район городского округа город Уфа Республики Башкортостан, <адрес>, корп. «В» (далее – Участок), для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, надворных построек, в границах, указанных в кадастровом паспорте Участка, прилагаемом к Договору аренды и являющимся его неотъемлемой частью, общей площадью 1086 кв.м. Договор аренды прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ. На арендуемом земельном участке расположен объект недвижимости: жилой дом, принадлежащий ей на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении ей в собственность за плату земельного участка, расположенного по адресу: РБ, г.Уфа, Кировский район, <адрес>. За исх.№<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей был направлен ответ из Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с отказом в предоставлении земельного участка в связи с расположением участка в границах красных линий. Считает данный отказ необоснованным ввиду того, что пользуется данным земельным участком, оплачивает земельный налог, несет бремя содержания земельного участка, на законных основаниях владеет и пользуется спорным земельным участком, на спорном участке расположен жилой дом, принадлежащий ей на праве собственности. Ссылаясь нормы Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ г.) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Градостроительного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд", считает, что обладает правом на выкуп спорного земельного участка, отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка и по данному основанию нельзя признать законным и обоснованным.
Истец просит суд признать незаконным решение Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за исх. №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ей в собственность за плату Участка, признать за ней право на выкуп Участка, обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу заключить с ней договор купли-продажи Участка, предназначенного для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, надворных построек, на условиях, предусмотренных действующим законодательством.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ представитель истицы ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, уточнил исковые требования, просил признать незаконным решение Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за исх. №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО2 в собственность за плату земельного участка площадью 1086 кв.м., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Кировский район, <адрес>, признать за ФИО1 право на выкуп земельного участка площадью 1086 кв.м. с кадастровым номером 02:55:011025:242, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Кировский район, <адрес>, обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу направить ФИО2 проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1086 кв.м. с кадастровым номером 02:55:011025:242, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Кировский район, <адрес>.
В судебном заседании представитель истицы ФИО4 исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, в связи с чем, суд в силу ст.167 ГПК РФ с учетом мнения представителя истицы считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Выслушав представителя истицы, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Частью 2 статьи 15 Земельного кодекса РФ установлено, что граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно ч. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких земельных участках, за исключением случаев установленных Земельным кодексом РФ и федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования, либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. При этом границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п. 7 ст. 36 ЗК РФ).
В силу п. 2.2. ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков - до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 предоставлен земельный участок (кадастровый номер 02:55:011025:242) площадью 1086,0 кв.м, относящийся к категории земель населенных пунктов, по адресу: Кировский район городского округа город Уфа, <адрес> «В» (далее – Земельный участок) в аренду на 5 лет для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, надворных построек.
ДД.ММ.ГГГГ между Управлением по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан и ФИО1 был заключен договор № аренды земельного участка по условиям которого ответчик предоставил, а истица приняла в аренду Земельный участок. Срок аренды был установлен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Договор аренды прошел государственную регистрацию ДД.ММ.ГГГГ.
На арендуемом Земельном участке расположен объект недвижимости: жилой дом, принадлежащий истице на праве собственности, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей в собственность за плату Земельного участка.
За исх.№<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истице был направлен ответ из Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан с отказом в предоставлении Земельного участка в собственность за плату связи с расположением участка в границах красных линий, а также тем, что согласно решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ года, Земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд с ограничением предоставления их в собственность.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истица обладает правом на выкуп спорного Земельного участка.
Согласно пунктов 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Довод ответчика о том, что испрашиваемый Земельный участок расположен в границах красных линий не соответствует действительности, так как на спорном Земельном участке отсутствуют существующие красные линии, обозначающие наличие на данном земельном участке каких-либо объектов, позволяющих в силу закона отнести этот земельный участок к землям общего пользования или красные линии, обозначающие на данном участке существующие земли общего пользования, которыми пользуется неограниченный круг лиц. На испрашиваемом участке отсутствуют красные линии, обозначающие границы существующих автомобильных дорог, улиц, проездов.
Также суд не может согласиться с доводами ответчика о том, что Земельный участок входит в число земель, зарезервированных для муниципальных нужд по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 70.1 Земельного кодекса РФ резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов, объектов инфраструктуры особой экономической зоны, предусмотренных планом обустройства и соответствующего материально-технического оснащения особой экономической зоны и прилегающей к ней территории.
В силу п. 8 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу п. 9 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 561 осуществляется в соответствии с Федеральным законом N 221-ФЗ.
Пунктом 2 решения Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. решения Совета городского округа г. Уфа РБ от ДД.ММ.ГГГГ № 10/12) "О резервировании земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд" утверждена схема размещения зарезервированных земельных участков в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для государственных и муниципальных нужд. В пункте 3 указанного решения определен перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, согласно приложению № к решению. В данный перечень входит и кадастровый номер спорного Земельного участка. Согласно пункту 4 решения установлен срок резервирования до ДД.ММ.ГГГГ.
Между тем, ответчиком не предоставлено сведений о том, что государственная регистрация ограничений прав, установленных вышеприведенным решением Совета городского округа город Уфа Республики Башкортостан в силу положений вышеуказанного Постановления Правительства Российской Федерации и ст. 15 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" была осуществлена.
Земельный участок из оборота не изъят. Кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 02:55:0110025:242 не содержит указаний на наличие каких-либо изъятий из оборота, каких-либо объектов на указанном земельном участке, при наличии которых, согласно содержаниям ст. ст. 27, 28, 85 Земельного кодекса РФ, а также ст. 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация земельных участков не допускается, на спорном земельном участке не имеется.
Действующее законодательство не содержит запрета на приватизацию земельных участков, на которых проектами планировки территорий только планируется размещение каких-либо объектов, позволяющих отнести земельные участки к землям общего пользования. Единственным исключением из этого правила является резервирование таких земельных участков для государственных или муниципальных нужд, согласно п. 1 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не доказано, что спорный земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", в связи с чем отказ в предоставлении в собственность за плату земельного участка и по данному основанию нельзя признать законным и обоснованным.
По приведенным выше основаниям суд находит исковое заявление ФИО1 обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 56, 194-196, 198, 199 ГПК РФ, суд,
решил:
рризнать незаконным решение Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан за исх. №<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ФИО2 в собственность за плату земельного участка площадью 1086 кв.м., расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Кировский район, <адрес>.
Признать за ФИО1 право на выкуп земельного участка площадью 1086 кв.м. с кадастровым номером 02:55:011025:242, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Кировский район, <адрес>.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить ФИО2 проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1086 кв.м. с кадастровым номером 02:55:011025:242, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Кировский район, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Председательствующий Р.Р. Зайдуллин
Решение суда принято в окончательной форме 24.02.2014