Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан |
Дата поступления | 12.08.2016 |
Дата решения | 14.09.2016 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Казбулатов И.У. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 96e9c3e7-0bb6-3a29-9c03-c92e5fcee8b6 |
Дело № – 10900/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Уфа 14 сентября 2016 года
Кировский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Казбулатова И.У.,
при секретаре Галиевой Ю.З.,
с участием прокурора ФИО4,
представителя ответчика ГУП «Табигат» ФИО5,
представителя ответчика ООО РО «Эко-Сити» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Государственному унитарному предприятию «Табигат» Республики Башкортостан, ООО Региональный оператор «Эко-Сити» об обязании разработать и представить на утверждение проект санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Управлении Роспотребнадзора по Республике Башкортостан,
установил:
Башкирский природоохранный межрайонный прокурор обратился в Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан с иском к ГУП «Табигат» Республики Башкортостан, ООО Региональный оператор «Эко-Сити» в котором просит обязать ответчиков разработать и представить на утверждение проект санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов ТБО в <адрес>, расположенного по адресу: РБ, Ермекеевский район и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Управлении Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, обязать исполнить решение суда в течение трех месяцев со дня принятия судебного решения.
В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка и установлено, что полигон твердых бытовых отходов ( ТБО) в <адрес>, расположенного по адресу: РБ, Ермекеевский район, находящийся в государственной собственности Республики передан ГУП «Табигат» РБ на праве хозяйственного ведения.
На основании договора №/ А от ДД.ММ.ГГГГ о передаче объекта государственного имущества РБ, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в аренду без права выкупа, указанный полигон ( ТБО) на срок до ДД.ММ.ГГГГ с момента подписания акта приема-передачи передан в аренду ООО Региональный оператор «Эко-Сити».
В силу п.2.3.4 данного договора аренды, арендатор обязуется соблюдать на арендуемом объекте экологические, санитарные, противопожарные и иные требования, установленные законодательством РФ в области охраны окружающей среды, здоровья и безопасности человека. Согласно п.2.3.7 договора арендатор обязан содержать объект прилегающую к нему территорию в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии, а также постоянно поддерживать в надлежащем состоянии находящееся в нем имущество и оборудование.
Согласно информации Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан санитарно-эпидемиологическое заключение на проект расчетной санитарно-защитной зоны для полигона твердых бытовых отходов в <адрес> не выдавалось.
В ходе прокурорской проверки, проведенной в ГУП «Табигат» РБ, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны для полигона в <адрес> также представлено не было.
В связи с тем, что у ответчиков отсутствует разработанный и утвержденный проект санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого им полигона твердых бытовых отходов, им не обеспечивается уменьшение воздействия источников загрязнения среды обитания на здоровье человека, и, соответственно, не обеспечивается соблюдение гигиенических нормативов, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.
Представитель третьего лица Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношении Республики Башкортостан по Ермекеевскому району, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, в письменном отзыве указал, что не возражает против удовлетворения исковых требований.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель истца старший помощник Башкирского природоохранного прокурора ФИО3 - ФИО4 исковые требования поддержал полностью и просил удовлетворить их по основаниям, приведенным в иске.
Представитель ответчика ГУП «Табигат» ФИО5 в удовлетворении иска просил отказать по основаниям, изложенные в письменном отзыве.
Представитель ответчика ООО Региональный оператор «Эко-Сити» в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенные в отзыве.
Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Разрешая спор, суд руководствуется статьей 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в соответствии с которой организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также суд принимает во внимание положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Так, статьей 2 указанного Закона, органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам, а отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 2 ст. 21, п. 1 ст. 22 Закона).
На основании ст. 8 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
В силу ч. 1 ст. 24 указанного закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусматривает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Кроме того, суд учитывает постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 16, которым введены в действие Санитарные правила (вместе с "СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01.2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила" – Далее Правила), устанавливающие гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов. Требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией таких полигонов (п. 1.2 этих Правил).
Из п. 2.1 Правил следует, что полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения. Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов (п. 3.6 указанных Санитарных правил).
Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды).
В соответствии с п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств
Принимая во внимание указанные нормы права, суд считает, что требования по безопасности и проектированию полигонов твердых бытовых отходов относятся, в т.ч. и к тем полигонам, которые уже эксплуатируются (п. 1.1, 1.2, 3.6 Санитарных правил СП 2.ДД.ММ.ГГГГ-01), и иным образом безопасность для населения эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов обеспечена быть не может.
