Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 01.07.2013 |
Дата решения | 14.01.2014 |
Категория дела | Споры о праве собственности на землю |
Судья | Зинатуллина И.Ф. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 2787ee0a-4e26-326a-a488-579b36a00536 |
№ 2-162/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 января 2014 г. г.Уфа
Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Зинатуллиной И.
при секретаре Мухаметгалеевой Э.Ф.,
с участием представителей истцов- Кузьминой Е.Г., Давлетшиной А. В.,
представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа РБ – Сибагатуллина И.И., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] Р.З., Тимербаевой Д.Х., Тимербаева А.М. к Правительству Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Р.З., Тимербаева Д.Х., Тимербаев А.М. обратились в суд с исковым заявлением к Правительству Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, обшей площадью <данные изъяты> кв.м., мотивируя иск следующим.
[СКРЫТО] Р.З. является собственником <данные изъяты> долей в праве собственности на литеры <данные изъяты>.<данные изъяты>, <данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права: № от ДД.ММ.ГГГГ, Тимербаева Д.Х. является собственницей <данные изъяты> долей в праве собственности на литеры <данные изъяты>, <данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>, <данные изъяты>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Тимербаев А.М. является собственником <данные изъяты> долей в праве собственности на литеры <данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>, <данные изъяты>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права: № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>. Ранее указанный дом принадлежал [СКРЫТО] З.Г. отцу [СКРЫТО] Р.З., что подтверждается архивной выпиской из протокола № заседания исполкома Ждановского райсовета депутатов трудящихся г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому « Утвердить в правовой регистрации на праве личной собственности граждан нижеследующие строения: <адрес>, [СКРЫТО] З.П.., <данные изъяты> доли Договор купли- продажи от №, Грушин И.Ф.. <данные изъяты> доли Дог. купли-продажи от №.Фактическое пользование земельным участком одним из собственников [СКРЫТО] Р.З. расположенным по адресу: <адрес>, происходит с <данные изъяты> года. Жилой дом расположен на земельном участке обшей площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер №).
Истцы обратились к ответчикам с заявлением о приобретении данного земельного участка в собственность, с приложением всех необходимых документов. В адрес Администрации ГО г.Уфа РБ, было направлено письмо с просьбой предоставить земельный участок в собственность, на что был получен ответ согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> входит в число земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с постановлением главы АГО г.Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, истцы просят суд признать за [СКРЫТО] Р.З. <данные изъяты> долю в праве собственности на земельный участок, обшей площадью <данные изъяты> кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, Тимербаевой Д.Х. <данные изъяты> долю в праве собственности на земельный участок, обшей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Тимербаевым А.М. ? долю в праве собственности на земельный участок, обшей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>. Обязать Администрацию ГО город Уфа РБ изменить разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, обшей площадью <данные изъяты> кв.м., изменить разрешенное использование « Для проектирования и строительства многофункционального комплекса с многоэтажной автостоянкой» на разрешенное использование « Для обслуживания индивидуального и жилого дома и надворных построек.» расположенный по адресу: <адрес>.
Истцы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в материалах дела имеется заявление истцов о рассмотрении гражданского дела без их участия.
Представители истцов Кузьмина Е.Г., Давлетшина А. В. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить по указанным в иске доводам.
Представитель ответчика Администрации городского округа город Уфа исковые требования не признал, просил в удовлетворении отказать.
Представитель ответчика Правительства Республики Башкортостан в судебное заседание не явился, причины неявки суду неизвестны.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по РБ в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся ответчика, третьего лица, извещенных надлежащим образом.
Выслушав представителей истцов, представителя ответчика, исследовав и оценив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных, участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают прав на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего Договора.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] Р.З. является собственником <данные изъяты> долей в праве собственности на литеры <данные изъяты>.<данные изъяты>, <данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права: № от ДД.ММ.ГГГГ, Тимербаева Д.Х. является собственницей <данные изъяты> долей в праве собственности на литеры <данные изъяты>, <данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>, <данные изъяты>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права: № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ. Тимербаев А.М. является собственником <данные изъяты> долей в праве собственности на литеры <данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>,<данные изъяты>, <данные изъяты>, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права: № от ДД.ММ.ГГГГ, расположенного по адресу: <адрес>.
