Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 08.12.2016 |
Дата решения | 16.12.2016 |
Категория дела | Прочие дела особого производства |
Судья | Зинатуллина И.Ф. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | cd8587f3-8c18-3567-893a-3d2f7b9a0900 |
Дело № 2-14459/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2016 года город Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Зинатуллиной И.Ф.,
при секретаре ФИО1,
с участием представителя заявителя - помощника прокурора Кировского района г. Уфы ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Прокурора Кировского района города Уфы в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Уфы Республики Башкортостан обратился в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц в суд с заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании информации, размещенной на Интернет-сайте www.agent-alko.com, информацией, размещение которой на территории Российской Федерации запрещено, мотивируя свои требования тем, что в ходе проверки Интернет-ресурсов выявлен сайт, на страницах которого размещена информация о доставке алкогольных напитков на территории г. Уфы в ночное время суток. При этом указывается о предоставлении алкогольной продукции в аренду по договору, который имеет признаки притворной сделки, с целью прикрыть собой другую сделку – договор купли-продажи.
В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора Кировского района г. Уфы ФИО2 заявление поддержала, просила удовлетворить.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Башкортостан не явился, извещен надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд, с учетом мнения представителя заявителя, считает возможным рассмотрение дела в отсутствии не явившегося представителя заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заинтересованного лица, суд приходит к следующему.
На основании части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 9, частей 1, 6 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона от
27 июля 2006 года № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно части 6 статьи 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена.
В соответствии со статьей 14.16 административная ответственность также установлена за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Кроме того, согласно пункту 5 статьи 16 Федерального закона от 02.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Как установлено пунктом 5 Правил продажи товаров дистанционным способом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 № 612, не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.
Статьёй 9 Федерального Закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и защиты интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 № 1101 (далее - Правила), Единый реестр создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет»), содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее - запрещенная информация).
Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228.
Часть 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ и пункт 5 названных Правил определяют, что основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются:
решения уполномоченных Правительством РФ федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией;
вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального Закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги: либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
В соответствии со статьёй 12 ГК Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности, является пересечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
В силу статьи 45 ГПК Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, что Прокуратурой Кировского района г. Уфы в соответствии с п. 3.4.2 Решения расширенного заседания коллегии прокуратуры РБ от 28.01.2015 проведена проверка информации, размещённой в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на предмет её соответствия требованиям законодательства в сфере государственного регулирования оборота алкогольной продукции.
В ходе проверки выявлен интернет-сайт, на котором размещена информация о продаже и доставке алкогольной продукции в ночное время (22:00 - 04:00), представленной в широком ассортименте.
Так, в целях обхода установленных законодательством запретов продавцы алкогольной продукции предлагают различные способы придания видимой законности своим неправомерным действиям, а именно взять алкогольную продукцию в аренду.
Для документирования информации, не соответствующей требованиям законодательства, сотрудником прокуратуры Кировского района г. Уфы осмотрен сайт www.agent-alko.com.
На момент проверки указатель страницы данного сайта, на котором размещена информация, в Едином реестре отсутствует.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявление является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещённую на сайте www.agent-alko.com, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Направить копию вступившего в законную силу решения суда в
Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (<адрес>, стр. 2, <адрес>, Россия, 109074) для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфа Республики Башкортостан.
Судья Зинатуллина И.Ф.