Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 02.11.2016 |
Дата решения | 22.12.2016 |
Категория дела | из жилого помещения, занимаемого по договору социального найма |
Судья | Шакиров А.С. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | ffbbc936-6d36-3a5f-83a9-455ea2002094 |
Дело № 2-13352/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 декабря 2016 года город Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Шакирова А.С.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному бюджетному Учреждении культуры Республики Башкортостан «Государственный концертный зал «Башкортостан» об обязании заключить договор социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском прося, с учетом уточнения, обязать ГБУК Республики Башкортостан «Государственный концертный зал «Башкортостан» заключить с ним договор социального найма жилого помещения расположенного по адресу г. Уфа, <адрес>
Требования, с учетом уточнения мотивированы тем, что в связи с трудовой деятельностью в сфере культуры истцу в 2004 году была предоставлена комната № в общежитии «Шэфэк», расположенном по адресу: г. Уфа, <адрес>. Общежитие «Шэфэк» числится в Реестре государственного имущества Республики Башкортостан и находится в оперативном управлении ответчика - ГБУК РБ - Государственный концертный зал «Башкортостан».
С тех пор семья истца постоянно проживает в данном жилом помещении, супруга истца - ФИО2 и сам истец зарегистрированы по данному адресу по месту жительства.
12 ноября 2003 года с истцом заключен бессрочный договор найма жилого помещения в общежитии. Таким образом, истец вселился и проживает в данном жилом помещении на законных основаниях.
Истец, полагая, что в связи с изданием Постановления Правительства Республики Башкортостан №260 от 27 июня 2016 года, он имеет право на приватизацию занимаемого им жилого помещения, в июле месяце 2016 года обратился с заявлением о заключении договора социального найма к руководству концертного зала «Башкортостан».
Однако до настоящего времени ответчик не заключил с истцом договор социального найма.
Истец полагает, что ответчик своим бездействием нарушает его жилищные права и обратился в суд за защитой своих нарушенных прав.
Истец, заявляя свои исковые требования о понуждении заключить договор социального найма, основывает свои требования на Порядке оформления прав на жилые помещения в общежитиях, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, утвержденном постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27 июня 2016 года №260 (далее - Порядок), который устанавливает условия оформления договоров с гражданами Российской Федерации, проживающими в жилых помещениях в общежитиях, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, переданных в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан или оперативное управление государственных учреждений Республики Башкортостан.
Согласно пункту 2 Порядка «...право на оформление договоров имеют граждане, вселенные в жилые помещения в общежитиях, зарегистрированные в этих общежитиях по месту жительства и фактически в них проживающие.
С указанными гражданами:
1) при наличии документов, подтверждающих законность вселения, оформляются договоры социального найма...»
Кроме того, жилые помещения в указанном общежитии, согласно данным ГУП БТИ РБ, называются квартирами. В связи с этим истец просит обязать ответчика заключить договор социального найма на <адрес>.
Истец ФИО1, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Учитывая участие в деле его представителя, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1
Представитель истца ФИО5 ( доверенность от 27.06.2016 г.) в судебном заседании требование поддержала по доводам изложенным в иске.
Представитель ответчика ГБУК Республики Башкортостан «Государственный концертный зал «Башкортостан» ФИО6 ( доверенность от 21.05.2015 г.), в удовлетворении иска просила отказать пояснив, что помещение в общежитии, закрепленном за учреждением, приватизации не подлежит.
Третье лицо ФИО2, представители третьих Министерства культуры Республики Башкортостан, Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Статьей 94 ЖК РФ установлено, что жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.
Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов.
В силу положений части 1 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии со ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Как установлено судом и следует из трудовой книжки истца ФИО1 с 25.06.2001 г. по 28.10.2010 г. работал ведущим специалистом Министерства культуры и национальной политики РБ, освобожден от занимаемой должности и уволен с государственной гражданской службы в связи с сокращением. С 29.10.2010 г. принят на должность заместителя директора ГУ «Дом дружбы народов», где работает по настоящее время.