Ранее указанный дом принадлежал [СКРЫТО] З.Г. - отцу [СКРЫТО] Р.З., что подтверждается архивной выпиской из протокола № заседания исполкома Ждановского райсовета депутатов трудящихся г.Уфы от ДД.ММ.ГГГГ согласно которому «Утвердить в правовой регистрации на праве личной собственности граждан нижеследующие строения: <адрес>, [СКРЫТО] З.П.., <данные изъяты> доли Договор купли- продажи от №, Грушин И.Ф.. <данные изъяты> доли Дог. купли-продажи от №.Фактическое пользование земельным участком одним из собственников [СКРЫТО] Р.З. расположенным по адресу: <адрес>, происходит с <данные изъяты> года.
Жилой дом расположен на земельном участке обшей площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер №).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., имеет вид разрешенного использования: под жилую застройку индивидуальную.
Истцы обратились к ответчикам с заявлением о приобретении данного земельного участка в собственность, с приложением всех необходимых документов. В адрес Администрации ГО г.Уфа РБ, было направлено письмо с просьбой предоставить земельный участок в собственность, на что был получен ответ, согласно которому земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> входит в число земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с постановлением главы АГО г.Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Перечень земель, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, установлен статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статьей 94 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли: 1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко- культурного назначения; 5) иные особо ценные земли в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. В отношении спорного земельного участка такие акты не принимались, поэтому данный участок может быть отнесен только к землям рекреационного назначения. Однако в отношении подобных участков статьей 27 Земельного кодекса не установлены ограничения в обороте.
В соответствии с ч.2 п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев установленных федеральными законами.
Согласно п.4 ст.28 Земельного кодекса РФ, не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно ч.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ (в ред. от 07.12.2011г.)»О приватизации государственного и муниципального имущества», отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель:
лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов;
зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению;
общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты);
не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
Если иное не предусмотрено федеральными законами, отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития.
Согласно п.1 ст.83 Земельного кодекса РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с п.п.5 п.1 ст.85 Земельного кодекса РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к рекреационным зонам.
Согласно п.2, 4, 9 ст.85 Земельного кодекса РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений.
Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если:
виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования;
их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом.
Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов.
Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.
Земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.
Согласно п.10 ст.85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Понятие земель особо охраняемых территорий установлено статьей 94 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 данной статьи к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.Частью 2 статьи 94 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что к землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с Кодексом, федеральными законами.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального, местного значения, а также порядок их использования устанавливается правовыми актами соответствующих органов государственной власти, федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Правовой режим земель рекреационного назначения установлен статьей 98 Земельного кодекса РФ, согласно которой «к землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.. .»
В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.. .
На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.
Градостроительное зонирование осуществляется в населенных пунктах органами местного самоуправления путем утверждения правил землепользования и застройки (п. 8 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).
В настоящий момент на территории городского округа город Уфа Республики Башкортостан указанные Правила, а также градостроительные регламенты установлены решением Совета городского округа город Уфа РБ от от 22.08.2008 г. № 7/4 «О Правилах землепользования и застройки городского округа адрес Республики Башкортостан».
Согласно ст.41 Правил, границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Статьей 43.4 Правил установлено назначение рекреационных зон, согласно которым рекреационнная зона Р-1 - зона городских парков, лесопарков, скверов, бульваров для зеленых насаждений общего пользования и объектов активного отдыха, предназначена для организации парков, лесопарков, скверов, бульваров, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.
Согласно ст.43.5 Правил, в состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Как видно из вышеприведенных норм, земельные участки, предоставленные для рекреационных целей из земель населенных пунктов, не являются землями рекреационного назначения в составе особо охраняемых территорий, имеют различный правовой режим и связанные с ним ограничения хозяйственной деятельности.
