Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 30.01.2019 |
Дата решения | 27.06.2019 |
Категория дела | иные требования к Пенсионному фонду Российской Федерации |
Судья | Индан И.Я. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | e0706b6b-2107-3a13-8506-5b8bc3b66a72 |
03RS0003-01-2019-000957-49
Дело № 2-1677/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 27 июня 2019 года
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан
в составе: председательствующего судьи Индан И. Я.,
при секретаре Нуртдиновой Э. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ярового Евгения Викторовича к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан о включении периода с 01 января 1997 года по 31 декабря 2001 года осуществления предпринимательской деятельности в общий стаж и перерасчете пенсии,
установил:
[СКРЫТО] Е. В. обратился в суд с исковым заявлением к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан о включении периода с 01 января 1997 года
по 31 декабря 2001 года осуществления предпринимательской деятельности в общий стаж и перерасчете пенсии с 14 июля 2010 года, мотивируя свои требования тем, что при назначении пенсии не были включены указанные периоды работы в качестве индивидуального предпринимателя, что нарушает его пенсионные права.
Исследовав материалы дела, выслушав явившихся лиц (истец -
[СКРЫТО] Е. В., представитель ответчика - Фаезов В. Д., по доверенности № 2 от 06 марта 2019 года), проверив все юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закреплёнными в её статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту.
Как следует из статей 7, 39, 71 (пункт «в»), 72 (пункт «ж» части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, выбор организационно-правовых форм и механизмов реализации конституционного права на получение пенсии - прерогатива федерального законодателя, который располагает достаточно широкой свободой усмотрения в определении видов пенсий, правовых оснований и порядка их предоставления, правил назначения и перерасчета, а также формирования финансовой основы их выплаты.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года
№ 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Исчерпывающий перечень оснований для назначения досрочной страховой старости по старости содержится в ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе
от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 27), действовавшем до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации, действовавшим
до 01 января 2015 года и вступившим в силу с 01 января 2015 года. Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости поставлен в зависимость от трудового стажа и заработка пенсионера, учтенных до 01 января 2002 года, и суммы страховых взносов за работу до 01 января 2002 года.
Перечень документов, подтверждающих периоды работы, включаемые в страховой стаж до регистрации гражданина в качестве застрахованного, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации
от 02 октября 2014 года № «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», ранее действовавшим постановлением Правительства Российской Федерации
от 24 июля 2002 года №, которым определено, что основным документом, подтверждающим период работы по трудовому договору является трудовая книжка установленного образца.
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 621-О-О предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др.
Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя.
Обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование у индивидуального предпринимателя возникает с момента приобретения статуса индивидуального предпринимателя и до момента исключения из ЕГРИП (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей) в связи с прекращением деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Индивидуальный предприниматель обязан уплачивать упомянутые страховые взносы независимо от того, осуществляет он предпринимательскую деятельность или нет, и, соответственно, независимо от факта получения дохода.
Не предусмотрено освобождение плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей от обязанностей по уплате страховых взносов, за исключением определенных периодов, указанных в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность (пункт 7 статьи 430 Налогового кодекса) (например, за периоды прохождения военной службы, ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, и за др.). Данные периоды включаются в страховой стаж, учитываемый при определении права таких лиц на трудовую пенсию.
Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов осуществляется независимо от возраста, вида осуществляемой деятельности и факта получения от нее доходов в конкретном расчетном периоде.
Утратившим силу с 01 января 2002 года Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривалось, что финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89).
Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (ст. 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года № 3543-1). Однако это правило не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований ст. 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Разъяснения о том, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, содержатся и в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».
В силу положений ст. 56 ГПК Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с ч. 3 ст. 133 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Установлено, что в связи с достижением пенсионного возраста
[СКРЫТО] Е. В. обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
14 июля 2010 года Яровому Е. В. назначена досрочная страховая пенсия.
Размер страховой части пенсии по старости определен пенсионным органом с учетом имеющейся у Ярового Е. В. продолжительности общего страхового стажа, по состоянию на 01 января 2002 года – 23 года 08 месяцев 17 дней; среднемесячного заработка застрахованного лица за период
с 01 апреля 1976 года по 30 апреля 1981 года; отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации максимально допустимый - 1,2, при фактическом – 2,415; страховых взносов, имеющихся на индивидуальном лицевом счете на дату назначения пенсии за период с 01 января 2002 года 330,44 руб.; общий размер пенсии с 01 января 2018 года – 11 018,29 руб. (6 035,39 руб. (74,063 * 81,49) – страховая пенсия + 4 982,90 руб. – фиксированная выплата к страховой пенсии).
При назначении пенсии период осуществления предпринимательской деятельности с 1997 по 2001 год исключен из подсчета трудового стажа истца в связи с непредставлением декларации о доходах от предпринимательской деятельности и об уплаченных суммах страховых взносов за указанный период.
