Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 22.08.2016 |
Дата решения | 28.09.2016 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Сиражитдинов И.Б. |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | be6b0da0-6866-3804-9fbe-442c6168da02 |
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 сентября 2016 года г. Уфа
Кировский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Сиражитдинова И.Б., при секретаре Халитовой В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан о обязании заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты,
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан о обязании заключить договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Требования мотивированы тем, что приказом Министерства [СКРЫТО] РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-Д «Об утверждении решения комиссии» ему было отказано в заключении договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты. Данное решение считает незаконным, нарушающим его право на получение компенсации в размере 1 000 000 руб.
С заявлением о заключении договора истец обратился в октябре 2014 <адрес> решение комиссии об отказе и Приказ о его утверждении он своевременно не получил, сведения об этом ему стали известны из письма Минздрава РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, полученных после его письменного обращения ДД.ММ.ГГГГ.
В 2010 г. он с отличием окончил ГБОУ ВПО «БГМУ», решением государственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ему присуждена квалификация Врач по специальности Лечебное дело. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил интернатуру по специальности отариноларингология, ДД.ММ.ГГГГ получил сертификат по специальности Отариноларингология, в 2013 г. закончил ординатуру ГБОУ ВПО «ЬГМУ», присвоена квалификация врач по направлению подготовки «отариноларингология».
ДД.ММ.ГГГГ он был принят на должность врача отариноларинголога в ГБУЗ РБ Малоязовская ЦРБ. ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с призывом на военную службу. По состоянию здоровья в/ч № Министерства обороны РФ в отношении него было вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ об убытии из войсковой части.
ДД.ММ.ГГГГ был принят на должность врача отариноларинголога в ГБУЗ РБ Малоязовская ЦРБ, по настоящее время продолжает там работать.
До того, как переехать в <адрес>, он проживал, обучался и работал в г. Уфе, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал врачом оториноларингологом в ГКБ №, очно обучался в ординатуре Башгосуниверситета, диплом об окончании которой ему был выдан ДД.ММ.ГГГГ В 2010 г. его мать приобрела жилое помещение по адресу г. Уфа, <адрес>, где он и проживал до переезда в <адрес>.
С момента устройства на работу, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время постоянно проживает в <адрес>, арендует жилье по адресу <адрес>5.
Согласно приложенной к пояснительной записке главного врача ГБУЗ РБ Малоязовская ЦРБ № от ДД.ММ.ГГГГ справке-обоснованию он был принят на должность врача-оториноларинголога в связи с острой необходимостью во врачебных кадрах по специальности оторинолорингология и наличия вакансий.
Полагает, что конкретная причина отказа Минздравом РБ не указана.
Считает отказ Минздрава РБ незаконным, нарушающим его право на получение денежных средств в размере 1 000 000 руб. На сегодняшний день у него нет своего жилья, других финансовых источников кроме заработной платы он не имеет, его отец умер в 1998 г., его матери 64 года, она пенсионер.
На основании изложенного просит суд обязать [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ заключить с ФИО1 договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и выплатить ему компенсацию в размере 1 000 000 руб., предусмотренную Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании».
Истец ФИО1 и его представитель ФИО3 (ордер в деле) исковые требования подержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО4 (доверенность в деле) исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать. Представил суду возражения, в которых указал, что диплом о высшем образовании получил ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ был принят на работу в ГБУЗ РБ ГКБ № г. Уфы. То есть, после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования он не прибыл в сельский населенный пункт.
Представитель третьего лица ГБУЗ РБ Малоязовская ЦРБ ФИО5 (главный врач согласно приказу №-Л от ДД.ММ.ГГГГ) иск ФИО1 поддержал, просил его удовлетворить.
Третье лицо ГУ ТФОМС РБ явку своего представителя на судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии третьего лица.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", в 2013-2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника.
Основной целью правовой нормы, установленной частью 12.1 ст. 51 Федерального закона N 326-ФЗ является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты. Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Установлено, что ФИО1 окончил ГОУ ВПО «БГМУ», решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 присуждена квалификация «Врач» по специальности «Лечебное дело», что подтверждается Дипломом с отличием ВСА 0428122.
Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ГБУЗ РБ Малоязовская ЦРБ, ФИО1 работает врачом-оториноларингологом поликлиники с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-Ки2. Указанное также подтверждается записью в трудовой книжке ТК-II №.
Из искового заявления следует, что истец в октябре 2014 г. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, как медицинскому работнику в возрасте до 35 лет, прибывшему в 2013-2014 гг. после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт.
Как следует из уведомления Минздрава РБ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно приказу Министерства [СКРЫТО] РБ от ДД.ММ.ГГГГ №-Д «Об утверждении решения комиссии», принято решение об отказе в заключении с истцом договора на предоставление Единовременной компенсационной выплаты, на основании учета оценки совокупности критериев, решающими из которых были очередность подачи специалистом заявления, наличие у специалиста дефицитной специальности, а так же острота потребности медицинской организации в данном специалисте.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ N 474, в целях укомплектования учреждении [СКРЫТО] Республики Башкортостан, расположенных в сельской местности, специалистами с высшим медицинским образованием, разработан Порядок в соответствии со статьей 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и определена процедура заключения [СКРЫТО] [СКРЫТО] Республики Башкортостан с медицинским работником в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок Республики Башкортостан из другого населенного пункта, договора о предоставлении единовременной компенсационной выплаты (далее соответственно – Порядок, медицинский работник, договор).