В ходе прокурорской проверки, проведенной в ГУП «Табигат» РБ, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны для полигона в <адрес> также представлено не было.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, а именно, что по сведениям Управления Роспотребнадзора по Республике Башкортостан соответствующий проект не представлялся в учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и по нему не получено санитарно-эпидемиологическое заключение, а также, что проектная документация санитарно-защитной зоны не разработана, суд отклоняет как необоснованный довод со стороны ответчика о том, что подобного проекта не требуется.
В соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проект санитарно-защитной зоны утверждается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.
Указанное санитарно-эпидемиологическое заключение, согласно ст. 42 и ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» выдается главными государственными санитарными врачами и (или) их заместителями по субъектам Российской Федерации.
В связи с тем, что у ответчиков отсутствуют разработанный и утвержденный проект санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого им полигона твердых бытовых отходов им не обеспечивается уменьшение воздействия источников загрязнения среды обитания на здоровье человека, и соответственно, не обеспечивается соблюдение гигиенических нормативов, чем нарушается право граждан на благоприятную окружающую среду.
Кроме того, как следует из Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П "По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" (далее Постановления Конституционного Суда Российской Федерации) остается действующей позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 26-П, в котором указано, что Конституционная обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, по смыслу взаимосвязанных положений статей 42 и 58 Конституции Российской Федерации, имеет всеобщий характер и предполагает в условиях рыночной экономики покрытие издержек на осуществление государством мероприятий по восстановлению окружающей среды прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей на природную среду негативное воздействие, а от самой публичной власти требует принятия мер, направленных на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков. В реализации экологической функции государства участвуют и органы местного самоуправления, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены законом как создание условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и обеспечение проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования. Соответственно, само по себе отнесение сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов к компетенции органов местного самоуправления городских округов не отступает от конституционных гарантий местного самоуправления.
Вместе с тем, Конституционный Суд Российской Федерации указал в вышеуказанном Постановление, что содержание данной компетенции должно раскрываться с учетом специального отраслевого законодательного регулирования, включая закрепленные в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" принцип "загрязнитель платит" (статья 3) и обязанность юридических и физических лиц, которые осуществляют эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводить мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством (пункт 2 статьи 39).
Учитывая, что ГУП «Табигат» РБ владеет объектом государственного имущества РБ на праве хозяйственного ведения, а ООО Региональный оператор «Эко-Сити» арендует полигон, следует удовлетворить иск и в отношении каждого из ответчиков. Довод ответчика ООО Региональный оператор «Эко-Сити» о том, что полигон ТБО <адрес> района является действующим и расположен за пределами жилой застройки суд полагает необоснованными и подлежащими отклонению.
При вынесении решения суда невозможно применение, использованного в иске определения солидарной разработки проекта ответчиками и последующего его утверждения, по нижеследующим основаниям.
В силу ст.322 ГК РФ:
1. Солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
2. Обязанности нескольких должников по обязательству, связанному с предпринимательской деятельностью, равно как и требования нескольких кредиторов в таком обязательстве, являются солидарными, если законом, иными правовыми актами или условиями обязательства не предусмотрено иное.
Между тем подобного вида солидарного обязательства, как разработка проекта и его утверждение, не предусмотрено ни законом, ни договором, в связи с чем суд считает необходимым удовлетворить требования в отношении каждого из ответчиков без указания на солидарный характер обязательства.
Таким образом, исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к ответчикам об обязании разработки и представление на утверждение проекта санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого объекта подлежат удовлетворению.
Суд считает разумным срок в три месяца для исполнения решения суда, после вступления в законную силу, поскольку доказательств опровергающих это в судебном заседании не представлено.
С ответчиков подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в общем размере 6 000 руб. – по 3000 руб. с каждого из ответчиков, за удовлетворенное неимущественное требование в отношении юридического лица, с учетом того, что прокурор при подаче иска был освобожден от уплаты госпошлины.
В соответствии со ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора к Государственному унитарному предприятию «Табигат» Республики Башкортостан, ООО Региональный оператор «Эко Сити» об обязании разработать и представить на утверждение проект санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Управлении Роспотребнадзора по Республике Башкортостан удовлетворить.
Обязать ГУП «Табигат» и ООО Региональный оператор «Эко-Сити» разработать и представить на утверждение проект санитарно-защитной зоны вокруг эксплуатируемого полигона твердых бытовых отходов <адрес>, расположенного по адресу: РБ, Ермекеевский район и получить санитарно-эпидемиологическое заключение в Управлении Роспотребнадзора по Республике Башкортостан, обязать исполнить решение суда в течение трех месяцев с момента вступления данного решения суда в законную силу.
Взыскать с ГУП «Табигат» и ООО Региональный оператор «Эко-Сити» в доход государственную пошлину по 3000 руб. с каждого из ответчиков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Уфы в течение месяца.
Председательствующий И.У.Казбулатов