Согласно письму Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан №@ от 15 октября 2018 года, сообщается следующее: [СКРЫТО] Е. В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 02 февраля 1995 года по 22 января 2013 года, с 28 августа 2017 года по 28 апреля 2018 года. В представленной Яровым Е. В. декларации о доходах, полученных в 1995 году, доход, подлежащий налогообложению, указан в сумме 340 000 руб. (неденоминированных), отчисления в Пенсионный фонд составили 17 000 руб. (неденоминированных). В представленной декларации о доходах, полученных в 1996 году, доход, подлежащий налогообложению, указан в сумме 5 688 000 руб. (неденоминированных), отчисления в Пенсионный фонд составили 184 950 руб. (неденоминированных). В представленной декларации о доходах, полученных в 1997 году, доход, подлежащий налогообложению, указан в сумме 4 456 150 руб. (неденоминированных), отчисления в Пенсионный фонд составили 1 247 722 руб. (неденоминированных). В представленной декларации о доходах, полученных в 1998 году, доход, подлежащий налогообложению, указан в сумме 1 827,70 руб. В 1999 году, доход, подлежащий налогообложению, указан в сумме 4 930 руб. В 2000 году, доход, подлежащий налогообложению, указан в сумме 5 178 руб. В 2001 году, доход, подлежащий налогообложению, указан в сумме 5 670 руб.
Кроме того, Яровым Е. В. представлены квитанции об оплате взносов на пенсионное страхование за 2001 год – квитанция от 22 июня 2001 года на сумму 320 руб., от 22 декабря 2001 года на сумму 640 руб.
В судебном заседании [СКРЫТО] Е. В. давал пояснения, что иных документальных подтверждений оплаты взносов на пенсионное страхование не имеется, кроме того, он полагал, что имеется переплата в 1997-1998 годах, ввиду чего взносы в 1999-2000 годах не производил; первичные документы бухгалтерского учтёте индивидуального предпринимателя (книги) не сохранял, в архив не передавал.
Таким образом, факт уплаты страховых взносов нашел свое подтверждение за 1997 год и 2001 год: следует установить факт работы истца в указанный период для целей расчета пенсионных прав - установить факт трудовой деятельности Ярового Е. В. в качестве индивидуального предпринимателя в период с 01 января 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года. Данное решение суда является основанием для включения в стаж работы Ярового Е. В. периода работы в качестве индивидуального предпринимателя с 01 января 1997 года
по 31 декабря 1997 года, с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года.
Поскольку доказательств уплаты страховых взносов за период работы индивидуальным предпринимателем с 01 января 1998 года
по 31 декабря 2000 года материалы дела не содержат, то оснований для установления факта работы в указанный период для целей расчета пенсионных прав у суд не имеется, Пенсионный фонд обоснованно не включил данный период с общий страховой стаж истца.
Далее. Разрешая иск в части требований о перерасчете пенсии, суд учитывает следующее.
[СКРЫТО] Е. В. не обращался в пенсионный орган с соответствующими заявлениями о перерасчете размера досрочной страховой пенсии по старости, что установлено согласно материалам пенсионного фонда, обратное не доказано.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» перерасчет размера страховой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
В соответствии с п. 49 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н «Об утверждении правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсии, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий выплату пенсии.
Пунктом 15 Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению» установлено, что для перерасчета размера страховой пенсии по старости, страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие наличие оснований для такого перерасчета, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Таким образом, перерасчет размера страховой пенсии носит заявительный характер, то есть осуществляется на основании заявления лица, претендующего на такой перерасчет, к которому прилагаются документы, подтверждающие право этого лица на увеличение размера пенсии. Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения осуществляется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии.
Яровому Е. В. ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Уфы Республики Башкортостан было рекомендовано обратиться с заявлением о перерасчете пенсии, в том числе в период рассмотрения настоящего иска, до настоящего времени истец с вышеуказанным заявлением не обращался.
При таком положении, в удовлетворении требований о перерасчете размера пенсии следует отказать.
Далее. Яровым Е. В. заявлено о взыскании судебных расходов – 300 руб. Разрешая названную часть требований, суд учитывает следующее.
В соответствии со ст. 88 ГПК Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 98 ГПК Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй ст. 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Между тем п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разъяснено, что по смыслу ст. ст. 98, 100 ГПК Российской Федерации, судебные издержки возмещаются при разрешении судами материально-правовых споров. Поскольку рассмотрение дел, предусмотренных главами 28 - 30, 32 - 34, 36, 38 ГПК Российской Федерации, направлено на установление юридических фактов, определение правового статуса привлеченных к участию в деле лиц или правового режима объектов права, а не на разрешение материально-правового спора, издержки, понесенные в связи с рассмотрением указанных категорий дел, относятся на лиц, участвующих в деле, которые их понесли, и не подлежат распределению по правилам главы 7 ГПК Российской Федерации.
Поскольку вопрос об установлении факта работы истца в спорный период для целей расчета пенсионных прав основан исключительно на установлении данного юридического факта (и учитывая, что в удовлетворении материально-правовых требований о перерасчете пенсии судом было отказано), положения процессуального законодательства о распределении судебных расходов в данном случае не применяются, и издержки, понесенные в связи с рассмотрением дела такой категории, относятся на лицо, которое их понесло.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд,
решил:
иск Ярового Е. В. удовлетворить частично.
Установить факт трудовой деятельности Ярового Евгения Викторовича в качестве индивидуального предпринимателя в период с 01 января 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 2001 года по 31 декабря 2001 года.
Данное решение суда является основанием для включения в стаж работы Ярового Е. В. периода работы в качестве индивидуального предпринимателя с 01 января 1997 года по 31 декабря 1997 года, с 01 января 2001 года
по 31 декабря 2001 года.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме – со 02 июля 2019 года.
Председательствующий: И. Я. Индан