Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 13.01.2015 |
Дата решения | 17.02.2015 |
Категория дела | органов государственной власти, органов местного самоуправления |
Судья | Рамазанова З.М. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | ad25446c-93e6-35bd-b822-b8be3a940196 |
Дело № 2-1740/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 февраля 2015 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
В составе председательствующего судьи Рамазановой З.М.
при секретаре Газизовой Л.З.
с участием представителя заявителя ФИО7 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
представителя заявителя ФИО2 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
представителя заинтересованного лица - ФИО5 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г.
рассмотрев в открытом судебном заседание гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан.
В обоснование заявления указано на то, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает в г. Уфе с ДД.ММ.ГГГГ вместе с матерью - ФИО2. С сентября 2003 года ФИО1 учился в муниципальном образовательном учреждении гимназии. № Орджоникидзевского района г. Уфы. Факт проживания ФИО1 подтверждается решением Ленинского районного суда г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ года.
Поскольку при въезде в Российскую Федерацию ФИО1 был несовершеннолетним, он не имел паспорта гражданина Республики Узбекистан. Летом 2014 года да он выехал из Российской Федерации в <адрес>, Республики Узбекистан для оформления паспорта.
В октябре месяце 2014 года, когда ФИО1 собирался снова приехать в г. Уфа после оформления паспорта, ему не разрешили въезд в Российскую Федерацию. Причины отказа ФИО1 в Узбекистане не смогли объяснить, указав при этом, что решение принято Управлением Федеральной миграционной службы России по Республике Башкортостан.
На сегодняшний день, ФИО1 не может въехать в Россию. Между тем, все близкие родственники ФИО1 ( мать - ФИО2, старший брат - ФИО1) проживают и работают в Башкирии, являются гражданами РФ. Отец ФИО1 умер в 2000 году. Сам ФИО1 планировал продолжить обучение и проживание в г. Уфе со своей семьей.
При таких обстоятельствах, считаю, что принятое в отношении ФИО6 решение о запрете въезда в Российскую Федерацию является чрезмерно жестким и ущемляет его права и свободы, создает препятствия к их осуществлению.
На основании вышеизложенного, заявитель просит признать решение Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан о запрете въезда в Российскую Федерацию в отношении ФИО1 необоснованным. Обязать Управления Федеральной миграционной службы по Республике Башкортостан отменить вышеуказанное решение.
В последующем ФИО1 заявление изменил. Просил суд сократить срок действия решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию ФИО1 до 6 месяцев 25 дней.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился. Причины неявки в суд неизвестны.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Представители заявителя ФИО2, ФИО7 уточненное заявление поддержали в полном объеме по изложенным в нем доводам.
Представитель заинтересованного лица ФИО5 заявление ФИО1 не признал, просил отказать в удовлетворении ввиду необоснованности.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующему.
Установлено, что заявитель ФИО1 является гражданином Республики Узбекистан.
Как пояснила в судебном заседании представитель заявителя ФИО2 – они совместно с сыном ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ проживают в г. Уфа. С сентября 2003 года ФИО1 учился в муниципальном образовательном учреждении гимназии. № Орджоникидзевского района г. Уфы. Имеет аттестат об основном общем образовании.
Представленным в материалы дела решением Ленинского районного суда г. Уфы РБ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается факт проживания ФИО1 в г. Уфе Республики Башкортостан Российской Федерации.
Таким образом, оценивая обстоятельства дела, суд считает доказанным, что заявитель ФИО1 вместе со своей матерью ФИО2 прибыл на территорию Российской Федерации с видом на постоянное место жительства.
Согласно решения УФМС России по Республике Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 на основании п. 8 ст. 26 Федерального закона № 114-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» принято решение об ограничении въезда на территорию Российской Федерации сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Анализируя вышеизложенное, суд с учетом установленных доказательств, приходит к выводу о том, что оспариваемое решение противоречит конституционным положениям, гарантирующим защиту семьи, поскольку принятие в отношении заявителя решения об ограничении въезда на территорию Российской Федерации сроком до ДД.ММ.ГГГГ предполагает невозможность въезда на территорию РФ, что приведет к разрыву семьи.
Законодательство Российской Федерации рассматривает депортацию иностранных граждан и лиц без гражданства как законную меру административного принуждения, не являющуюся мерой административного наказания.
