Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 23.08.2016 |
Дата решения | 17.10.2016 |
Категория дела | В иных случаях, связанных с землепользованием |
Судья | Галлямов М.З. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | baa21c23-4de0-3e69-ab4a-8c0467739f8c |
Дело № 2-11368/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 октября 2016 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Галлямова М.З.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца ФИО4 - ФИО5,
представителя ответчика Администрации ГО г. Уфа, третьего лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа по доверенностям ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО4 к Администрации ГО г. Уфа об обязании подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с иском к Администрации ГО г. Уфа, Администрации Кировского района ГО г. Уфа об обязании подготовить и направить в адрес истца проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, общей площадью 140 кв.м., с кадастровым номером 02:55:010907:38, мотивируя тем, что он является собственником нежилого строения - гаража, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, на земельном участке общей площадью 140 кв.м. с кадастровым номером 02:55:010907:38. С целью оформления указанного земельного участка в собственность истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением. В ответ на него получил отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа, который мотивирован тем, что часть земельного участка находится в границах красных линий и согласно Решению Совета городского округа город Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» земельный участок находится в границах резервируемых земель.
Истец ФИО4 на судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил своего представителя, ходатайствует о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело при указанной явке.
Представитель истца ФИО4 - ФИО5 на судебном заседании требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа, третьего лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа по доверенности ФИО3 на судебном заседании в удовлетворении иска возражала, пояснив, что испрашиваемый земельный участок согласно Решению Совета городского округа город Уфа № от ДД.ММ.ГГГГ «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» зарезервирован для муниципальных нужд, решение было опубликовано в газете «Вечерняя Уфа» и направлено в регистрирующий орган. Согласно орто- фотосъемке, границы строения выходят за пределы границ испрашиваемого земельного участка.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает необходимым в удовлетворении иска отказать по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что ФИО4 является собственником нежилого помещения, площадью 120.1 кв.м., инвентарный №, литеры А, А1, 2 этажа, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, рядом с ПГК «Сутолока», право собственности зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 23.09.2016.
Согласно техническому паспорту на нежилое строение по состоянию на 11.01.2007, объект капитального строительства состоит из литер А, А1,А2,А3, на возведение построек разрешение не предъявлено, застроенная площадь 140,7 кв.м.
17.11.2016 истец обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, общей площадью 140 кв.м., с кадастровым номером 02:55:010907:38.
Письмом от 24.11.2015 Управление земельных и имущественных отношений Администрации ГО г. Уфа сообщило, что часть земельного участка находится в границах красных линий и согласно Решению Совета городского округа город Уфа № 41/6 от 28.01.2015 «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» земельный участок входит в перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, в связи с чем земельный участок ограничен в обороте и не может быть предоставлен в собственность.
13.01.2016 ФИО4 вновь обратился с заявлением об оформлении в собственность указанного земельного участка, на которое ответа не последовало.
Как следует из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым номером 02:55:010907:38, разрешенное использование: для эксплуатации гаражей, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, общей площадью 140 кв.м., он поставлен на кадастровый учет 21.06.2012, имеет статус временный.
Из выписки из ЕГРП от 25.03.2016 следует, что права и ограничения права на указанный земельный участок не зарегистрированы.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктами 4-7 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 5 настоящей статьи, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указаны в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 7 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
- с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
- указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу положений подпункта 13 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 561, решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки. Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков. Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования. Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно решению Совета городского округа город Уфа № 41/6 от 28.01.2015 «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» земельный участок с кадастровым номером 02:55:010907:38 включен в число зарезервированных в целях размещения объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для муниципальных нужд, исходя из проекта планировки и концепции инженерного обеспечения застройки территорий, прилегающих к проспекту Салавата Юлаева на участке от мостового перехода через <адрес> до <адрес> в г. Уфе (утвержден Постановлением главы Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан 6 декабря 2004 года N 4572). Срок резервирования установлен до 1 января 2019 года.
Таким образом, в силу приведенных норм закона обременение в виде резервирования земельных участков для муниципальных нужд должно быть опубликовано в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации и вступает в силу не ранее указанного момента.
Указанное решение было опубликовано в газете "Вечерняя Уфа", N 17-18(12665-12666), 29.01.2015.
Кроме того, Совета городского округа город Уфа № 41/6 от 28.01.2015 «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд» было представлено в Управление Росреестра по Республике Башкортостан для государственной регистрации ограничения (обременения) прав.
Отсутствие сведений в Государственном кадастре недвижимости и в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ограничения о государственной регистрации ограничения прав в виде резервирования земельного участка для муниципальных нужд не влияет на статус земельного участка, как ограниченного в обороте, т.к. решение Совета городского округа г. Уфа за N 41/6 от 28 января 2015 года вступило в силу независимо от такой регистрации, не оспорено, не отменено, недействительным не признано.
Поскольку ФИО4 обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность после принятия и опубликования решения Совета городского округа город Уфа № 41/6 от 28.01.2015 «О резервировании земель в границах городского округа город Уфа Республики Башкортостан для муниципальных нужд», которым земельный участок был зарегистрирован для муниципальных нужд, суд приходит к выводу о том, что данный земельный участок ограничен в обороте и до окончания срока резервирования не может быть предоставлен в частную собственность.
Согласно пункту 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу положений пунктов 1, 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.
Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.
Из технического паспорта нежилого помещения следует, что истцом было произведена самовольная реконструкция нежилого помещения, возведены литеры А2,А3, за счет чего изменилась площадь застройки объекта капитального строительства – 140, 7 кв.м., общая площадь нежилого помещения увеличилась со 120,1 кв.м. до 161,8 кв.м.
Поскольку доказательств того, что реконструкция указанного нежилого помещения была осуществлена с получением разрешения на строительство на земельном участке, предоставленном для этих целей в установленном законом порядке, не представлено, суд считает, что объект капитального строительства, расположенный на испрашиваемом земельном участке имеет признаки самовольной постройки.
Исходя их схемы земельного участка, он образован таким образом, что самовольно возведенные литеры располагаются на испрашиваемом земельном участке и конфигурация границ земельного участка аналогична конфигурации наружных стен самовольно реконструированного нежилого помещения.
Вместе с тем, лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности и не имеет права на приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов, что в соответствии с подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в предоставлении земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении искового заявления ФИО4 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании подготовить и направить в адрес истца проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, общей площадью 140 кв.м., с кадастровым номером 02:55:010907:38, отказать.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 27, 39.2, 39.16, 39.17, 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, 1, 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО4 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании подготовить и направить в адрес истца проект договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: г. Уфа, Кировский район, <адрес>, общей площадью 140 кв.м., с кадастровым номером 02:55:010907:38, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Решение суда в окончательной форме принято 18.10.2016.
Судья М.З. Галлямов