Особенностью рекреационных зон в составе земель населенных пунктов является то, что их правовой режим определяется не правовыми нормами ЗК РФ, посвященными землям рекреационного назначения в составе земель особо охраняемых территорий и объектов, а градостроительным регламентом территориальной зоны, устанавливаемым правилами землепользования и застройки. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, разрабатываемый индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможностей территориального сочетания различных видов использования земельных участков (п. 2 ст. 85 ЗК РФ).
Между тем, согласно кадастровому паспорту от 23.08.2013г., спорный земельный участок с кадастровым номером 02:55:010168:620 входит в категорию земель населенных пунктов, имеет разрешенное использование: для проектирования и строительства многофункционального комплекса с многоэтажной автостоянкой и входит в территориальную зону – зона рекреационного назначения, индекс Р-1, на основании решения Совета городского округа г. Уфа РБ «О правилах землепользования и застройки городского округа г. Уфа Республики Башкортостан» от 22.08.2008 г. № 7/4.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления. В отношении спорного земельного участка такие акты не принимались, поэтому этот участок может быть отнесён только к землям рекреационного назначения. Однако в отношении подобных участков статьей 27 Земельного кодекса РФ не установлены ограничения в обороте.
В кадастровом паспорте спорного земельного участка указано, что весь земельный участок относится к землям населенных пунктов, и нет сведений, о том, что спорный земельный участок относится к землям особо охраняемых территорий и объектов. Разрешенное использование данного земельного участка – для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения о переводе данного участка из земель населенных пунктов в земли особо охраняемых территорий в установленном законом порядке. Также нет данных и об отнесении участка к зонам особо охраняемых территорий в пределах границ населенных пунктов в связи с его особым природоохранным, научным, историко-культурным, эстетическим, рекреационным, оздоровительным и иным особо ценным значением.
Следовательно, оснований распространять на спорный земельный участок правовой режим земель особо охраняемых территорий, установленный статьями 94 - 100 Земельного кодекса РФ, у суда не имеется, и отказ в признании за истцом права собственности на указанный земельный участок по данному основанию не может быть признан законным и обоснованным. Более того, факт включения спорного участка в территорию рекреационного назначения не свидетельствует о том, что такой участок согласно статье 27 Земельного кодекса РФ является ограниченным в обороте и он не может быть предоставлен в частную собственность.
Согласно ст.53.4 Правил, запрещено размещение всех видов объектов недвижимости, за исключением видов разрешенного использования земельных участков в рекреационных зонах Р-1, с учетом статьи 46 настоящих Правил.
При этом среди видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства по территориальным зонам, установленных ст.44 Правил, запрещено размещение объектов индивидуального жилищного строительства в рекреационной зоне Р-1.
Вместе с тем, согласно ч.1 ст.7 Правил, земельные участки и объекты капитального строительства, указанные в части 3 статьи 6 настоящих Правил, а также ставшие несоответствующими настоящим Правилам после внесения в них изменений, могут использоваться без установления срока их приведения в соответствие с градостроительными регламентами и настоящими Правилами, за исключением случаев, если существование и использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья людей, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
При этом статьей 43.4 Правил предусмотрено, что зоны рекреационного назначения включают в себя, в том числе, существующие территории, предоставленные для ведения садоводства, дачного и подсобного хозяйства, с жилыми строениями, используемыми населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных структур.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность использования земельных участков в зоне рекреационного назначения входящего в категорию земель населенных пунктов с жилыми строениями, размещенными на указанных земельных участках до принятия вышеуказанных Правил. При этом действующее законодательство также не содержит запрета на приватизацию такого земельного участка.