В связи с трудовыми отношениями ФИО1 было предоставлена комната 409 в общежитии гостинице «Шэфек» расположенной по адресу г. Уфа, <адрес>, что подтверждается списком сотрудников на заселение утвержденного 05.11.2003 г., договором найма жилого помещения в Общежитии –гостинце «Шэфэк» от 12.11.2003 г., договором найма специализированного жилого помещения в ГУК Общежитии «Шэфэк» от 26.09.2006 г. согласно условиям которого ФИО1 и членам его семьи в пользование для временного проживания на период работы в организациях и учреждениях МК и НП РБ предоставлено специализированное жилое помещение квартирного типа общей площадью 38 кв.м., жилой площадью 19,6 кв.м. по адресу г. Уфа, <адрес> ком. 409
Распоряжением Совета Министров Башкирской ССР от 21.02.1992г. № 129-р создано юридическое лицо общежитие-гостиница Министерства культуры Башкирской ССР по адресу ул. Цюрупы, 9а. Распоряжением установлено, что вновь созданное общежитие-гостиница является подразделением Министерства культуры БССР, является юридическим лицом. На основании указанного распоряжения решением исполкома Кировского районного Совета народных депутатов № 28/33 от 13 мая 1992г.
зарегистрирован Устав общежития –гостиницы Министерства культуры РБ с официальным наименованием Общежитие –гостиница «Шэфэк» Министерства культуры Республики Башкортостан. Распоряжением Правительства РБ от 21.10.2005 г. № 963-р государственное учреждение культуры Общежитие –гостиница «Шэфэк» переименовано в государственное учреждение культуры Общежитие «Шэфэк»
На настоящее время общежитие по адресу: г. Уфа, <адрес>, литер А,А1, общей площадью 3 063, 32 кв.м., принадлежит на праве оперативного управления ГБУК Республики Башкортостан «Государственный концертный зал «Башкортостан» на основании распоряжений Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2010. №84-р, от 02.08.2011. №968-р, передаточного акта от 23.12.2011. №569, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 10.07.2012.
Из указанных документов следует, что здание общежития, находящегося в государственной собственности Республики Башкортостан было передано учреждению в оперативное управление в целях временного проживания сотрудников.
Как указано в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" Часть 1 статьи 6 ЖК РФ закрепляет общеправовой принцип действия законодательства во времени: акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
При этом необходимо иметь в виду, что часть 2 статьи 6 ЖК РФ допускает применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Так, статьей 9 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) нормам раздела VIII ЖК РФ "Управление многоквартирными домами" придана обратная сила: они распространяются на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров управления многоквартирными домами.
Так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение, статьей 5 Вводного закона установлено общее правило, согласно которому к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом. Например, нормы части 4 статьи 31 ЖК РФ о правах собственника жилого помещения в отношении бывшего члена его семьи подлежат применению и к тем жилищным правоотношениям, которые возникли до вступления в силу данного Кодекса.
Поскольку общежитие создано до введения в действие ЖК РФ и сохраняет свой статус до настоящего времени отдельного подтверждения отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду, как это предусмотрено ч.2 ст. 92 ЖК РФ не требуется. Соответственно довод представителя истца об отсутствии подтверждения отнесения общежития к специализированному жилищному фонду является несостоятельным.
Таким образом, названное здание общежития имеет статус специализированного жилья и предназначено для реализации целей государственного учреждения, которому оно было передано в оперативное управление.
Как следует из справки ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ его жена ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы в общежитии ГБУК РБ ГКЗ «Башкортостан» по адресу г. Уфа, <адрес> ком. 409.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к ответчику с заявлением прося заключить с ним договор социального найма занимаемого им жилого помещения в связи с изданием Постановления Правительства РБ № 260 от 27.06.2016 г. и намерением приватизировать комнату.
Постановления Правительства Республики Башкортостан от 27.06.2016 № 260 утвержден Порядок оформления прав на жилые помещения в общежитиях, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан.
