Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 05.09.2016 |
Дата решения | 26.10.2016 |
Категория дела | Споры, связанные с предоставлением жилищных сертификатов (кроме социальных споров) |
Судья | Зайдуллин Р.Р. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 17507471-0fa7-37e3-8a7d-6c40ea54edad |
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 октября 2016 года город Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р., при секретаре ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ФИО4 комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о восстановлении права на получение жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан с вышеуказанным иском к Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ФИО4 комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, указав в обоснование, что она состоит на учете в УФМС России по Республике Башкортостан как вынужденный переселенец с 2001 года. ФИО2 принята на учет на улучшение жилищных условий в миграционную службу с ДД.ММ.ГГГГ, номер личного дела вынужденного переселенца №.За это время она не получала жилья для постоянного проживания, ссуды или субсидии на строительство (приобретение) жилья, компенсации за утраченное жилье. ФИО2 является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по категории «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами». Ежегодно ответчиком - Администрацией Кировского района ГО город Уфа в адрес исполнителя Подпрограммы - Госстроя РБ подается выписка из общего списка очередников для включения в список граждан, претендующих на получение жилищного сертификата в качестве участника подпрограммы (в качестве вынужденного переселенца), при этом сводный список составляется с учетом указанной администрацией даты постановки гражданина на учет в администрации как нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть для нее это декабрь 2001 года. В 2016 году ФИО2 была включена в сводный список под номером 17, что давало ей право на получение сертификата в самое ближайшее время. Однако письмом Главы Администрации района № от 10.05.2016г. ФИО2 было сообщено, что имеет место неполное предоставление документов, перечень которых установлен Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанной выше подпрограммы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, в результате чего истцу отказано в выдаче ФИО4 жилищного сертификата для приобретения жилого помещения. Семья ее брата состоит из четырех человек: его самого ФИО1, его жены и ее племянников. Однако, несмотря на то, что ее брат ФИО1, является ее близким родственником, он не является членом ее семьи: они не живут одной семьей, не имеют общего бюджета и не ведут общего хозяйства. Он просто предоставил ей возможность после возвращения в Россию жить не на улице, а в нормальных условиях, однако временно, без приобретения каких-либо прав на его жилье.
Истец согласно уточенным исковым требованиям просит суд признать право ФИО2 на получение ФИО4 жилищного сертификата как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по категории «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами».
Признать незаконными отказ ФИО4 комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ. №, Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить ФИО2 в список получателей ФИО4 жилищного сертификата как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по категории «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами», на 2017 год.
В судебном заседании представитель истца ФИО8 иск поддержала, просила его удовлетворить.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о времени месте рассмотрения судебного заседания, направила суду заявление, в котором указала, что она, ФИО2, проживала в Узбекистане в <адрес> вместе со своим сыном ФИО3. Вместе с ним они вернулись на родину в 2001 году и встали на учет в УФМС. Сын и она стояли на учете как члены
одной семьи, кроме того, сын являлся приравненным к участникам ВОВ. Ее сын умер в 2008 году. До его смерти он, как и она, прописан у ее брата ФИО5 в г. Уфе, по <адрес>. Они с сыном жили в зале, спали - она на диване, он на раскладушке. Они получали пенсии и вместе их расходовали. Брат ФИО5 с женой и детьми общего хозяйства с ними не вели, он с женой и детьми занимали две другие комнаты. Она с братом ФИО5 составляли договоры найма жилого помещения, которые они представляли в
миграционную службу. По договоренности с ФИО5 она ежемесячно отдает ему 1/5 часть платы за коммунальные платежи в руки. Источником ее доходов является пенсия. Она до 2016 года надеялась на получение сертификата, но ей сейчас в этом отказано. Она с братом ФИО5 общего хозяйства не ведет, у нее свой бюджет (пенсия).
Представители ответчиков Администрация Кировского района городского округа г.Уфа РБ ФИО9, ФИО4 комитета РБ по строительству и архитектуре ФИО10 возражали против удовлетворения исковых требований.
Третьи лица – ФИО12, Ф.В., Г.Х., В.М. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени месте рассмотрения судебного заседания, направили суду заявления, в котором указали, что ФИО2 приехала жить в Уфу из Узбекистана в 2001 году. Жить ей было негде, она встала на учет как вынужденная переселенка. Ей нужно было где-то жить и быть прописанной. Она попросила их об услуге. Они согласились с условиями, что ФИО2 не приобретает прав на их жилье. Она живет в их квартире, в зале стоит диван, на котором она спит. Она получает пенсию, размер которой они не знают. Она покупает себе вещи и продукты. Питается она отдельно, сама покупает себе продукты. У нее для продуктов свое место на нижней полке холодильника.Ежемесячно она отдает 1000 рублей за квартиру. Ее участие в оплате жилья предусмотрено договором найма
Представитель третьего лица Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан ФИО11 на судебном засевании иск поддержала, просила его удовлетворить.
Суд, выслушав стороны, в судебном заседании исследовав и оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 названного Кодекса.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерации провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы ФИО4 власти, так и на органы ФИО4 власти субъектов Российской Федерации.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закрепленов Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства.
Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
В силу ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пункта 2 и 4 части 1 статьи 7 Федерального закона РФ "О вынужденных переселенцах" от ДД.ММ.ГГГГ N 4530-1 федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий: включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности, предоставляют вынужденным переселенцам, нуждающимся в получении жилых помещений, социальные выплаты на их приобретение. Указанные социальные выплаты за счет средств федерального бюджета предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050, право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют категории граждан Российской Федерации, государственные обязательства по обеспечению жильем которых за счет средств федерального бюджета установлены федеральным законодательством, к ним, в том числе относятся граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в Сводные списки вынужденных переселенцев, состоящие в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы установлено, что формой ФИО4 поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы является предоставлении им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 201 1-2015 годы" утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации данной подпрограммы.