Таким образом, поскольку в ходе судебного разбирательства дела было установлено, что спорный земельный участок не относится к землям, ограниченным в обороте, или к землям, приватизация которых запрещена согласно ст.27 Земельного кодекса РФ, а также к землям, не подлежащим отчуждению в соответствии с п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ, ст.28 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества», Суд приходит к выводу, что правовые основания для отказа истцу в приобретении в собственность спорного земельного участка у ответчика отсутствовали. Испрашиваемый земельный участок сформирован, прошел государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера, его границы описаны и удостоверены в соответствии с требованиями земельного законодательства, поэтому он может являться объектом гражданско-правовых отношений. Споров в отношении границ земельного участка не установлено, при этом земельный участок не является изъятым из оборота по основаниям, предусмотренным ст. 27 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не Установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствие со ст. 25.1 Закона Республики Башкортостан от 05.01.2004 г. N 59- з (ред.от 27.09.2012г.) "О регулировании земельных отношений в Республике Башкортостан (принят Государственным Собранием Курултаем РБ 23.12.2003г.) Правительство Республики, если иное не предусмотрено федеральным законодательством, распоряжается земельными участками, в т.ч. отнесенными к территориальным зонам реакционного назначения, государственная собственность на которые не разграничена в столице Республики Башкортостан –городе Уфе.
Кроме того, поскольку данных о том, что государственная собственность на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, разграничена, суду не представлено, в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информация о зарегистрированных правах на данный объект недвижимости отсутствует, то следовательно распоряжением спорным земельным участком осуществляет Правительство Республики Башкортостан.
Согласно ч.2, ч.4, ч.5, ч.8 ст.11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка, за исключением выдела земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
Согласно п. 5 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" При кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении данного кадастрового учета также в случае, если: в результате данного кадастрового учета площадь этого земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с земельным законодательством для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Предельные минимальные размеры земельных участков установлены Решением Совета городского округа г. Уфа РБ от 22.08.2008 N 7/4 (ред. от 16.09.2010) "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа Республики Башкортостан" и составляют 0, 06 га.
В данном случае, площадь согласно правоустанавливающим документам 1967 г. составила 620 кв.м., согласно кадастровому паспорту от 2013 года площадь земельного участка составила 636 кв.м. Расхождение в площади на 16 кв.м. является допустимым и объясняется разными способами измерения площади в разное время. Также, несоответствие площади земельного участка по кадастровому плану и правоустанавливающему документу может иметь место в случае предоставления участка гражданам актом органа местного самоуправления без составления плана границ земельного участка.
В процессе последующего землеустройства и кадастрового учета границы и площади участков могут уточняться.
Таким образом, изменение площади спорного земельного участка произошло в результате погрешности.
Права смежных землепользователей нарушены не были, поскольку об этом никто не заявлял. Площадь земельного участка не превышает предельно максимальный размер участка, установленный для данного вида разрешенного использования.
В соответствии с п. 1 ст. 56 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу ст. 10 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Ответчиком не представлены доказательства самовольного захвата земельного участка. Какие либо данные о том, что имело место самовольное расширение границ земельного участка суду не представлены.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного, суд считает исковые требования [СКРЫТО] Р.З., Тимербаевой Д.Х., Тимербаева А.М. к Правительству Республики Башкортостан, Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на земельный участок обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования [СКРЫТО] Р.З., Тимербаевой Д.Х., Тимербаева А.М. – удовлетворить.
Признать за [СКРЫТО] Р.З. право собственности на <данные изъяты> доли на земельный участок, обшей площадью <данные изъяты> кв.м. расположенный по адресу: <адрес>,
за Тимербаевой Д.Х. право собственности на <данные изъяты> доли на земельный участок, обшей площадью <данные изъяты> кв.м. расположенный по адресу: <адрес>
за Тимербаевым А.М. право собственности на <данные изъяты> доли на земельный участок, обшей площадью <данные изъяты> кв.м. расположенный по адресу: <адрес>
Обязать Администрацию ГО город Уфа РБ изменить разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, обшей площадью <данные изъяты> кв.м. заменить разрешенное использование «Для проектирования и строительства многофункционального комплекса с многоэтажной автостоянкой» на разрешенное использование « Для обслуживания индивидуального и жилого дома и надворных построек», расположенный по адресу: РБ, г.Уфа, Кировский район, <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца через Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан.
Судья И.Ф. Зинатуллина