Порядок устанавливает условия оформления договоров с гражданами Российской Федерации (далее - граждане), проживающими в жилых помещениях в общежитиях, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан:
переданных в хозяйственное ведение государственных унитарных предприятий Республики Башкортостан или оперативное управление государственных учреждений Республики Башкортостан (далее - уполномоченные органы);
не закрепленных за государственными унитарными предприятиями Республики Башкортостан и государственными учреждениями Республики Башкортостан. (п. 1)
Право на оформление договоров имеют граждане, вселенные в жилые помещения в общежитиях до 1 марта 2005 года на период их работы на государственных унитарных предприятиях Республики Башкортостан или в государственных учреждениях Республики Башкортостан, соответствующие критериям, установленным статьей 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации":
зарегистрированные в этих общежитиях по месту жительства и фактически в них проживающие (п. 2)
С указанными в подпункте 1 пункта 2 настоящего Порядка гражданами:
1) при наличии документов, подтверждающих законность вселения, оформляются договоры социального найма; ( п. 3)
Согласно ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" Граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставленных по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
Из содержания приведенных положений статьи 13 Вводного закона следует, что без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане, проживающие в жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (1 марта 2005 г.), при одновременном наличии следующих условий:
- указанные граждане относятся к категориям лиц, выселение которых из служебных жилых помещений и общежитий без предоставления другого жилого помещения до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не допускалось ст. 108 Жилищного кодекса РСФСР;
- эти граждане должны состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, либо иметь право состоять на таком учете.
Согласно ст. 108 ЖК РСФСР Без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены:
1) инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;
2) участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии;
3) семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы;
4) семьи военнослужащих;
5) инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;
6) лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");
7) лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;
8) лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих");
9) пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;
10) члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;
11) инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц;
12) одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Указанным гражданам предоставляется жилое помещение, отвечающее требованиям статьи 97 настоящего Кодекса.
Оснований для применения к возникшим правоотношениям статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не имеется, так как ФИО1 не относится к льготной категории лиц, которые не могли быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Так же ФИО1 не представлены доказательства подтверждающие его право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности отнесения к категории малоимущие граждане, что в силу ст. 49, 51 ЖК РФ является обязательным условием признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Далее. Согласно статье 4 Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях.
Действующее законодательство предусматривает возможность приватизации жилого помещения, расположенного в общежитии, в случае, если данное общежитие передано в ведение органов местного самоуправления, утратило статус специализированного жилья в силу закона и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма (статья 7 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").
Однако обязательные условия, установленные статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", для реализации права истца в рассматриваемом споре на приватизацию отсутствуют.
Документов, подтверждающих, что здание общежития в установленном законом порядке изменило форму собственности, в связи с чем, находящийся в оперативном управлении жилищный фонд подлежал передаче в муниципальную собственность органа местного самоуправления, а у проживающих в нем граждан возникло право на приватизацию истцом не представлено.
Установлено, что спорное жилое помещение в общежитии было предоставлено истцу в связи с трудовыми отношениями и на период трудовых отношений.
На иных условиях, в том числе по договору социального найма спорное жилье истцу не предоставлялось.
Как указано в п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Поскольку нормы федерального законодательства, регулирующие предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими, а также вопросы приватизации жилищного фонда в Российской Федерации имеют большую юридическую силу по отношении к Постановлению Правительства Республики Башкортостан от 27.06.2016 № 260 «О порядке оформления прав на жилые помещения в общежитиях, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан», суд при разрешении настоящего гражданского дела считает необходимым применить нормы вышеуказанных законодательных актов.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении искового заявления ФИО1 к ГБУК Республики Башкортостан «Государственный концертный зал «Башкортостан» об обязании заключить договор социального найма жилого помещения, отказать.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к Государственному бюджетному Учреждении культуры Республики Башкортостан «Государственный концертный зал «Башкортостан» об обязании заключить договор социального найма жилого помещения - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья : Шакиров А.С.