Согласно Федеральному закону "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" депортацией признается принудительная высылка иностранного гражданина из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ (пункт 1 статьи 2); иностранному гражданину, подвергшемуся депортации, в течение пяти последующих лет разрешение на временное проживание в РФ, вид на жительство и разрешение на работу не выдаются (пункт 3 статьи 7, пункт 3 статьи 9, пункты 3 и 9 статьи 18).
Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" предусматривает, что иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию РФ в установленный срок, подлежат депортации (часть 5 статьи 25.10); если в период своего предыдущего пребывания в РФ иностранный гражданин или лицо без гражданства депортировались, въезд в РФ такому иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в течение пяти лет со дня депортации (подпункт 2 части 1 статьи 27).
В случае наличия принятого в установленном порядке решения должностного лица федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел (его территориального органа), о депортации из РФ иностранного гражданина, который не выехал из РФ в установленный срок, органы пограничного контроля и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами внутренних дел (его территориальный орган), проставляют в документах, удостоверяющих личность иностранного гражданина, отметку, свидетельствующую о запрещении его въезда в РФ (подпункт "в" пункта 1 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 382 "О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства").
Таким образом, федеральный законодатель, исходя из конституционно значимых целей и с учетом конституционно защищаемых ценностей, может ограничить федеральным законом право на ограничение въезда в РФ иностранных граждан.
Однако согласно статье 62 (часть 3) Конституции РФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2). К числу конституционно защищаемых ценностей относится семья (часть 1 статьи 38 Конституции РФ).
С учетом вышеуказанных положений Конституции РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в Российской Федерации должны быть гарантированы права в сфере семейной жизни согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, из смысла которых следует, что при решении компетентными органами определенного государства вопросов, касающихся нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства на территории этого государства, гуманитарные соображения, в том числе такие как недопустимость разрыва семьи, должны превалировать над экономическими.
Таким образом, меры государственного принуждения и ограничения, применяемые в области миграционного законодательства, могут затрагивать права как иностранного гражданина или лица без гражданства, так и членов его семьи.
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод закрепляет право каждого на уважение его личной и семейной жизни (пункт 1). При этом не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (пункт 2).
Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях неоднократно отмечал, что право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое не гарантируется Конвенцией, однако высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное пунктом 1 статьи 8 Конвенции. Ввиду того что решения Договаривающихся государств о депортации иностранцев могут препятствовать реализации права, защищаемого пунктом 1 статьи 8 Конвенции, данная мера должна быть необходимой в демократическом обществе, т.е. оправданной крайней необходимостью, и в особенности - соразмерной преследуемой цели (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Д. против Великобритании", Постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Мустаким (Moustaquim) против Бельгии", Постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Якупович (Jakupovic) против Австрии").
Конституция РФ также предусматривает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55). Однако, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в своих решениях, при регулировании общественных отношений федеральный законодатель связан конституционным принципом соразмерности и вытекающими из него требованиями адекватности и пропорциональности используемых правовых средств; в тех случаях, когда конституционные нормы позволяют законодателю установить ограничения закрепляемых ими прав, он не может осуществлять такое регулирование, которое посягало бы на само существо того или иного права и приводило бы к утрате его реального содержания; даже имея цель воспрепятствовать злоупотреблению правом, он должен использовать не чрезмерные, а только необходимые и обусловленные конституционно признаваемыми целями таких ограничений меры (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П по делу о проверке конституционности положений статей 48 и 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", статей 63 и 66 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
Из изложенного следует, что при наличии коллизии между равно защищаемыми конституционно значимыми ценностями правоохранительные органы и суды при решении вопроса о возможности нахождения иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ вправе учитывать фактические обстоятельства конкретного дела, исходя из гуманитарных соображений.
Таким образом, положения, содержащиеся в подпункте 11 статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", не исключают, исходя из гуманитарных соображений, возможность учета правоприменительными органами и судами при решении вопроса о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства на территории РФ, семейного положения данного лица и иных исключительных, заслуживающих внимания обстоятельств.
В соответствии со статьями 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы; к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Таким образом, учитывая изложенные обстоятельства, положения Конституции РФ, Международные нормы права, принимая во внимание личность заявителя, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявления об изменении решения УФМС России по Республике Башкортостан в отношении ФИО1 об ограничении въезда на территорию Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 удовлетворить.
Изменить решение УФМС России по Республике Башкортостан в отношении ФИО1 об ограничении въезда на территорию Российской Федерации. Ограничить въезд ФИО3 на территорию Российской Федерации сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Кировский районный суд г. Уфы.
Судья: З.М. Рамазанова