Согласно п. 2 Порядка, для заключения договора медицинский работник представляет в [СКРЫТО] следующие документы: а) заявление о предоставлении единовременной компенсационной выплаты; б) копию документа, удостоверяющего личность; в) копии документов о высшем профессиональном образовании и об обязательном последипломном образовании, заверенные работодателем; г) заверенную работодателем копию трудового договора, заключенного с государственным учреждением [СКРЫТО] Республики Башкортостан, предусматривающего обязанности медицинского работника отработать не менее пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников; д) копию трудовой книжки, заверенную работодателем; е) реквизиты лицевого счета, открытого медицинским работником в кредитной организации. При подаче заявления о предоставлении единовременной компенсационной выплаты для сверки документа, удостоверяющего личность, медицинским работником представляется оригинал.
В соответствии с п. 3 Порядка, [СКРЫТО] в течение 10 дней со дня получения заявления рассматривает представленные медицинским работником документы и принимает решение о заключении договора или об отказе в его заключении.
Пунктом 4 Порядка предусмотрено, что Решение оформляется приказом Министерства.
Согласно п. 2 Порядка ������������?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????????????????���??????????�?????????????????????�???????????�????��?????????????j�?????????????????????�??????????�???????�????????????�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�����?�����
Из п. 6 Порядка следует, что [СКРЫТО] в трехдневный срок со дня принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего Порядка, направляет медицинскому работнику уведомление о принятом решении. При принятии решения об отказе в заключении договора в уведомлении указывается причина отказа.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1798-О, отмечено, что правовое регулирование, установленное в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", осуществлено в пределах дискреционных полномочий законодателя и направлено на создание дополнительных стимулов к переезду на работу в сельские населенные пункты и рабочие поселки для молодых квалифицированных специалистов (медицинских работников), что согласуется с целями проводимой государством социальной политики и не может рассматриваться как нарушающее конституционные предписания и трудовые права.
В указанном выше Федеральном законе дана основополагающая характеристика понятию единовременная выплата, а именно, она должна носить компенсационный характер. То есть единовременная компенсационная выплата призвана возместить медицинскому работнику понесенные вследствие прибытия (переезда) на работу в сельский населенный пункт затраты.
Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита, поскольку иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии указанного выше федерального закона, призванным с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты, стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами, условиями проживания.
Таким образом, единовременная компенсационная выплата имеет целевое назначение, предоставляется в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
ДД.ММ.ГГГГ утвержден приказ №-Д, которым принято решение об отказе в заключении с ФИО1 договора на предоставление единовременной компенсационной выплаты на основании учета оценки совокупности критериев, решающими из которых были очередность подачи специалистами заявлений, наличие у специалиста дефицитной специальности, а также острота потребности медицинской организации в данном специалисте.
Из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан, видно, что в повестку дня включено рассмотрение документов, представленных медицинскими специалистами на их соответствие положениям ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", всего рекомендовано к заключению договоров 50 человек (приложение № к протоколу), а также принято решение об отказе в заключении договоров на предоставление компенсационной выплаты медицинским сотрудникам в количестве 100 человек, в том числе – ФИО1, в качестве причины отказа указано: «в соответствии с потребностью медицинских организаций Республики Башкортостан, представленной их руководителями и с учетом дефицита наиболее востребованных специальностей».
Согласно ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах осуществляется в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан - медицинским работникам единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 - 2014 годах, следует, что они закрепляют механизм реализации права на единовременные компенсационные выплаты, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде единовременных компенсационных выплат, а также порядок реализации гражданами права на получение таковых.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде единовременных компенсационных выплат, с заявлением о предоставлении таковой, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие соответствие ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой выплата может быть предоставлена таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Внеочередное или первоочередное предоставление выплат кого-либо из категорий граждан, указанных в ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" данный Закон не предусматривает.
Согласно п. 3.18 Положения о Министерстве [СКРЫТО] Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 310, [СКРЫТО] в соответствии с возложенными на него задачами реализует в пределах своей компетенции программы кадрового обеспечения системы [СКРЫТО], определяет потребность в медицинских и фармацевтических кадрах.
Поэтому учет оценки очередности подачи специалистами заявлений, отсутствие у специалиста ФИО1 дефицитной специальности, а также острота потребности медицинской организации в данном специалисте правомерно оценены в решении комиссии Министерства [СКРЫТО] Республики Башкортостан.
Кроме того, суд принимает во внимание, что решением Государственной аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 присуждена квалификация «Врач» по специальности «Лечебное дело», диплом серии ВСА № выдан ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят в оториноларингологическое отделение ГБУЗ РБ ГКБ № г. Уфы на должность врача-оториноларинголога.
Частью 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что в 2013-2014 годах осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок.
Однако, ФИО1 после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования не прибыл непосредственно на работу в сельский населенный пункт, а был принят на работу в ГБУЗ РБ ГКБ № г. Уфы.
Таким образом, ФИО1 не соответствует требованиям ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №326-ФЗ, что в соответствии с п. 5 Порядка, утвержденного Постановление Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ N 474, влечет отказ в заключении договора на предоставлении единовременной компенсационной выплаты.
Кроме того, как следует из трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ, в 2012 г. истец был зарегистрирован по адресу РБ, Буздякский район, <адрес>, то есть проживал так же в сельском населенном пункте. В связи с чем, при переезде в <адрес> каких-либо неудобств, обусловленные менее комфортными, по сравнению с иными (не сельскими) населенными пунктами, условиями проживания, не испытывал.
Анализируя изложенное выше в совокупности, законных оснований для удовлетворения требований ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан суд не находит, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству [СКРЫТО] Республики Башкортостан об обязании [СКРЫТО] [СКРЫТО] РБ заключить с ФИО1 договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты и выплатить ему компенсацию в размере 1 000 000 руб., предусмотренную Федеральным законом «Об обязательном медицинском страховании», - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд города Уфы.
Судья И.Б. Сиражитдинов