Согласно подпункту "ж" пункта 5 указанных Правил, право на участие в подпрограмме имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в Сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений.Системное толкование приведенных выше норм права в совокупности с обстоятельствами настоящего гражданского дела позволяют суду сделать вывод о том, что для предоставления гражданам государственных жилищных сертификатов необходима совокупность следующих обстоятельств: признание в установленном порядке вынужденными переселенцами, включение в Сводные списки вынужденных переселенцев, нахождение в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суд считает, что ФИО2, являясь вынужденным переселенцем, состоящей на учете в органах местного самоуправления на улучшение жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, будучи в установленном законом порядке включенной в число граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, и не имеющей жилого помещения для постоянного проживания, в силу действующего законодательства имеет право на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
Доказательства реализации истцом указанного права в материалах дела отсутствуют.
Таким образом, истец имеет право быть признанной участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по категории граждан - "вынужденные переселенцы" с даты первоначального обращения, и получение ФИО4 жилищного сертификата.
Признавая отказ ФИО4 комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ. №, Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. № незаконными, суд исходит из следующего.
В связи с принятием Федерального захода от ДД.ММ.ГГГГ №467-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О вынужденных переселенцах» (далее - Федеральный закон), которым, в том числе, вводится определение членов семьи вынужденного переселенца (пункт 3 статьи 1 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» в редакции Федерального закона), согласно которому к членам семьи вынужденного переселенца относятся проживающие с вынужденным переселенцем независимо от наличия у них статуса вынужденного переселенца его супруга (супруг), дети и родители, а также другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, ведущие с ним общее хозяйство с даты
Условия и порядок признания членом семьи определяются нормами жилищного законодательства, подлежащими применению к спорным правоотношениям.
Согласно части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" к другим родственникам могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что ФИО2 состоит на учете в УФМС России по Республике Башкортостан как вынужденный переселенец с с ДД.ММ.ГГГГ, номер личного дела вынужденного переселенца №, составом семьи: она и сын ФИО3.
Протоколом УФМС Росси по РБ от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 продлен статус вынужденного переселенца на 1 год.
Сторонами не оспаривается, что ФИО2, проживала в Узбекистане в <адрес>, вместе со своим сыном ФИО3 вернулись в 2001 году и встали на учет в УФМС.
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО2 зарегистрирована по адресу: г. Уфа, <адрес>, которая принадлежит ФИО12, Ф.В., Г.Х., В.М. на праве общей долевой собственности.
ФИО2 пользуется указанной квартирой для проживания на основании договора найма жилого помещения, заключенного с братом ФИО1
Из пояснений истца и третьих лиц следует, что ФИО2 живет в зале, спи на диване, получает пенсию, по договоренности с ФИО5 она ежемесячно отдает ему 1/5 часть платы за коммунальные платежи в руки, сама покупает себе вещи и продукты. Питается она отдельно, у нее для продуктов свое место на нижней полке холодильника.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались».
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ФИО12, Ф.В., Г.Х., В.М. членами семьи ФИО2 не являются, поскольку каждая из этих семей ведет отдельное хозяйство, имеет отдельный бюджет, доказательств обратного суду не представлено.
Иных допустимых доказательств, которые могли бы свидетельствовать об обеспеченности ФИО2 жилой площадью свыше учетной нормы, материалы дела не содержат, в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиками суду не представлены.
Согласно письму ФИО4 комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ №Д ФИО2 включена в сводный список траждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», получателей государственных жилищных сертификатов в 2016 году по РБ по категории граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами.
Порядок оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" в Республике Башкортостан осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07.03.2012г. №.
Согласно п.2.10 Порядка оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07.03.2012№, Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре, выступающий исполнителем подпрограммы, на основании списков, полученных из органов местного самоуправления, формирует до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат и утверждает его.
Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.
Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре ФИО2 была включена в сводный список граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» по категории граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами, получателей государственных жилищных сертификатов на 2017 год под номером 1.
Согласно п. 2.12. Порядка Исполнитель подпрограммы в 10-дневный срок после получения контрольных цифр бюджетных средств на основании утвержденного сводного списка, а также норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по Российской Федерации, действующего на момент получения контрольных цифр бюджетных средств, формирует и утверждает сводный список граждан - получателей сертификатов в планируемом году по каждой категории граждан (далее - сводный список получателей сертификатов). Формирование сводных списков получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.
Как следует из дела и пояснений ответчика, сводный список граждан- получателей государственных жилищных сертификатов на 2017 год по указанной подпрограмме Государственным комитетом Республики Башкортостан по строительству и архитектуре на момент разрешения спора судом не утвержден, в связи с чем в целях восстановления нарушенного права суд усматривает правовые основания для обязания указанного ответчика включить ФИО2 в список получателей ФИО4 жилищного сертификата как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по категории «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами», на 2017 год.
Руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан, ФИО4 комитету Республики Башкортостан по строительству и архитектуре о восстановлении права на получение жилищного сертификата, удовлетворить.
Признать право ФИО2 на получение ФИО4 жилищного сертификата как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по категории «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами».
Признать отказы в выдаче ФИО4 жилищного сертификата ФИО2 ФИО4 комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре от ДД.ММ.ГГГГ. №, Администрации Кировского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ. № незаконными.
Обязать Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре включить ФИО2 в список получателей ФИО4 жилищного сертификата как участника подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по категории «граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами», на 2017 год.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца через Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Председательствующий Р.Р. Зайдуллин
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.